среда, 27 марта 2024 г.

«Пчёлка» жалит с гарантией: В войну беспилотников вступает принципиально новый российский летательный аппарат



Носитель дронов-камикадзе доставит их до места, направит на цель, запечатлеет результаты

Номенклатурный перечень беспилотных летательных аппаратов, активно применяющихся в зоне специальное военной операции, постоянно пополняется принципиально новыми изделиями. Совсем недавно стало известно еще об одном таком пополнении российских арсеналов — многоцелевой беспилотной платформе «Пчелка».

Этот БПЛА может использоваться как носитель специальной радиоэлектронной аппаратуры, например ретранслятора радиосигнала, а также выполнять функции «матки» для транспортировки легких дронов-камикадзе, в разы увеличивая дальность их боевого применения.

Примечательно, что первая информация о появлении в зоне СВО (на Артемовском направлении) не встречавшегося ранее российского беспилотника, отличающегося оригинальной архитектурой, поступила от представителей «самой сильной армии Европы». Спустя неделю Telegram-канал «Русский инженер» опубликовал некоторые технические подробности, касающиеся беспилотного летательного аппарата смешанной схемы, получившего красноречиво-романтическое название «Пчелка» (не путать с советским БПЛА «Пчела-1Т», совершившим свой первый полет еще в апреле 1986 года).

Уже упомянутая выше смешанная схема характеризуется наличием особой конструкции, объединяющей агрегаты вертолета и самолета, что позволило разработчику обеспечить желаемые летные, технические и взлетно-посадочные характеристики. Силовая установка беспилотного летательного аппарата состоит из двигателя внутреннего сгорания и комплекта электромоторов.

Мы не откроем Америки, сказав о перманентно возрастающем массовом применении дронов-камикадзе в зоне СВО, уже давно доказавшими свою высочайшую боевую эффективность. И сегодня можно высказать вполне обоснованное предположение, что некоторая часть инженерных укреплений и бронированной техники захисников незалежности перейдут в категорию законных целей «Пчелки».

Тем более, что существовавший в отношении этого БПЛА режим секретности уже не нуждается в таком строгом соблюдении, поскольку противнику о нем уже известно.

Первое публичное представление «Пчелки» состоялось в июле 2023 года на одном профильном отечественном выставочном форуме.

Тогда разработчик — АО «Эйрбург» (г. Екатеринбург) — не только раскрыл часть технических характеристик и опубликовал краткое описание изделия, но и продемонстрировал видеоматериалы летных испытаний, показав вертикальный взлет, полет в горизонтальной плоскости и посадку по-вертолетному.

В декабре прошлого года стало известно об успешно завершившихся испытаниях, целью которых обозначено решение задач транспортного плана в условиях, максимально приближенных к боевым.

Уже в январе 2024 года в ходе очередного тестирования на полигоне ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» БПЛА «Пчелка» посредством оптико-электронной станции с тепловизионным каналом успешно выявил очаги возгорания торфяников в лесном массиве.

И вот теперь беспилотная авиационная платформа «Пчелка» появилась в зоне спецоперации «Z», где ей предстоит освоить уже чисто военные специальности. Например, стать еще одним средством оптической разведки. Но самым востребованным будет ее дебют в роли носителя малогабаритных дронов-камикадзе.

В том случае, если изделие от АО «Эйрбург» сможет успешно решить эту задачу, то его массовое внедрение в подразделения Вооруженных сил России, участвующих в СВО, останется лишь делом недолгого времени.

Специфическая схема и оригинальная компоновка обеспечили «Пчелке» набор уникальных летных и взлетно-посадочных режимов.

Аппарат обладает вытянутым «самолетным» фюзеляжем с тонкой хвостовой балкой, оснащенной стабилизатором и нижним гребнем аналогичного размера, а также низкорасположенным прямым крылом. В нижней части центральной консоли размещены продольные балки с винтомоторными группами на концах. Опора шасси L-образной конфигурации установлена в носовой части фюзеляжа.

Несмотря на то, что точные массогабаритные характеристики нового БПЛА держатся в секрете, кое-какие параметры все-таки стали достоянием экспертов. Длина «Пчелки» варьируется в пределах 1,2−1,5 метра при сопоставимом показателе размаха крыла. Что же касается максимального взлетного веса, то он должен в несколько раз превышать заявленную производителем массу полезной нагрузки в три килограмма.

Компактный ДВС размещен в носовой части фюзеляжа и оснащен тянущим воздушным винтом, собственно и обеспечивающим горизонтальный полет. Подъемная система, объединяющая четыре винтомоторные группы, приводимые в движение электрическими двигателями, отвечает за перемещение платформы в вертикальной плоскости. Существует ли связь между этими силовыми установками или нет — на данный момент неясно.

Тем не менее, взлетевшая вертикально «Пчелка», свободно переходит в режим горизонтального полета и наоборот — к вертикальному снижению и посадке. Скоростные возможности нового беспилотника не разглашаются, хотя и диапазон высот применения (50−2500 метров), и максимальная дальность полета (300 километров) известны.

Беспилотная платформа имеет двустороннюю связь с наземной станцией оператора и управляется посредством дистанционной системы. Возможность выполнения разведывательных и мониторинговых функций обеспечена наличием в носовой части фюзеляжа компактной сферической оптико-электронной станции с дневным/ночным каналами передачи информации.

Тайной за семью печатями до сих пор являются и сведения о способности нести малогабаритные дроны-камикадзе, равно как и о способе размещения на платформе целевой нагрузки этого типа. Однако, сообщается о возможности транспортировки радиостанции-ретранслятора сигналов, в разы увеличивающих боевой радиус ударных БПЛА.

Так что пока нет возможности оценить новую отечественную беспилотную авиационную платформу в полной мере.

Тем не менее концепция беспилотной «матки», реализованная в «Пчелке», интересна и многообещающа, что предполагает использование такого БПЛА в качестве эффективного средства разведки, наблюдения и корректировки, а также системы, способной самостоятельно наносить удары с воздуха. То есть, она (платформа) исключительно при помощи собственного оборудования осуществляет и повторяет цикл «разведка — обнаружение — пуск дрона-камикадзе — контроль и фиксация результатов».

Проще говоря, «Пчелка» — это не просто транспортная платформа, доставляющая рой FPV-дронов к цели, это — мобильный воздушный командный пункт, координирующий их действия, эффективно распределяющий среди них задачи и обеспечивающий их информацией в режиме реального времени.

https://svpressa.ru/war21/arti...

Вслед за Киевом внезапный ракетный удар нанесен по объекту СБУ в Одессе


Российская армия сегодня активно поздравляет спецслужбы Украины с днем СБУ. После успешного дневного удара по административному зданию в Киеве, где, предположительно, находились офицеры Службы безопасности, ВС РФ атаковали аналогичный объект в Одессе.

Профильные телеграм-каналы сообщают, что нанесено поражение ведомственному санаторию СБУ в Одессе. По предварительной информации, он использовался в качестве места дислокации личного состава. Примечательно, что после прилета на объекте началась вторичная детонация. Предположительно, взорвался боекомплект для систем ПВО.

https://vk.com/video-31371206_456272235

Кроме того, сообщается о прилете по аэродрому «Школьный» возле Одессы. Работа систем противовоздушной обороны в городе не фиксировалась: противник уже ничего не может противопоставить российским ракетам.

Воздушная тревога также была объявлена в Киеве, Кременчуге, Кривом Роге, Николаеве и Полтаве. Уже известно о прилете по военному аэродрому Миргород в Полтавской области.

Автоприцеливание теперь и на наших FPV дронах

Аватар пользователя hex_nsk

Интересующиеся беспилотной тематикой уже хорошо знакомы с разработками по автоприцеливанию и самонаведению воздушных дронов на основе машинного зрения от компании ZALA (см., например вот этот пост), однако,  по использованию подобных технологий другими производителям и тем более по разработчикам, программистам и эксплуатантами FPV (First Person View) дронов,  были лишь слухи. И вот, недавно,  известный новостной ресурс WarGonzo опубликовал интереснейшее видео с применением fpv дрона с прошивкой,  включающей в себя управление дроном в автоматическом режиме  на основе машинного зрения, а также захват цели данным дроном,  и ее поражение в автоматическом режиме (без участия оператора).

Причем, хотя в статье и постулируется тезис о том, что именно оператор первично отмечает цель еще за пределами антидронового действия РЭБ  противника, а затем fpv дрон работает по цели автономно,  на основе машинного зрения (и, так как он работает автономно,  РЭБ противника бессильна), однако при просмотре видео у меня сложилось мнение о том, что оператор лишь направляет дрон в сторону цели, а ее захват дрон осуществляет сам. Но, в любом случае, мы впервые можем лицезреть уже работающую систему автономного автоприцеливания, сопровождения  и самонаведения на цель с использованием машинного зрения. Я немерено не называю все это красивыми словами типа "искусственный интеллект" и подобными - потому как это конечно немного не то (еще пока), но налицо ситуация,  о которой в начале СВО мы могли бы только мечтать - технологии идут в войска, идут довольно быстро и меняются в зависимости от необходимости.

Авторство: 
Авторская работа / переводика
Комментарий автора: 

Дело даже не только в machine vision, к примеру недавно противником были вскрыты факты модернизации Искандеров, хотя казалось бы - но факт - работают люди. Пошла работа по УМПБ, очень сильно модернизированы 9М54 и тд.  Из того что я лично знаю, - наконец-то пошла активная работа по наземным дронам и это очень и очень здорово, только вот по морским - пока тишина (или молчок).



Донаты на сайт Яндех кошелёк - 410017649256522

Комментариев нет:

Отправить комментарий