Отношения между ЕС и Польшей обостряются всё сильнее. Варшава всё чаще показывает своё недовольство политикой Брюсселя, критикуя его действия начиная от политики по мигрантам, заканчивая энергетикой. В свою очередь, ЕС неоднократно угрожал санкциями Польше за то, что она намерено меняет свою Конституцию, ущемляя принципы демократии.
В итоге дошло уже до того, что Комитет Европарламента по гражданским свободам, внутренним делам и юстиции выразил поддержку решению Еврокомиссии по запуску санкционной процедуры в отношении Польши. Официально это восточноевропейское государство уличили в нарушении европейских принципов в ходе местной судебной реформы.
За запуск процедуры санкций против Польши проголосовало большинство евродепутатов (33 – «за», 9 – «против»). Такое событие по праву можно считать прецедентом в истории Евросоюза. Нет, конечно, сами санкции ещё пока не начались. Ведь нужно «протолкнуть» данное решение на пленарной сессии, а затем на Совете ЕС, где его смогут утвердить в окончательном виде квалифицированным большинством стран сообщества.
Впрочем, не исключено, что процесс всё же пойдёт дальше, поскольку Польша на такого рода угрозу не поддалась. Более того, даже высказала раздражение в стиле «да ничего вы не сделаете!». Яркий тому пример заявление польского главы МИДа: «Мне кажется, что повторение одного и того же больше одного раза не имеет никакого смысла».
Зачем ЕС делает это? Неужели его действительно настолько беспокоят права и демократия в Польше? Увы, но всё гораздо менее наивно. ЕС, особенно его ядро — Германия — в ожидании начала реализации «Северного потока-2». ФРГ всячески выторговывала и сейчас выторговывает лучшие условия от «Газпрома» для поставок российского газа, спекулируя тем, что может пойти на поводу у США и вовсе отказаться от этой магистрали. Но все прекрасно понимают, что Германия в силу чисто экономических причин всё равно вынуждена будет пойти на сделку с Москвой.
Только вот Польше «Северный поток-2» крайне невыгоден (нет транзита – нет заработка). Демонстрируя в очередной раз излишнюю «самостоятельность», Варшава даже настаивает на том, что европейские компании, участвующие в проекте, следует оштрафовать. Понимая, что в Брюсселе Польша поддержки в этом вопросе не найдёт, Варшава обратилась к США. Недавно польский премьер-министр вообще открыто заявил: «Мы хотим, чтобы санкционный режим охватывал строительство газопровода «Северный поток-2» в соответствии с законом США от 2 августа 2017 года».
В своём комментарии для iReactor журналист, заместитель редактора отдела политики газеты «ВЗГЛЯД.РУ» Михаил Мошкин рассказал более подробно мотивацию Варшавы в этом вопросе, и какова будет реакция ЕС: «За последние недели глава Госдепа Рекс Тиллерсон и его немецкий коллега Зигмар Габриэль продемонстрировали диаметрально противоположное отношение Вашингтона и Берлина к «Северному потоку-2». Тиллерсон, не далее как три дня назад, на встрече с польским премьером Матеушем Моравецким назвал СП-2 «угрозой безопасности Европы», Габриэль же, как известно, предостерёг от политического вмешательства в этот, явно выгодный для Германии, проект.
Практический интерес Польши вполне понятен — за громкими фразами скрывается вполне понятное недовольство тем, что немцы будут получать российский газ по более низким ценам, нежели поляки. И главное — Польша фактически теряет статус страны-транзитёра. Отсюда и требования к старшим американским коллегам (а Польша традиционно ориентируется на Запад, в пику ближайшим континентальным соседям — Германии и России) ввести санкции против «СП-2».
Давние претензии Брюсселя к Варшаве (точнее, к действительно слишком самостоятельным консерваторам из правящей в Польше партии «Право и справедливость») в данном случае используются, как повод применить инструменты давления на Польшу.
Польша, с момента восстановления своей государственности в первой четверти XX века, претендует на роль регионального гегемона балто-адриатического «Междуморья». В это включая и бывшие «восточные окраины» Польши, в том числе Украина. Таким образом, Польша противопоставляет себя и русскому миру, и Срединной Европе, и её лидеру — Германии. Этот «восточноевропейский колосс», не будучи в состоянии опереться на собственные силы, апеллирует к заокеанскому гегемону.
О каком-либо оформленном внутриевропейском расколе пока речь не идёт («Брекзит» все-таки пока не породил цепной реакции). Хотя очевидно формируются внутренние альянсы. Например, недавние контакты между лидерами Австрии и Венгрии явно напомнили о былом имперском прошлом. Как бы то ни было, упомянутые подспудные противоречия дают о себе знать. И вот уже глава Евросовета, экс-премьер Польши Дональд Туск грозит выходом Польши из Евросоюза, если эта страна лишится субсидий Брюсселя и превратится в страну-донора. В общем, разворачивается интересный процесс».
Впрочем, как рассказал iReactor политолог Андрей Тихонов, есть и некая идеологическая составляющая в желании ЕС начать процедуры санкций против Польши: «ЕС наказывает Польшу за нарушение принципа разделения властей. В Польше вопреки воле Брюсселя складывается суперпрезидентская республика. К тому же Польша излишне консервативна и религиозна, что противоречит европейскому мейнстриму. В Польше невозможно представить гей-браки, что является краеугольным камнем современной европейской демократии. То есть причины недовольства Варшавой сугубо идеологические, а не прагматические. То, что Польша выступает агентом США в Европе, давно новостью не является, никого раньше это не смущало. Надо перестать надеяться на то, что в Европе есть «здоровые» силы, способные сопротивляться американской гегемонии. Это не они недовольны Варшавой. Связи между поставками газа и судебной реформой в Польше нет никакой».
Автор: Круглей Илья
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий