Илья Ремесло затрагивает вопрос, который вызывает бурную реакцию у главы ФБК и его рьяных сторонников. А именно – его взаимоотношения с жидом кагала Уильямом Браудером. Речь пойдет не о фильме ВГТРК про "агента Фридом", а об электронной переписке Навального с 2009 года, многие фрагменты которой публикуются впервые.
Who is Mr Browder?
Основатель и генеральный директор международного инвестиционного фонда Hermitage Capital Management с 1995 по 2007 годы считался крупнейшим иностранным инвестором в России. Фонд Браудера работал с бумагами "Газпрома", "Сургутнефтегаза", "РАО ЕЭС" и "Сбербанка". По версии следствия, офшорный фонд спекулировал акциями стратегических российских компаний.
Как известно из материалов следствия, Hermitage CapitaI оказался организатором противозаконной теневой схемы скупки акций российских компаний, в обход установленных ограничений, и уклонялся от уплаты налогов. Следователи узнали, что эту схему разработал ныне покойный юрист Сергей Магнитский, который создал для операции более 20 подставных фирм в Калмыкии, Читинской области, Бурятии и в других регионах, а также на Кипре, что позволило в семь раз снизить объем выплачиваемых налогов.
В 2006 году Браудер распродал все свои российские активы, после чего его обвинили в уходе от налогов. Из российского бюджета было похищено 5,4 млрд. рублей.
Чем занимался Браудер?
Скупал активы государственных компаний, затем перепродавал их, не платя налоги и выкачивая при этом норму прибыли, которая моментально вызывает подозрения. Параллельно он занимался тем, что под предлогом "улучшения корпоративного управления, прозрачности и борьбы с коррупцией" оказывал давление на государственные предприятия и институты государства.
Пробный шар
Первые публичные следы сотрудничества Навального и Браудера обнаруживаются в далеком 2009 году, когда Навальный делал для американцев доклад "о защите миноритарных акционеров в России". По мнению Навального, Билл Браудер "активно боролся за свои права как акционера, в том числе против таких компаний, как "Газпром" и "Сургутнефтегаз", и, в целом, отстаивал права миноритарных акционеров".
Основным контактом Навального изначально был Джеймисон Файерстоун, глава юридической компании "Дункан Файерстоун" и правая рука Браудера. Вот письмо, в котором Файерстоун описывает, кто чем занимается в компании Браудера, и предлагает Навальному "работать вместе".
Навальный отвечает ему в том духе, что готов сотрудничать, и прямо намекает на деньги:
"Куча организаций и фондов тратят миллионы долларов на борьбу с коррупцией в России. Где эти деньги, куда они уходят? Если кто-то готов помогать – я конечно же готов обсудить это".
В следующем письме Навальный прямо просит его связать с Браудером, и снова ненавязчиво намекает про деньги:
"Но это все время, и что важно, деньги. Деятельность у меня общественная, больших расходов я себе позволить не могу".
Видимо, в итоге помощь дошла до адресата: сотрудники Браудера не только "ставят" в блог Навального материалы, но и делают от его имени заявления для прессы:
Сам Навальный это полностью одобряет:
Замечу, что в переписке Навального и Файерстоуна значительное количество подобных писем, когда Навального ненавязчиво просят "подсветить" тот или иной вопрос в пользу Браудера. Навальный всегда добросовестно исполняет поручения и отчитывается:
Этот "ненавязчивый" пиар Браудера начинает надоедать читателям Навального. Они обвиняют Навального в необъективности, пишут возмущенные письма. Навальный жалуется своему куратору-поручителю: "Такое приходит в большом количестве".
При этом Навальный факт своего сотрудничества с людьми Браудера предпочитает сохранять в тайне:
Наконец Навальный, получив контакт Браудера, пишет ему пространное письмо, которое начинается со слов: "Дорогой мистер Браудер!"
Навальный просит у Браудера различной поддержки в деятельности против российских госкомпаний, и под предлогом "борьбы с коррупцией" прибегает к помощи человека, который нанес российскому государству ощутимый урон.
"Неоднозначный черт"
Сам Навальный прекрасно понимал, с кем в лице Уилльяма Браудера он имеет дело. Навальный высказывает опасения насчет персоны "дорогого мистера", называя его не иначе как "неоднозначным чертом".
Но видимо, жажда финансирования пересилила страх, и между Навальным и Браудером завязывается неформальная переписка, в ходе которой решаются различные вопросы. Браудер предлагает Навальному свой опыт в части атак на аудиторов "Газпрома" и заявляет, что поддерживает все, что делает Навальный.
В ответ будущий глава ФБК отвечает следующее:
"Билл, спасибо за письмо и добрые слова. Но я должен сказать, что по сравнению с вами я просто ребенок. Ваша кампания "Справедливость для Сергея" восхитительна. И она реально причиняет боль российским властям".
Комплименты и восхищения тем, как аферисты мирового масштаба умело действуют против твоей же страны - видимо, "независимый политик и лидер протеста" должен вести себя именно так, и никак иначе.
Впрочем, Браудер относится к комплиментам снисходительно и даже подыгрывает подопечному:
"Привет, Алексей. Вне всяких сомнений, вы не ребенок. В моей версии будущего, вы будете одним из людей во главе России. Это великое будущее для вас, за то что вы делаете и вы заслуживаете всеобщую поддержку и уважение".
Браудер вербует Навального весьма примитивно, чувствуя его уязвимые стороны – тщеславие и жажду власти. Интересные "версии будущего" обещал Навальному Браудер, которые так и остались версиями. Но сам факт такого тесного и доверительного общения "лидера протеста" Навального и международного мошенника говорит о беспринципности Навального и его готовности использовать даже самую "грязную" заграничную поддержку, деньги на которую были вытащены из России.
В развитие темы – еще одно письмо помощнику Браудера от 2010 года. Навальный одобряет идею наложения иностранных санкций на своих сограждан и говорит о желании создать свой список "политических невыездных", предвосхищая будущие персональные санкции:
Американский интерес
Любопытно, как Навальный видит взаимоотношения России и США (от этого вопроса он систематически уклоняется либо любит высмеивать задающих подобные вопросы).
В переписке с людьми Браудера содержится очень занимательный документ, подготовленный лично Навальным. Это проект обращения в Конгресс США, пересланный американскому чиновнику - главе Хельсинкской комиссии Кайлу Паркеру. Навальный подробно советует, как американцам надо обращаться с Россией. Большую часть документа составляют пространные рассуждения о том, как плохо в России и как хорошо в США. А суть состоит в следующем:
"Я начну с главного принципа: морковки и кнута. Снова и снова мы должны напоминать российским госкомпаниям, что увеличение прозрачности и следование правилам международных финансов приведет к более высоким кредитным рейтингам от американских агентств, таких как Standart&Poors. Более высокие рейтинги – более дешевые деньги. Это морковка.Как инсайдер, я могу сказать что S&P переоценивает прозрачность России. Эта тенденция нуждается в наблюдении и возможно, в законодательном регулировании".
Что говорит Навальный, если изложить смысл его предложения?
Призывает США под предлогом "прозрачности" (что понимается им и Браудером как предоставление американским транснациональным компаниям массы преференций в ущерб национальным интересам РФ) оказывать давление на российские госкомпании, понижать их в международных рейтингах, и требует принятия соответствующего закона. Он прямо говорит, что призывает применять к России принцип "кнута и морковки".
Как вы думаете, что стало бы с американским политиком, призвавшем российские государственные органы применить принцип "кнута и морковки" по отношению к США?
В итоге
1. Достоверно установлено, что Навальный сотрудничал с фондом Браудера и выполнял поручения сотрудников бизнесмена в их общественно-политических кампаниях против российской власти. Основной инструмент – личный блог Навального и его аккаунты в соцсетях.
2. Навальный запрашивал (и, с большой степенью вероятности, получил) финансирование и другую поддержку от людей Браудера.
3. Под предлогом "борьбы с коррупцией и за прозрачность" через Браудера, который связан с властями США (лоббисты, дипломаты, сенаторы и т.д.), осуществлялось давление на российское государство. Для этой цели был нанят Навальный, который не афишировал свое сотрудничество с Браудером и представлял свои публикации как результат собственной инициативы.
4. "Борьба за открытость российской экономики", как и другие инициативы Браудера, имели под собой единственную цель – навязать действующей в РФ власти свои принципы ведения бизнеса, направленного на извлечение прибыли за счет неуплаты налогов и крайне сомнительных, с точки зрения закона, схем.
Учитывая, что в настоящее время правоохранительные органы активно проверяют деятельность главы Hermitage Capital, сотрудничество Браудера и Навального представляет несомненный оперативный интерес. Как и обещал, выкладываю архив с важными письмами, которые фигурировали в расследовании.
Комментариев нет:
Отправить комментарий