
Летчиков обучали на скорую руку, в воздушном бою они теряются
Украинская армия продолжает терять дорогостоящие самолеты. 12 апреля Воздушные силы Украины подтвердили уничтожение истребителя F-16 вместе с 26-летним пилотом капитаном Павлом Ивановым. Уничтожение самолета вместе с пилотом была также подтверждена Владимиром Зеленским. Он уже посмертно присвоил Иванову звание Героя Украины
Это уже вторая официально подтвержденная потеря истребителя F-16 для Украины. Первая произошла 26 августа 2024 года, когда во время отражения массированного ракетного удара погиб пилот Алексей Месь с позывным «Мунфиш». Генштаб ВСУ так и не сообщил подробностей уничтожения Меся с его самолетом. Однако источники американского издания The Wall Street Journal указывали на возможность ошибки пилота как главную причину крушения. Возникли также версии «дружественного огня», технической неисправности и ошибки пилота.
Настоящий размер потерь F-16 украинцы не раскрывают. Хотя еще в октябре 2024 года появилась информация, что из 6 переданных Украине F-16 пять были потеряны без результативных боевых вылетов. А в декабре Воздушные силы Украины получили из Дании вторую партию истребителей F-16. Всего Дания планировала передать Украине 19 истребителей данного типа. Однако сколько передала на самом деле, тоже неизвестно.
Подробности блестящей российской операции выяснило издание Bulgarian Military.
Как пишет издание, истребитель, который пилотировал Павел Иванов, сбили над Сумской областью. В преддверии неминуемого российского наступления Генштаб ВСУ начал переброску дополнительных сил в Сумскую область, чтобы укрепить позиции и подготовиться к возможным атакам. Российские войска стремятся вытеснить украинских боевиков из приграничных районов Курской области и создать буферную зону. Украинцы же пытаются замедлить российское наступление в том числе с помощью авиаударов по базам и путям снабжения. Используют F-16, несущие крылатые ракеты AGM-158 JASSM и AIM-120 AMRAAM, планирующие авиабомбы JDAM и средства РЭБ.
— Мы фиксируем почти двукратное увеличение количества штурмовых действий по всем ключевым направлениям. Очевидно, что русские не намерены останавливаться, — заявил украинский главком Александр Сырский. Он отметил, что стратегические цели Москвы остаются неизменными: полное освобождение ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей, а также формирование буферной зоны в северных областях Украины — Сумской, Харьковской и Черниговской.
Для борьбы с украинскими истребителями, активно действующими в приграничных областях, применяют ракеты класса «земля-воздух», пишет Bulgarian Military. F-16 был сбит именно такой ракетой.
Воздушные силы Украины активно использовали F-16 для противодействия российским крылатым ракетам и беспилотникам, а также для нанесения ударов по наземным целям. Причем украинцы вынуждены применять F-16 все активнее, не считаясь с их безопасностью, подчеркивает Bulgarian Military. Это связано с тем, что самолеты советской эпохи МиГ-29 и Су-27, которые составляли основу Воздушных сил Украины, почти все уничтожены. А ничего подобного российскому Су-35, который в первую очередь ориентирован на тяжёлое вооружение и бой на дальней дистанции, у украинцев и близко нет. В отличие от с управляемым вектором тяги Су-35, F-16 не хватает маневренности.
— Запасные части, безопасные аэродромы и обученные наземные техники по-прежнему в дефиците, что усложняет работу по поддержанию самолётов F-16 в рабочем состоянии, — говорит главный редактор Bulgarian Military Бойко Николов.
Еще одна из причин уничтожения F-16 — это недостаточная подготовка украинских пилотов, таких как 26-летний Иванов или 30-летний Месь, пишет Bulgarian Military. Изначально Иванов учился пилотировать на штурмовике Су-25. Он надежный и простой в управлении, созданный для нанесения ударов на малых высотах, и резко контрастирует с высокотехнологичной кабиной F-16.
Иванов и Месь, как и другие украинские пилоты, прошли переобучение в Великобритания и Нидерландах, в крайне сжатые сроки — менее чем за год. При этом пилоты вынуждены летать в условиях многоуровневой российской ПВО, подчеркивает Bulgarian Military, когда принимать решения нужно за доли секунды. Все это усложняется усталостью и непрерывными вылетами из-за отсутствия дублеров.
Кроме того, пилоты вынуждены летать низко или полагаться на рельеф местности, чтобы избежать обнаружения. Такая тактика крайне рискованная. Эффективность украинских F-16 зависит от координации с наземными средствами ПВО, которые с трудом противостоят численному превосходству России в беспилотниках и ракетах, пишет Bulgarian Military. Российский флот Су-35 и МиГ-31, поддерживаемый самолётами ДРЛО, представляет постоянную угрозу, вынуждая Украину сокращать количество вылетов F-16.
— Гибель таких пилотов, как Иванов, напоминает о более ранних конфликтах, когда истощённые ВВС дорого платили за скорость выполнения боевых задач, — говорит Бойко Николов. — Собственная история ВВС США с F-16 подчёркивает необходимость бесперебойной логистики, которую Украина не может обеспечить.
https://svpressa.ru/war21/arti...
Киев сообщил о крушении своего истребителя F-16 в Сумской области. Минобороны РФ уточнило, что это стало результатом работы российской ПВО. Благодаря каким факторам удалось уничтожить F-16 и почему Украина вынуждена рисковать ценными западными самолетами, бросая их ближе к линии фронта?
Командование воздушных сил Украины сообщило о гибели 26-летнего летчика Павла Иванова при выполнении боевого задания на истребителе F-16 Viper. В заявлении говорится, что самолет был атакован «в невероятно сложных условиях, при прикрытии ударных авиагрупп и нанесении ударов по объектам противника».
Минобороны России сообщило, что самолет был сбит российской ПВО. По данным источника BBC, по истребителю выпустили три ракеты. «Это была либо управляемая зенитная ракета из наземного комплекса С-400, либо ракета Р-37 класса «воздух – воздух», – сказал собеседник.
Иванов стал одним из первых украинских летчиков, освоивших F-16. Владимир Зеленский присвоил ему звание Героя Украины посмертно, отметив, что F-16, Dassault Mirage 2000 и «МиГи» «героически выполняют задания, поддерживают наземные операции, защищают Украину от российских ракет и беспилотников». «Ответим сильно и метко», – пообещал он.
Если F-16 сбил комплекс С-400 – значит, украинский самолет действовал в хорошо защищенной зоне около Сумской области, пишет болгарский военный эксперт Бойко Николов в статье для Bulgarian military. По его словам, произошедшее отражает широкую стратегию России по созданию «бесполетного» пространства над большей частью линии фронта.
Аналитик отмечает: С-400 и истребители с ракетами Р-37М образуют многоуровневую оборону, которая бросает вызов даже такой передовой технике, как F-16. Он напомнил, что в ходе операции «Буря в пустыне» в 1991 году союзники совершили тысячи вылетов, нанося удары по Ираку благодаря поддержке самолетов AWACS, заправщиков и средств радиоэлектронной борьбы. Сейчас же в зоне СВО F-16 действуют в условиях ограниченной инфраструктуры.
Игорь Романенко, бывший замначальника Генштаба ВСУ, признал, что переданные Украине F-16 не имеют надлежащего авиационного вооружения и что для них представляют большую опасность российские ЗРК средней и большой дальности. В свою очередь депутат Верховной рады Марьяна Безуглая сообщила, что у украинских сил по-прежнему не отрегулирована система распознавания воздушных целей.
«Российские военные могли уничтожить F-16 на границе одного из секторов управления используемого воздушного пространства. У американских машин возникают проблемы из-за плохой координации с украинскими наземными ПВО. К тому же экспортные варианты истребителя поставляются с менее функциональными автоматическими системами управления и защиты», – пояснил Владимир Попов, заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор авиации.
«Теоретически наша операция могла выглядеть следующим образом. Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50, находящийся в небе над Воронежем, засек F-16 и передал данные в воинскую часть ближе к Сумской области. Там военные на пару минут включили радиолокационную станцию, чтобы не быть засеченными украинской стороной – и выпустили несколько ракет», – детализировал он.
«Зачем F-16 подлетал к российской границе? На мой взгляд, здесь два варианта: или ударить ракетами по каким-то объектам в Курской области, или выявить точки расположения ПВО», – указал Попов.
В целом, по его словам, F-16 и Mirage уместны на Украине только для интегрирования в зональную ПВО и работы вместе с ЗРК. «Если они собьют два из шести наших барражирующих боеприпасов «Герань-1» или одну из десяти наших крылатых ракет Х-101 – то для них это уже хороший результат», – признался аналитик.
«В зоне СВО F-16 становятся легкой мишенью для наших ракетных комплексов.
У них стоит упрощенная система опознавания «свой-чужой» обзорного плана и нет соответствующей инфраструктуры поддержки на земле», – сказал эксперт.
Скорее всего, F-16 выманили в результате совместной многоходовки ПВО и авиации, которая подсвечивала американский истребитель, считает военный эксперт Василий Дандыкин. «Пилот не успел катапультироваться, значит, все было сделано быстро и профессионально. Вероятно, наши военные создали несколько ложных целей, на которые среагировала автоматика и сам летчик», – добавил он.
«ВСУ используют F-16 в качестве носителей крылатых ракет большой дальности Storm Shadow. А в воздушном бою они уступают Су-30, поэтому пилоты американских машин, как правило, не задерживаются рядом с линией фронта, а выпускают ракету или планирующую бомбу и сразу уходят ближе к границе с Польшей. В качестве прикрытия их сопровождает МиГ-29», – продолжил собеседник.
«Тем не менее плачевная для Украины ситуация на фронте и ограниченный функционал беспилотников вынуждают ВСУ все чаще задействовать ближе к линии соприкосновения как вертолеты, так и истребители – F-16 и Mirage. Поэтому, я думаю, наша работа в этом направлении будет только нарастать», – спрогнозировал он.
Комментариев нет:
Отправить комментарий