Вокруг широко раскрученной социальной сети в США компании Facebook разгорается очередной скандал, связанный с попыткой администрации медиа-гиганта навязать пользователям мессенджера WhatsApp новые правила конфиденциальности личной информации. Подразумевается, что Facebook хотел получить лишь информацию о чатах пользователей WhatsApp с коммерческими фирмами. Но на деле риск вторжения в личные данные извне сыграл в обратном направлении — из популярного мессенджера ушло большое количество пользователей.
С начала 2021 года компания Facebook претерпела множество испытаний. Власти США и Европы продолжают антимонопольные расследования после покупки владельцами информационного гиганта Instagram и WhatsApp. Но экономические претензии дополнились политическими, когда платформу FB использовали сторонники Дональда Трампа, участвовавшие в штурме Капитолия, когда погибли пять человек. После этого Facebook и Twitter, вопреки нормам свободы слова, которой в США принято кичиться как главным достижением «свободного общества», заблокировали аккаунты уже бывшего американского лидера и вызвали разногласия в обществе.
Второй связанный с этим кризис начала года разразился в чате WhatsApp, где объявили о скором вступлении новых правил конфиденциальности данных. Пользователи стали массово переходить на альтернативные платформы. Под новогодние праздники, всем пользователям WhatsApp пришло оповещение о новых правилах, в которых подразумевается согласие на передачу Facebook ряда личных данных, среди которых номер телефона или геолокация. При несогласии пользователя на такую норму до 8 февраля, аккаунт будет заблокирован администрацией. Моментально из мессенджера в другие аналоги стали перекочёвывать многие пользователи. Чтобы успокоить клиентов, администрация WhatsApp заявила, что новые правила неправильно истолковали, поскольку на FB хотят получить доступ исключительно к общению абонентов с коммерческими фирмами, а не к приватным личным чатам или группам, в которых будет продолжено сквозное шифрование.
Пришлось руководству WhatsApp заявлять о пересмотре даты вступления обновлённой политики конфиденциальности и отодвинуть её на более поздний срок. В блоге мессенджера появилось такое разъяснение: «Мы переносим дату, когда людям будет предложено просмотреть и принять условия. Никто не будет заблокирован или удален 8 февраля». Также в компании отметили появление множества дезинформации в сети после анонса вступления изменений соглашения о приватности.
Что касается акций Facebook, то в прошлом году они выросли почти на 13,3% за 12 месяцев, а за один неполный январь 2021 года — упали на 9,3%. Аналитические фирмы констатировали, что значительная часть аудитории WhatsApp предпочла уйти к таким конкурентам, как Signal и Telegram. Популярное в журналистских кругах приложение Signal побило рекорды загрузок среди бесплатных приложений на устройствах Apple и Android. Начиная с 4 января, за неделю было оно было скачано более 8,8 миллионов раз – это на 4000% больше, чем на предыдущей неделе.
В попытке увеличить прибыльность WhatsApp, руководство Facebook высекло само себя. Недостаточную монетизацию мессенджера и существовавшие проблемы с конфиденциальностью Facebook подвели слияние. Доходность WhatsApp новые владельцы пытаются увеличить с 2014 года, когда приложение было куплено за $19 млрд.
В минувшем году число пользователей мессенджера WhatsApp составляло около 1,5 миллиарда человек, что вдохновило хозяев изменить план монетизации приложения, и не просто интегрировать рекламу, а сделать его инструментом для связи между предприятиями и потребителями.
Было выпущено приложение WhatsApp Business, которым воспользовались примерно 5 млн пользователей среди предприятий, а также создана вкладка «Каталог» для лёгкого поиска товаров у производителей.
На дополнительное приложение Facebook возложил надежды на большую прибыль через присоединение массовой аудитории предприятий, использующих другие его приложения — Facebook и Instagram. В приблизительном подсчёте это даёт примерно 140 млн компаний. В начале лета прошлого года Facebook пробовал запустить сервис оплаты Pay в WhatsApp на рынке Бразилии, но регулятор государства прикрыл эту инициативу.
В общей сложности, общие заработки Facebook получает от доходов WhatsApp сравнительно небольшую прибыль. Главным ударом скандала является имиджевый ущерб крупнейшей мировой социальной сети.
Общее семейство приложений Facebook составляют примерно 3 млрд пользователей, но в СМИ уже часто говорят о беспокойстве владельцев аккаунтов по поводу защиты своих данных, растёт число недоверия к администрации Facebook, которая недобросовестно использует данные, либо принимает участие в разжигании ненависти и попрании демократических свобод. В случае с Трампом, а до этого — с «русскими шпионами» и событиями в Донбассе это было очевидно – модерация соцсети выборочно относится к своим самым именитым пользователям, в зависимости от конъюнктуры.
Финансовые прогнозы относительно тенденций к падению акций Facebook пока оптимистичны, но инвесторам советуют присматривать за состоянием котировок. Отношение пользователей к медиа-гиганту продолжает ухудшаться.
Комментариев нет:
Отправить комментарий