В замечательном телевизионном мини-сериале «ТАСС уполномочен заявить» был небольшой, но очень знаковый диалог между резидентом ЦРУ Глэббом в исполнении Кикабидзе и американским журналистом Полом Диком в исполнении Петренко. Злодейски обаятельный Глэбб бросил походя:
— Мы, американцы, нация без памяти. Тяжёлая память мешает жить…
Под Дик мигом ловко парировал:
— Если бы мы потеряли двадцать миллионов, у нас тоже память была бы хорошей!
В самом деле, наша история — штука тяжёлая, а наш опыт общения с западными странами делает эту историю ещё и кровавой. Может быть, именно поэтому атомная бомба, за которой по пятам ходит призрак монстра ядерной войны, для нас это не просто красная линия, как любят говорить политики, а сущность воистину немыслимая. Да и зачем далеко ходить, даже автор этих строк ещё в детском саду голосил во весь голос в детском хоре:
«Солнечному миру — Да! Да! Да! Ядерному взрыву — Нет! Нет! Нет!»
И почти все мы разумно полагали, что именно так относятся к бряцанью боевым атомом и за границей. Увы, сама генетика развития атомной отрасли в США и, соответственно, ментальное восприятие ядерного оружия на Западе совершенно иная. Иная настолько, что потенциально опасна и трудно предсказуема, если предсказуема в принципе.
Ядерный взрыв в Нагасаки
Об этом кричит даже единственный акт боевого применения ядерного оружия, которое по факту к военной целесообразности не имел никакого отношения. Это был кровавый рекламный плакат для Советского Союза. К тому же янки прекрасно справлялись с уничтожением японских городов и без всяких атомных бомб. К примеру, только во время бомбардировки Токио 10 марта 1945 года погибло около 100 тысяч человек, тогда как во время атомной бомбардировки Нагасаки по самым максимальным оценкам американцы убили 80 тысяч.
При этом какой-то инфернальный рекламный характер, пронизавший всё американское общество, сопровождал атомную тему в США на протяжении всего времени. Это наложило очень специфический оттенок на человеческое восприятие ядерной бомбы в Америке, увы.
«Ядерные взрывы — это лучшее, что случалось с Лас-Вегасом!»
Очень характерные и яркие нюансы сопровождали весь атомный проект США с самого начала. К примеру, после применения ядерного оружия против японских городов американские военные и политики устроили в Хиросиме просто серию «туристических» поездок для прессы и представителей других стран, а вот в Нагасаки эту публику почти не пускали.
Дело в том, что Хиросима представляла собой типичный японский городок с деревянными домиками с традиционными «бумажными» дверьми сёдзи, а вот Нагасаки был куда более современным, а потому здания там росли, одетые в бетон и камень. Естественно, ядерный удар Нагасаки пережил несколько легче, нежели стёртая с лица земли Хиросима. Поэтому янки в лучших традициях PR решили не светить невольные «неудачи» на ниве массового уничтожения народонаселения.
Но оставим японское пепелище. К тому же японские черепные коробки так обтесали американским информационным напильником, что уже японец прямо-таки благодарит за локальный ядерный апокалипсис, потому как он якобы остановил войну, хотя её остановили маршалы Малиновский и Василевский с тремя фронтами — 1-м и 2-м Дальневосточным и Забайкальским.
После фотографий из Хиросимы и Нагасаки, которые не к ночи принято демонстрировать, можно было рассчитывать на некоторое отрезвление американцев, но не таковы наши заокеанские соседи по шарику.
Очередная реклама «ядерного» туризма в Неваде
Могущественному бизнесмену из Лас-Вегаса и владельцу казино Binion's Horseshoe Лестеру Бен Биниону, который был более известен как Бенни Бинион, приписывают следующие знаковые слова: «Лучшее, что могло случиться с Вегасом, — это атомная бомба!»
Парадокс, безумие? Нет, американский прагматизм. Несмотря на то что Хиросима и Нагасаки погрузились в радиоактивный ад, старик Бинион рассуждал вполне здраво, конечно, как для американца. Ведь серия испытаний в штате Невада стала настоящим рекламным аттракционом! В крупных СМИ само военное командование США анонсировало всё новые взрывы, на сам полигон приглашали журналистов, а после того, как ядерный гриб развеялся, приглашённые могли посетить кратеры.
По старой традиции янки подходили к агитационной работе широким фронтом. Поэтому, кроме прессы, издавались даже специальные календари ядерных испытаний, а также со своеобразным гидом по самым «живописным» смотровым площадкам. Для сферы развлечений открылись новые предпринимательские возможности, и в Вегас хлынул новый поток туристов.
Характерен и тот факт, что мигом союзниками американских милитаристов стали местные алчные дельцы. В этом чувствуется та самая внутренняя генетика американской власти. Фактически предприниматели Невады вольно или невольно стали лучшими союзниками Вашингтона в деле привыкания публики к ядерному оружию и даже более того, ведь вскоре рядовой обыватель США просто ощущал гордость при виде ядерного гриба. Так, купировали немногочисленные пацифистские голоса, которые в рамках нового оружия уже скорее были голосом адекватности.
Выпить «атомный» коктейль с видом на атомный гриб!
Да, масштабности и хватки янки не занимать. Не прошло и пары месяцев, как местность вокруг полигона начала обрастать уже частными смотровыми площадками, платной парковкой, стаями гидов, какими-то придорожными закусочными и т. д.
Владельцы многочисленных отелей теперь заманивали туристов с виду весьма спорной рекламой. Так как в 60-х годах ядерные взрывы наблюдали на 160 км в любую сторону от центра полигона, то отельеры предлагали полюбоваться очередным взрывом в максимально комфортных условиях — прямо у бассейна с прохладительным коктейлем в одной руке и «познавательной» брошюрой об атомном оружии в другой.
«Атомный» коктейль в знаменитом казино Flamingo
Кстати, коктейлями туристов активно снабжали местные бармены, в момент изобретшие новый «атомный» коктейль — немудрёную смесь шампанского, водки, шерри и бренди. Видимо, игристое вино в нём играло роль характерной шапки ядерного гриба.
Также в моду вошли выездные «ядерные» пикники, которые организовывали местные кабаки. На фоне сносимого ветром ядерного гриба американцы предавались распитию алкогольных напитков и участию в разнообразных конкурсах.
К примеру, необычайную популярность обрели конкурсы красоты. Конечно, никакого соревновательного духа, да и самой красоты там не было. Так, в 1955 году, так сказать на базе стриптиз-шоу отеля The Sands, и был организован такой «конкурс красоты». Мелкотравчатой «звездой» шоу была местная певичка Маргерит Пиаззе, пользовавшаяся «успехом» у офицеров полигона и простой публики.
Очередная «мисс Радиация»
В итоге для Маргерит из проволоки и кусков ваты соорудили «корону» и единогласно присвоили кабацкой барышне титул «мисс Радиация». С тех пор в The Sands подобные конкурсы проводились регулярно. Подвыпившие офицеры обожали назначать очередную «мисску» и делать с красоткой фотосессию.
Правда, и более крупное начальство вносило свой вклад в эдакую популяризацию атомной бомбы, чтобы заверить обывателя в безопасности и испытаний, и бряцанья этим вооружением. К примеру, в 1957 году над головами пяти офицеров, среди которых были и военнослужащие в звании подполковника и полковника, взорвали атомный заряд на высоте в 10 тысяч футов. Позже все эти люди заболели онкологией различной степени тяжести. Но более всего не повезло оператору, который снимал этот сюр.
Во-первых, он вообще не давал разрешения на такой эксперимент над собой. Во-вторых, даже не знал, что произойдёт, т. к. его вызвали в последний момент. А, в-третьих, он даже не был американским военнослужащим.
Так или иначе, но глобальная PR-кампания 50-х годов возымела должный эффект. Ядерные взрывы стали обыденностью, да ещё и обыденностью выгодной. Кто-то зарабатывал на незадачливых туристах, кто-то получал свои 15 минут славы, нацепив кусок ваты на причинное место. А американское население воистину уверовало, что радиация безобидна. Только к концу ХХ века США признали, что от ядерных испытаний так или иначе пострадали все прилегающие к полигону в Неваде территории, но «платить и каяться» никто не собирался, да и каких-то «сопливых» сериалов а-ля «Чернобыль» никто не снимал.
Прикосновение греха?
Развал СССР и ментальное лакейство многих бывших советских республик перед Западом привели к своеобразному прикосновению греха, когда бывшие соотечественники стали зарабатывать на том, что всегда относилось к разряду немыслимого и даже кощунственного. И очень показательно в этом то, как Украина заняла на этой ниве лидирующие позиции.
Многочисленные «чернобыльские» турфирмы предлагали и авиационные экскурсии, и экскурсии на каноэ, и экскурсии в Славутич (город, построенный для семей эвакуированных после аварии на ЧАЭС энергетиков), и туры на радар ДУГА и внутрь самой АЭС. Этот бизнес не свернули даже начавшиеся в Донбассе боевые действия.
Более того, лживый сериал «Чернобыль» вдохнул в украинских гидов вторую жизнь. Предприимчивые украинцы наперебой начали предлагать тур по мотивам вышеозначенного сериала. После премьеры картины в центре Киева можно было заметить мутных граждан в костюмах ОЗК, предлагавших свои услуги всем желающим, а фото с таким персонажем было, конечно, исключительно платным.
И даже на этом контрастном фоне некоторым гражданам удалось выделиться контрастностью подхода к эксплуатации радиоактивной темы. Так, в условиях войны в Донбассе украинцы на паях с британцами учредили Chernobyl Spirit Company.
Атомное пьянство…
Эта компания начала производство водки ATOMIK, созданной на основе спирта из ржи, выращенной в заражённой зоне, и воды из тех же мест. А какая-то «уникальная» дистилляция, по словам создателей компании, делает конечный продукт абсолютно чистым и безопасным к употреблению. Сейчас линейка этого пойла даже расширилась яблочным, сливовым и грушевым вкусами.
Пикантности ситуации добавляет тот факт, что Chernobyl Spirit Company утверждала о своей цели вернуть жизнь в зону отчуждения, играя на теме экологии, а сейчас эта контора собирает средства на продолжение войны против России! Наверное, эта война только добавит здоровья матери-природе…
Примечательно и то, как мигом эту тему оседлал Зеленский. Стоило ему прийти к власти, как он подписал указ, согласно которому снимается ряд запретов в зоне отчуждения. Фактически Зе распахнул фонящие двери Чернобыля для любого состоятельного обывателя.
На этой карусели можно кружиться до тошноты…
Казалось бы, это выглядит какой-то парадоксальной каруселью. С одной стороны, кинематограф Запада периодически пугает фильмами о ядерном апокалипсисе до дрожи в коленях: тут вам и «Терминатор», и «На последнем берегу», и «На следующий день»… С другой стороны, западная информационная машина за считанные месяцы может привить обывателю абсолютную лояльность даже к непосредственному применению.
Безумие или излишняя коммерциализация вопроса, в который запустили и бизнес, и рекламных агентов, и Голливуд, эту крупнейшую прачечную западной репутации? Всего понемножку, но, заметьте, что каждый раз Вашингтон и его «союзники» извлекали репутационную прибыль.
Когда мифология 50-х и отчасти 60-х годов сгинула в небытие с её баснями об отсутствии отложенных последствий ядерных взрывов, как янки оседлали пугающую тему «ядерной зимы», рядясь в одежды напускного пацифизма. Янки при этом старательно дискредитировали СССР и только потому, что уже в 60-х годах всей планете стало очевидно — США более не располагают эксклюзивным правом на ядерный удар, а потому с информационной точки зрения невыгодно крутить задами «атомных» красоток.
Американские брошюры и плакаты конца 60-70-х годов
Ну а трагедия Чернобыля была для янки просто подарком. Отныне западный пропагандист на зарплате Солженицын мог на чистом глазу призывать разбомбить Союз, и его белые одеяния ничуть не помрачнели бы. Ведь Россия самим фактом своего существования является «угрозой».
Вашингтон, по сути, расчехлил весь свой агитационный арсенал в надежде просто обескровить ядерный щит России. Чернобыльские страшилки плодились вдохновляющими масштабами: книги, фильмы, якобы документальные «исследования».
Из небытия всплыл призрак испытаний на Тоцком полигоне, когда через эпицентр взрыва прогнали советских военнослужащих. Но вот только никто не указывал, что все бойцы были в ОЗК и тщательно проинструктированы, а после испытаний они убыли под строгий надзор врачей в лучшие санатории. При этом янки, когда гоняли по ядерным руинам своих солдат, даже не удосужились надеть на них защитные костюмы — про это тоже никто не вспоминал.
Отчасти эта тактика сработала, но новые типы вооружений России не так давно поставили Вашингтон в некий тупик. С одной стороны, янки продолжали вещать о «мультиках Путина», с другой стороны, они дискредитировали репутацию Росатома по треку известного сериала, а с третьей стороны, продолжали демонизировать русских.
Самое страшное в обезьяне с гранатой — не граната, а обезьяна!
Несмотря на кардинальное переустройство России, несмотря на развал Союза, несмотря на периодическую чехарду элит, ни в российском обществе, ни в большей части политических элит России ядерное оружие никогда не воспринималось ни как предмет пропаганды, ни как путь обогащения или шантажа. Сама природа создания ядерного щита страны была оборонной. Именно поэтому он и назывался щитом, а не дубинкой, как его ощущали в США.
К примеру, одиозный и бездарный генерал Макартур, необычайно любимый американской прессой, во время войны в Корее настаивал на том, чтобы нанести ядерный удар не только по Корее, но и по Китаю. И этот безумец был столь влиятельным, столь популярным и «уважаемым» в народе, что его пришлось банально снять с должности, пока буйный любимец СМИ не развязал войну.
Но с тех пор угроз стало куда больше. И дело даже не в трясущемся деде, который может случайно перепутать «красную кнопку» с кнопкой вызова дежурного кардиолога. В конце концов, вашингтонский дед если и знал, что эта кнопка где-то есть, то вряд ли сейчас это помнит.
А вот всепроникающая деятельность разнообразных фондов — от Сороса до Форда и Рокфеллера — с их завиральными идеями куда опаснее. И если раньше внушить беззаботное и безрассудное отношение к ядерным испытаниям смогли даже трактирщики Невады, то какие опасные иллюзии бродят в головах у руководителей всемогущих фондов и корпораций а-ля Black Rock догадываться не только сложно, но и страшно.
Вот вам и «О дивный новый мир»… Привет старику-затейнику Хаксли!
Сергей Монастырёв
Комментариев нет:
Отправить комментарий