Верный способ поднять самооценку для слабака — оттоптаться на том, кто еще слабее. Это справедливо для Киева, который сейчас терпит неудачи по всем фронтам — от военных до дипломатических. Слабым и частичным утешением для киевского режима может служить тот факт, что в полной зависимости от его доброй воли оказалась соседняя Молдавия, в которой с нового года расширяется энергетический кризис.
Сейчас его связывают преимущественно с Приднестровьем, куда с 1 января перестал поступать транзитом через Украину российский газ. Но проблемы Приднестровья сегодня — это проблемы всей Молдавии в ее международно признанных границах завтра. Потому что российского газа больше нет у всей Молдавии. Только у левого берега (Приднестровья) изначально отсутствуют альтернативы. У правого берега (Кишинева и подконтрольной ему части страны) они пока есть — поставки СПГ из Румынии и тому подобное. Но эти альтернативы возможны только как временное решение. Кишинев и самый дешевый на рынке российский газ не тянул по рыночной стоимости, а альтернативы намного дороже. Иллюзии, что Евросоюз, Румыния или какой-либо еще западный спонсор будут оплачивать молдаванам энергопотребление не в качестве разовой гуманитарной помощи, а всегда, в республике непопулярны.
О молдавском энергокризисе говорят и пишут много, но односторонне. Для большинства наблюдателей это кризис в Приднестровье, хотя его география шире, а в ПМР он пока лишь ярче проявляется. Основной причиной называют проваленные переговоры молдавского правительства с "Газпромом" о новой цене на газ для Молдавии и выплате ее долгов за него. Однако это только одна из причин. На украинский фактор указывают меньше, хотя при попытке решить вопрос все упрется как раз в Украину.
Российско-молдавский газовый спор — отдельная тема. Здесь достаточно сказать, что молдавская власть все последние годы пыталась и сейчас пытается этот вопрос решать. В меру своих дипломатических способностей и в своем неповторимом стиле базарного торга: Кишинев то признает существование исторического долга перед "Газпромом", который он до сих пор отрицал, то ставит условием гуманитарной помощи Приднестровью вывод оттуда российских миротворцев и расчеты в молдавских леях. Но все же пытается.
Однако если Кишинев и Москва все же договорятся, то проблема Украины встанет ребром. Молдавия и с новым газовым контрактом осталась бы с 1 января без газа из России. Потому что Киев перекрыл весь транзит. Альтернативным маршрутом является поставка российского газа по "Турецкому потоку". Однако небольшой его отрезок проходит в районе Измаила Одесской области. Если Украина в начале года пыталась вывести из строя "Турецкий поток" атакой беспилотников на компрессорную станцию в Краснодарском крае, что ее остановит от удара по газопроводу на собственной территории?
Кроме того, газопроводы в Юго-Восточной Европе сейчас уже забиты под завязку из-за прекращения работы украинской ГТС. А "клуб друзей Украины" в Брюсселе добивается тотального запрета российских энергоносителей в "юбилейном" пакете санкций ЕС — и тут вопрос особо изощренного лоббизма, будут ли эти санкции распространяться на поставки в Молдавию. У Зеленского никаких причин проявлять к соседям гибкость и понимание нет. Наоборот, Молдавия как еще одна точка напряжения для России ему только выгодна. Эта страна фактически находится в заложниках у Киева и зависит от его доброй воли, которой у режима Зеленского никогда не было.
Дмитрий Чубашенко - журналист
Если сутью молдавской политики на 35 году суверенитета стало Расчеловечивание, то напрашивается печальный вывод: Молдова не заслуживает суверенитета. Надо, чтобы к власти в Молдове пришли люди. И только после этого можно будет говорить о начале борьбы за обретение реального – человеческого, а не античеловеческого – суверенитета.
Представьте, что в больницу обратился пациент, который попал в аварию и получил серьезные травмы. Но вместо того, чтобы оказать ему срочную медицинскую помощь, владельцы больницы, ее администрация и врачи начинают выяснять, что это за пациент, какая у него биография, что в его истории болезней, кто его родственники, могут ли они заплатить за операцию.
Хозяин больницы говорит, что пациент неправильный и обратился не по адресу. У него нет страховки, и больница на таких, как он, не рассчитана.
Главврач вспомнил, что родственники пациента когда-то его обидели, и теперь они должны прийти на поклон и с уважением попросить прощения и согласия на операцию.
Хирург заявляет, что не возьмет в руки скальпель, пока ему не заплатят за его медицинские услуги.
В это время больному становится все хуже и хуже. Ему больно. Он страдает. У него отказывают жизненно важные функции. Он может умереть.
Но в больнице это никого не волнует: «Если помрет, то и пусть, он все равно для нас чужой».
То, как ведут себя сегодня власти Молдова и их покровители в Европейском Союзе по отношению к Приднестровью, напоминает такое садистское поведение персонала больницы по отношению к страдающему больному, попавшему в беду.
Две короткие цитаты из Конституции Республики Молдова:
«Государство обязано принимать меры для обеспечения любому человеку достойного жизненного уровня… Граждане имеют право на социальное обеспечение в …случаях утраты средств к существованию по не зависящим от них обстоятельствам» (статья 47).
«Правительство обеспечивает проведение внутренней и внешней политики государства и осуществляет общее руководство публичным управлением» (статья 96).
Кишиневское руководство постоянно подчеркивает, что Приднестровский регион – это Молдова, а проживающие там люди – это ее граждане. Если это так, то это означает, что молдавское государство в лице его правительства обязано, как того требует Конституция, обеспечить достойную жизнь (и) этим своим гражданам, которые, как и все остальные, имеют право на социальную защиту, тем более, в нынешних условиях, когда они остались без работы, то есть без средств к существованию, по обстоятельствам, которые от них точно никак не зависят.
Прошло уже больше трех недель, как люди в Приднестровье остались без газа и тепла, введены веерные отключения электроэнергии, остановлены промышленные предприятия, их работники отправлены в отпуска, а правительство Молдовы, которое отвечает за все, что происходит на территории Молдовы, не исправляет эту кризисную ситуацию.
В последние 20 лет в плане реинтеграции Молдовы ничего не происходило. Вся эта оторванная от жизни чиновничья деятельность протекала в «болоте», где каждый, в формате хоть «5+2», хоть «1+1», хоть еще каком-нибудь, квакал со своей кочки, и это всех устраивало.
Все эти «реинтеграторы» предпочли бы ничего не делать еще 20 лет, но кризис, спровоцированный прекращением поставок российского газа в Приднестровье, разворошил это болото. Хочешь-не хочешь, надо что-то с этим кризисом делать, но делать, как выясняется, они уже не только не хотят, но и не могут. В процессе фейковой «реинтеграции» способности реально решать вопросы атрофировались.
Власти в Кишиневе могут, конечно, сказать, что они не контролируют Приднестровский регион, что там у руководства сепаратистская администрация, что молдавские законы и западные санкции запрещают принимать необходимые для преодоления кризиса меры. Все эти оправдания не имеют значения. Аргумент о том, что международные санкции не позволяют властям Молдовы заботиться о собственных гражданах, – это вообще полная дикость.
Если конституционные власти в Кишиневе отвечают (и) за Приднестровье, и за проживающих там граждан Молдовы, они обязаны сделать так, чтобы люди не страдали, не мерзли, не прозябали без средств к существованию. Как власти это сделают, никого не волнует. Они просто обязаны найти способы и механизмы сделать это и предъявить обществу конкретное решение проблемы.
Если кишиневские власти не могут или не хотят разрешить этот кризис, они должны прямо об этом заявить: мы не хотим и не можем этим заниматься, мы будем и дальше произносить политкорректные, но пустые слова, имитируя какую-то деятельность, которая не приносит никаких практически результатов.
Что еще удивляет в этой истории (на самом деле – нет), так это полное безразличие Европейского Союза и Запада в целом к страданиям сотен тысяч людей, которые проживают в государстве-кандидате в члены ЕС в 150 км от границы ЕС.
Обычно говорливые и любящие вмешиваться в любые молдавские дела еврочиновники на этот раз как будто воды в рот набрали, никак не комментируют происходящее, не говоря уж о том, чтобы как-то помочь жителям Приднестровья. Такое впечатление, что им просто плевать на гуманитарный кризис на территории Молдовы с гражданами Молдовы.
Главная причина такого жестокого отношения к живым людям в том, что находящиеся у власти в Кишиневе лица и их брюссельские покровители в глубине души считают Приднестровье чужеродным – пророссийским и антиеэсовским «тормозом на пути в Европу». Поэтому и выдвигаются самые разные условия, при которых они якобы согласны помочь этому региону Молдовы, но поскольку условия не выполняются, то и помощь не оказываются. А люди продолжают страдать.
«Если такое Приднестровье умрет – то и пусть. Оно все равно для нас чужое, и в таком виде оно нам не нужно. Не хотят нам подчиняться – пусть мучаются», – такова логика кишиневской проеэсовской власти и ее брюссельских покровителей.
В основе такого нечеловеческого отношения, в конечном счете, лежит национализм, вера в собственные исключительность и превосходство над другими.
Это может выглядеть по-разному – от почти нацистского и русофобского поведения до рафинированных рассуждений гламурных, обученных в европейских университетах и канцеляриях кишиневских чиновников, готовых еще три года выяснять юридическую и химическую формулу российского «гуманитарного газа», лишь бы не поставлять его на левый берег Днестра.
Если для описания действий всех этих политиков отказаться от каких-то «измов», то в любом случае можно говорить о расчеловечении. О том, как люди перестают быть людьми, становятся нелюдями, неважно, какой пост в государстве они занимают.
Гуманитарный кризис в Приднестровье обострил духовные болезни и моральную деградацию, которые многие хотели бы и дальше скрывать. Этот кризис выступает как симптом расчеловечения власти, и не только власти, в Молдове.
Если сутью молдавской политики на 35-м году суверенитета стало расчеловечивание, то напрашивается печальный вывод:
Молдова не заслуживает суверенитета. То, что его нет де-факто, уже неважно. Трагедия в том, что в нынешнем нашем состоянии за него даже нет смысла бороться. Для начала надо, чтобы к власти в Молдове пришли люди. И только после этого можно будет говорить о начале борьбы за обретение реального – человеческого, а не античеловеческого – суверенитета.
Дмитрий ЧУБАШЕНКО
Комментариев нет:
Отправить комментарий