После визита в Киев госсекретаря Энтони Блинкена в сопровождении известной «специалистки» по Украине Виктории Нуланд Зеленский и его команда развили такую бурную деятельность, что впору говорить «с цепи сорвался».
Были проведены обыски у отстраненного председателя Конституционного суда Александра Тупицкого. Целая череда обысков, изъятий документов, вручений уведомлений о подозрении и прочих следственных действий прошла в Киевской госадминистрации, офисах и домах приближенных к её руководителю людей и структур, включая главу исполкома партии «УДАР» Артема Палатного, т. е. откровенно атакован Виталий Кличко.
Также инициировано увольнение трех важных членов Кабинета министров: министра экономики Игоря Петрашко, министра инфраструктуры Владислава Криклия и министра здравоохранения Максима Степанова. По информации СМИ, первые двое уже написали заявление «по собственному желанию». Глава МОЗ решил сопротивляться, и его судьбу будет решать Верховная рада.
Но главный удар был нанесен по Виктору Медведчуку. Ему было предъявлено обвинение в госизмене, и прокуратура потребовала заключения его под стражу с возможностью внесения залога на сумму 300 миллионов 900 гривен.
Выглядит это так, как будто Зеленский получил от Блинкена полный карт-бланш, но, что интересно, все инсайды (подчеркну это, альтернативных утечек не было) утверждали, что переговоры оказались для украинского президента крайне тяжелыми. Особенно в свете случившегося накануне визита увольнений очевидной американской креатуры Андрея Коболева из «Нафтогаза» и такой «заслуженной» перед Вашингтоном фигуры, как Мустафа Найем из «Укроборонпрома».
Сообщают, что «Зеленскому озвучили множество претензий и сказали, что “играться” никто не будет. Блинкен и Белый дом не мальчики на побегушках. И кое-кто явно перепутал место. Если коротко, то это звучало так: это США решают, как и что будет развиваться в Украине. Президенту объяснили, что его “нарисованные” сейчас 30 процентов поддержки при желании через полгода могут оказаться тремя процентами, если он не спустится с небес на землю».
А вот более подробный разбор:
«1. Блинкен потребовал от Зеленского, чтобы все украинские госкорпорации были переподчинены иностранцам. Чтобы во всех наблюдательных советах большинство было или прямо у иностранцев или у доверенных людей иностранцев. И прямо потребовал восстановить американского человека Коболева в руководстве “Нафтогаза”. А Зеленский много воевал, чтобы убрать Коболева.
2. Блинкен потребовал оставить в подчинении иностранцев всю так называемую антикоррупционную вертикаль власти.
3. Блинкен потребовал вывести судебную систему Украины в подчинение иностранцам.
4. Блинкен потребовал, чтобы Зеленский занялся борьбой с украинскими олигархами для передачи больших кусков украинской экономики иностранцам. И земли при приватизации тоже…
6. Блинкен потребовал, чтобы заслуженные американские агенты были неприкасаемыми для украинского закона и украинской власти. Их назвали заслуженными деятелями гражданского общества. Нуланд составила список неприкасаемых, и с ними отдельно встретился Блинкен».
Также сообщают, что «сигнал от Нуланд ― по НАТО тему не педалируйте, занимайтесь реформами, вывеска вам ничего не даст», как рассказал источник в парламенте. Это был ответ в том числе на просьбы взять Украину в альянс, которые высказывались еще до нынешнего визита.
«Блинкен предупредил, что возможно вторжение войск России на украинскую территорию. И в этом случае Зеленский может рассчитывать на огромную политическую помощь. Но на военную ― нет. Поэтому не надо Россию провоцировать. Путин уже доведен до кипения и может принять резкое решение».
При этом, опять же согласно инсайдам, в Офисе президента не намерены выполнять все инструкции, выданные госсекретарем США, т. е. решили «сопротивляться». И действительно, очень похоже на это, особенно показательна беспрецедентная атака на Кличко, которого, опять-таки по некоторой информации, за океаном рассматривают как возможную замену Зеленскому.
Конечно, ко всем таким слухам нужно относиться с большой осторожностью, ведь почти все украинские политики (кроме разве что того же Медведчука) спят и видят себя фаворитами Вашингтона и сами запускают подобные слухи для подъема собственного реноме в «незалэжной державе» типа «господин назначил меня любимой женой». Но ведь и сам факт таких слухов уже реальный политический фактор, который приводит к определенным действиям.
Медведчук же ― это тот случай, когда интересы Зеленского и Вашингтона совпали. Для украинского президента ОПЗЖ прежде всего сильный электоральный конкурент.
Ведь выиграл он выборы как «кандидат мира», подавляющее большинство отдавших ему свои голоса, связывали с ним надежды (насколько обоснованные ― другой вопрос) на прекращение вялотекущей войны на Донбассе и постепенную нормализацию отношений с Россией, пусть и без братства.
Поэтому действия, направленные на разгром ОПЗЖ и изгнание из политической жизни Украины её лидера, американцы полностью поддерживают, но, похоже, еще более веская причина их неприятия Медведчука то, что он не ориентируется на Вашингтон, поддерживает контакты с Москвой и единственный (вместе со своей политсилой), кто открыто выступает и борется против навязываемого режима прямого внешнего управления.
И для Зеленского это отличная возможность отчитаться перед американцами: вот видите, стараюсь, ― т. е. расчет на то, что рвение, проявленное на одном направлении, сможет снизить прессинг за недоработки на других.
Как такой отчет перед американцами выглядит написанная Зеленским колонка для журнала «Фокус», специально посвященная наезду на Медведчука: «Впервые за много лет не увеличилось, а уменьшилось количество олигархов. Минус Медведчук.
С помощью законных инструментов Медведчук был лишен возможности использовать медиаактивы и государственное имущество, для того чтобы откровенно бить по стране и наносить разрушительный вред государственной безопасности.
Будут еще минусы, пока все олигархи не станут просто крупными бизнесменами… В ближайшее время обществу будет представлен фундаментальный законопроект о деолигархизации, который зафиксирует системный взгляд на эту проблему».
В общем, «работаем, гражданин начальник». Ну, если дальше застопорится, то пока в Вашингтоне это заметят, пока снова начнут прессовать, по крайней мере не один месяц пройдет.
Конечно, такая игра в кошки-мышки с «Вашингтонским обкомом» весьма рискованна, но, во-первых, любому начальнику мало формального статуса своей должности, чтоб добиться настоящих авторитета и дисциплины у подчиненных, тем более партнеров, даже более слабых и зависимых. И возможно, в Офисе Зеленского решили, что, пока реальных репрессий не последовало, только грозные предупреждения за закрытыми дверями (чуть не написал «китайские»), можно попробовать вести свою игру.
Тем более что действительно определенные козыри у Банковой есть. Комбинация по смене нынешней украинской власти априори означает серьезнейший политический кризис с непредсказуемыми последствиями, который может открыть для Москвы большое окно возможностей, притом что совсем уж бросить Украину на «растерзание агрессору» Вашингтон не может, как и её признать публично виновной в очередном обострении с Россией.
Она априори «жертва», и когда возникает вопрос об «угрозе независимости», естественно, не время предъявлять властям Украины какие-либо претензии. Этим регулярно пользовался предшественник Зеленского, в сложные для себя моменты в отношениях с Западом всегда затевая провокации против России.
Поэтому нужно особо отметить антироссийский контекст репрессий против Виктора Медведчука. Ведь всеми они рассматриваются как откровенный вызов не только России как державе, но и лично её лидеру, по сути, еще более отрезающий пути к какому-либо смягчению напряженности в отношениях и урегулированию конфликта на Донбассе.
И ответ из Москвы последовал: «Судя по всему ― и это очень печально, ― Украину медленно, но верно превращают в какой-то антипод России, в какую-то анти-Россию, в какую-то площадку, с территории которой мы постоянно, судя по всему, будем получать требующие особого с нашей стороны внимания с точки зрения обеспечения безопасности Российской Федерации.
Сейчас, как известно, там происходит совершенно очевидная зачистка политического поля. Закрываются общенациональные средства массовой информации ― и ничего, наши партнеры западные никак на это не реагируют, если не сказать поддерживают решения подобного рода», ― заявил Владимир Путин.
Рискнем быть нескромными, но российский лидер в конспективной и более дипломатичной форме озвучил то, о чем впервые когда-то давно написал главный редактор «Альтернативы». Более того, сам термин «анти-Россия» впервые появился на страницах нашего издания. Андрей Ваджра 13 лет назад написал: «Украинство никогда не было самостоятельным. У него всегда был “старший брат”, будь то австриец, германец или американец. Украинство всегда было частью большого антирусского проекта. “Украина” изначально задумывалась как “анти-Россия”». А вот что он писал в июле 2008 года: «Украинство не способно существовать вне рамок русофобии, вне хронической ненависти ко всему русскому, вне холопского бунта. Именно поэтому я и говорил, что проект “Ukraina” по своей сути является проектом “анти-Россия”». После этого термин «анти-Россия» вошел в политический и журналистский обиход.
Но с этого момента это уже не мнение «Альтернативы», а позиция главы государства, причем озвученная перед заседанием российского Совбеза, т. е. как главная тема его заседания. И это очень важный сигнал всем «заинтересованным сторонам», что Москва может пойти на самые серьезные шаги для устранения этой перманентной проблемы и угрозы, которые и так обеспокоены тем, что «Путин уже доведен до кипения и может принять резкое решение».
В общем, очень «острое блюдо» заварили в Киеве. И логично представляется сомнительным, чтобы такой робкий персонаж, как Зеленский, был способен не только разыгрывать такие многосложные комбинации, но и, главное, имел достаточно воли, чтобы их реализовывать.
Тут чувствуется рука гроссмейстера, и достаточно несложно его вычислить. Как раз в эти дни канал «1+1» выпустил в эфир больше интервью с украинской «первой леди» Еленой Зеленской. Это тоже политический сигнал, однозначно показывающий, что в отношениях Владимира Зеленского и Игоря Коломойского ныне все замечательно.
О «политическом папе» нынешнего украинского президента хорошо известно, что он не просто мастер, но и большой любитель азартных и изощренных комбинаций в бизнесе и политике, что для него это давно уже не столько добывание «хлеба насущного» (с этим и так все в порядке), сколько азартная страсть, как у игромана.
Еще в 2007 году один из его приближенных рассказывал: «Сегодня для него драйв ― это уж никак не зарабатывание денег. Ему интересны красивые комбинации, решение каких-то проблем».
А проблемы у него сегодня, наверно, самые большие за всю карьеру: его «умножением на ноль» всерьез занялась администрация США, в списке подлежащих деолигархизации он занимает, если брать публичные заявления, место даже впереди Виктора Медведчука.
И тут действительно крайне не любящему ни в чем проигрывать игроку впору идти ва-банк, затевать сложную и рискованную игру ― попытаться отдать американцам на растерзание вместо себя Виктора Медведчука, одновременно заставив американцев быть сдержаннее.
Тут снова нужно вернуться к тем характеристикам, которые давались Коломойскому в домайданные времена. Отмечалось, что жесткие корпоративные битвы Коломойский старается не переводить в личную плоскость, более того, очень часто сами «войны» приводят к заключению мира, по которым бывшие противники становятся партнерами, иначе говоря, пускают Коломойского в свой бизнес на тех или иных условиях.
Ну а сегодня, когда некогда «главного рейдера Украины» решили «раскулачить» (а может, и свободы лишить) куда более могущественные глобальные игроки, ему самому остается попытаться добиться от них приемлемого для себя компромиссного мира. С Москвой при этом он также пытается играть, давая понять, что Украине нужно иметь дело именно с ним как с человеком, который в состоянии «решать вопросы».
Что же касается Зеленского, которому вроде бы самое время сдать своего давнего патрона, то мне сложно представить, что, выпуская оного на высокую политическую орбиту, Игорь Валерьевич заранее не озаботился рычагами, которые позволили бы надежно держать в руках президента-шоумена. Это может быть что угодно, вплоть до некоего видео. И опять-таки это полностью в стиле Игоря Коломойского.
Делать же прогнозы, чем закончится эта захватывающая игра, достаточно сложно.
Дмитрий Славский
Комментариев нет:
Отправить комментарий