Федеральный судья в штате Вирджиния 19 декабря постановил, что можно продолжить демонтаж памятника южанам-конфедератам на Арлингтонском национальном кладбище
Тем самым вбит едва ли не последний, скорее, предпоследний гвоздь в сохранявшийся после окончания Гражданской войны в США (1861-1865) деликатный консенсус в обществе: избегать деления на победителей и побежденных и придерживаться прагматичного мифа о том, что бывшие противники все осознали, простили друг друга и окончательно замирились.
У самой масштабной внутренней междоусобицы, унесшей жизни 600 тысяч американцев, стоит напомнить, было много причин. Не только конфликт между аболиционистами на севере, сторонниками освобождения негров-рабов и плантаторами-южанами, которые эксплуатировали хрестоматийного «дядю Тома» из романа Гарриет Бичер-Стоу.
По правде, с обеих сторон находились убежденные расисты, которые не видели ничего предосудительного в рабстве. Южане нуждались в безропотных и бесправных работниках, чтобы те пахали от зари до темна на хлопковых полях, выращивали табак и другие культуры, которые затем отправляли в Старый Свет. Но и северяне не брезговали делать деньги на поставках невольников из Африки.
Однако на Севере набирал вес финансово-промышленный капитал, нуждавшийся в постоянной подпитке рабочей силой, не привязанной к одному владельцу и географической точке. Различные модели экономического роста вошли в клинч.
Более того, записывать всех до единого южан в мироедов-расистов неверно. Многие из местных лендлордов дали вольную своим рабам раньше, чем их северные коллеги. Практически все отцы-основатели Соединенных Штатов владели неграми-рабами как собственностью.
Джордж Вашингтон, первый всенародно избранный президент США (правил с 1789 по 1797 год), был плантатором и рабовладельцем. Будущий третий президент США, автор Декларации независимости(!) Томас Джефферсон, заявлявший во всеуслышание — «Все люди созданы свободными», в 24 года унаследовал от отца пять тысяч акров земли и 52 невольника. Позднее счет его рабов пошел на сотни. Историки утверждают, что Джефферсон предлагал готовить рабов к обретению свободы не спеша, поскольку чернокожие отстают от белокожих по уровню интеллекта, а следовательно, существует риск, что они, обретя свободу, обратятся к насильственным действиям.
Столь тонко нюансированный подход к будущности своих негров-рабов не уберег Джефферсона от возмездия новоявленных мстителей. В июле 2020 года в Портленде свалили его изваяние, а на постаменте накарябали вердикт: «Рабовладелец».
В Бостоне протестующие в свое время оторвали голову у статуи первооткрывателя Америки Христофора Колумба. А мэрия Нью-Йорка и руководство Музея естественной истории объясняли свое намерение ликвидировать конную статую Теодора (Тедди) Рузвельта на том основании, что ниже скульптор расположил пешие фигуры африканца и индейца. Коль скоро президент, ставший известным мантрой «Говори тихо, но в руках держи большую дубину», сидит на коне, возвышаясь над представителем коренного народа и завезенным невольником, то это символизирует социальное неравенство и унижает национальные меньшинства. Приговор звучал категорично: статую 26-го президента США снести!
Тем не менее, главными злодеями у тех, кто сегодня в Америке подчас называют себя «прогрессистами», остаются политики и генералы Конфедеративных штатов Америки. В 2020 году параллельно с разыгрыванием темы «привилегии белых» и необходимости всем белым покаяться за прегрешения их далеких предков, вывозивших черных невольников из африканских стран, поднялась волна ненависти против конфедератов, в том числе и отлитых в бронзе, что проецировались и на сегодняшних белых обитателей южных штатов уже во плоти.
Симптоматично, что застрельщиками выступили активисты (и выросшие в их среде боевики) движения «Жизни черных имеют значение» (Black lives matter, BLM), которых финансировали, как стало известно, различные фонды, управляемые Демократической партией. Их нарратив не отличался оригинальностью: в «гражданку» схватились «прогрессивный» промышленно развитый Север и отсталый рабовладельческий Юг, а следовательно, правда — на стороне северян.
Кульминацией переписывания истории стало судьбоносное решение Конгресса США порушить до основания все увековеченные в памятниках фигуры и символы конфедератов на всех объектах вооруженных сил США. Арлингтонское военное кладбище подпадает под эту категорию. Срок исполнения деструктивных операций истекает 1 января 2024 года. За скрупулезностью и своевременностью демонтажа следит специально созданная комиссия.
И вот дошла очередь до монумента, возведенного в 1914 году и называемого Мемориалом Конфедерации. Находится он на Арлингтонском кладбище, разбитом, по иронии судьбы, на месте бывшей плантации, принадлежавшей изначально генералу Роберту Ли, командующему войсками конфедератов.
На памятнике изображена отлитая из бронзы женщина в классическом одеянии, олицетворяющая «добрый старый Юг». Она стоит на пьедестале высотой с трехэтажное здание, украшенном знаковыми фигурами. Среди них — афроамериканская «мамочка», держащая на руках младенца, белый офицер и афроамериканец, следующий за своим владельцем (рабовладельцем) на войну с северянами.
У администрации Арлингтонского кладбища «прогрессивный» взгляд на этот мемориал, который, по их мнению, «пропагандирует рабство», «романтизирует отделение южных штатов» и увековечивает миф о Конфедерации как о благородном, но «проигранном деле». Вспоминаются строки из романа «Унесенные втором»: «Старый Юг — цивилизация, унесенная ветром».
На днях окружной судья Росси Олстон прокомментировал споры вокруг уничтожения памятника на Арлингтоне в полном соответствии с установкой «прогресситов» на безоговорочное обличение белых расистов. Суд, заявил Олстон, пытаются вовлечь в водоворот «большой дискуссии» между теми, кто превозносит «добродетели, романтизм и историю Старого Юга», и теми, которые утверждают, что подобные памятники «прославляют рабовладельческую культуру Конфедерации».
Может показаться, что прошедшие с момента завершения межамериканской свары почти 160 лет достаточны для примирения. Но, как показывает опыт, в том числе и нашего Отечества, где не до конца утихли споры и ссоры между «белыми» и «красными», память о крутых изломах в истории нации столь же упряма и живуча, как одержимость «кровников» у кавказских или среднеазиатских народов.
Чем война с памятниками и с памятью грозит постоянно меняющему балансу сил и интересов в американском обществе? Разрушение «общественного договора» в отношении итогов Гражданской войны, предполагавшего сознательный отказ ворошить прошлое, вытаскивать на свет скелеты из кладовки, меряться застарелыми обидами, не может привести ни к чему иному, кроме как к дальнейшему разобщению.
В условиях бушующих в Америке «культурных войн» (culture wars), дробления ведущих политических партий на фракции «левых» и «правых», а также в контексте ускоряющейся предвыборной президентской кампании 2024 года возобновление вялотекущей конфронтации между потомками южан и северян — это щедрый подарок тем глобалистам, которым нужен абсолютный раздрай в обществе для переформатирования Соединенных Штатов под свои нужды.
Автор: Владимир Михеев
Комментариев нет:
Отправить комментарий