понедельник, 2 сентября 2024 г.

"Рафаль" ws Су-30


Несмотря на очевидную разницу весовых категорий, оба самолёта часто встречались в различных тендерах. И модный французский самолёт их неизменно проигрывал. Так произошло и в этот раз. Фото ВВС Индии

Поставка первых шести истребителей Су-30СМ в Казахстан окончательно закрыла вопрос о возможности продажи французских истребителей "Рафаль" нашим многовекторным соседям. Это была очередная вымученная попытка французов хоть раз одолеть изделие "Сухого" тридцатой серии - в очных тендерах. Первый постсоветский истребитель, производившийся большими партиями, с начала нынешнего тысячелетия многократно встречался с "Рафалем" в национальных конкурсах на покупку истребителя. И больше того, фактически выпихнул ныне успешный французский истребитель из числа хорошо продаваемых. С середины нулевых, по начало десятых "Рафали" имели устойчивый шлейф неудачника. Вся программа держалась исключительно на 180 единицах, проданных ВВС Франции. И каждый из 14 тендеров, проигранных Рафалем за 9 лет, делал прогнозы по поводу его судьбы всё более туманными. По меньшей мере в 4 из этих конкурсов (в Алжире, Малайзии, Индонезии и Вьетнаме) в финал выходили Су-30МК (многоцелевой, коммерческий) и "Рафаль Дассо". И всякий раз "француз" это соревнование безнадёжно проигрывал и оставался не у дел. Сюда же можно отнести и тендер в Ливии, где "сушка" вновь легкого переиграла "Рафали". Но поставки полковнику Каддафи 35 законтрактованных машин не состоялись. На несчастную Ливию напало НАТО, и она до сих пор не может выйти из череды внешних и внутренних войн, спровоцированных демократическими натовскими бомбардировками.

Алжирский кокурс на 65 новых истребителей был по всем статьям выигран Су-30. Перед этим самолёты более двух недель гоняли над Сахарой, и командование ВВС Алжира однозначно выбрало изделие "Сухого". Фото ВВС Алжир

"Хочешь разорить страну, подари ей "пингвина". Польше дали Ф-35. Их содержание обойдётся казне в 10% военного бюджета, и это только начало.

Причины такого безжалостного проигрыша со стороны детища "Дассо Авиасьон" и официального Парижа были сугубо понятны. Возможно, французский самолёт и превосходил "сушку" по качеству авионики и бортовой электроники, но имел целый ряд важных минусов. Это и радиус действия, и масса боевой нагрузки и количество подвесок для ракет. Су-30 существенно больше "Рафаля" по габаритам и более гибок и универсален. К примеру, он способен нести трёхтонную сверхзвуковую крылатую ракету "Оникс"-"Брамос", а "Рафаль" не сможет этого сделать ни при каких обстоятельствах. И вообще, крупная платформа всегда имеет ряд преимуществ перед лёгкими и средними истребителями, и, в случае в Су-30МК, она была ещё и маневреннее модных французских самолётиков. Что и показали несколько выставочных и полноценных учебных боёв между российской и французской машинами. Индийские лётчики их ни разу не проигрывали

Су-30МК стал на два десятилетия самым продаваемым тяжелым истребителем планеты. Если брать все категории, то более удачно продавался только Ф-16. Фото МО РФ

А самой основной из причин была, конечно, цена за единицу. И вот в таком аспекте, со всеми накладными расходами, "Рафаль" стоил почти в три раза дороже. И это не считая оружия, которое у французов стоит подороже американского. Помимо всего прочего, многих клиентов из Азии в "сушках привлекала двухместная компоновка и многофункциональность, заложенная от рождения. Су-30 стали и ракетоносцами, и носителями управляемых, и истребителем завоевания неба. И разделенные функции пилотирования и управления оружием, достаточно хорошо помогали машине в плане многофункциональности.

Египтяне вынуждены были покупать "Рафали". Попытка купить "сушки" была категорически запрещена американцами, от которых Египет очень зависим в военно-техническом аспекте. Фото ВВС Египта

Удача к "Рафалю" начала поворачиваться лицом после знаменитого индийского тендера. К тому же, им несомненно благоволила удача. В конце десятых годов российское оружие спроса не утратило, и мы фактически полностью контролировали поставки в ряд стран. Но там где не получается выиграть в честной борьбе, дядюшка Сэм попросту врубает административный ресурс. В конце прошлого десятилетия покупать российскую технику, значило сразу попасть под прицел различных санкционных комиссий, сначала США, а потом ЕС. Французам удалось вклиниться на ряд сугубо наших военных делянок. Да и с Су-30 больше судьба их не сталкивала.

Однако, несмотря на солидный возраст обеих машин, они вновь встретились на тендере на постсоветском пространстве. Казахстан удивил многих тем, что несмотря на родовую связь его военной авиации с Россией, вдруг включил в тендер ещё и 12 новых "Рафалей". Видимо это был некий жест, хотя и непонятно к кому обращенный. Слухи о "Рафалях" в рядах ВВС Казахстана ходили вплоть до последнего времени. Но вчера были развеяны, когда казахские летчики, после учёбы, забрали "сушки" с Иркутского авиазавода. И это хорошо. Покупка военной техники, это не только про деньги, но и про геополитику. Приглашаем всех наших дорогих читателей и подписчиков присоединяться к Телеграм-каналу "Зелёный край". В часто обновляемой ленте вы можете увидеть самые лучшие кадры военной хроники, свежую аналитику и послушать статьи "Зеленого края" в профессиональной авторской озвучке. Приходите, это интересно.


z_k



Донаты на сайт Яндех кошелёк - 410017649256522

Комментариев нет:

Отправить комментарий