Непрозрачность и порой откровенная пристрастность алгоритмов рекомендаций на сайтах требуют вмешательства государства.
Кто решает, что вы увидите в интернете? Вы сами? Не спешите с ответом, пока не вспомните про такую штуку как «рекомендации» большинства современных сервисов.
Ютуб, Вконтакте, Яндекс-дзен… да и вообще тотальное большинство информационных ресурсов, онлайн-кинотеатров, социальных сетей, и просто интернет-магазинов – все они давно поняли, что мало посетители заманить, его нужно ещё и подольше на своём сайте удержать. А для этого надо постоянно подсовывать то, что ему будет интересно, чтобы он кочевал от страницы к странице, втягиваясь в процесс. «Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью замечаю, а четвёртая мерещится» – кто бы мог подумать, что формула из старой советской сказки «Дудочка и кувшинчик» идеально опишет нынешнюю ситуацию с принципами любого сервиса рекомендаций?
Вот только… как именно алгоритмы сервисов решают, что именно интересно человеку? Ну, с интернет-магазинами всё ясно: ищет человек электролобзик, ему рядышком топ продаж других лобзиков и показывают. А в общественной сфере?
Чтобы не придумывать, процитируем человека, который лично столкнулся с ситуацией:
«Знаете, я вам один такой случай расскажу любопытный, совсем недавний. Я наблюдал, как один мой знакомый регистрируется в Twitter. Просто пример. Ну он там поставил, по-моему, музеи, театры, искусство. Именно в такой сфере. Ему вывалился список людей, на которых ему рекомендуют подписаться с учетом российского происхождения заявителя для создания аккаунта. Кто там первым был? Алексей Навальный» – так Дмитрий Медведев совсем недавно описал всю парадоксальную ненормальность таинственных алгоритмов.
И в самом деле: если ты россиянин – подпишись на Навального. Если ты указал в интересах «журналистика» – подпишись на Навального. Если ты любишь документальное кино – подпишись на Навального. Интересуют новости мира политики – подпишись на… И так далее. Мы тебе, дорогой юзер, не мытьём, так катаньем его всунем без мыла! Не отвертишься!
А бывает и ситуация зеркально противоположная: все помнят, как в декабре прошлого года из рекомендаций и трендов Ютуба волшебным (черномагическим, точнее) пропал Владимир Соловьёв. Самый популярный политический телеведущий России внезапно оказался, по мнению Ютуба, не интересен аудитории!
Иными словами, рекомендации – это «мягкий», но от того не менее действенный вариант то откровенной блокировки (нет материала, канала или аккаунта в рекомендациях – посещаемость упадёт в разы), то бесстыдной рекламы (аналогично, но наоборот). А как устроены эти самые рекомендации – тайна за семью печатями. «Это наш эксклюзивный рецепт, бережём как зеницу ока». А то и грубее: а это у нас всё искусственный интеллект решает, он ужасно объективный, мы ему мешать не могём!
И вот, наконец, дикость подобного многолетнего положения дел заинтересовала российских юристов:
«Рекомендательные сервисы, используемые в соцсетях, новостных агрегаторах, онлайн-кинотеатрах и маркетплейсах, должны подвергаться независимому аудиту и отключаться по желанию пользователей. Такие предложения подготовили эксперты московского отделения Ассоциации юристов России и направили в Госдуму и Совет федерации для разработки нового регулирования. Алгоритмы могут создавать аномальный интерес к товарам и влиять на общественное мнение, повышая риски социальных конфликтов, считают юристы».
Читаешь – и праздник какой-то на душе: юзеры должны иметь возможность легко и просто отключать рекомендательные алгоритмы. Вы, кстати, не задумывались, что правая колонка списка «интересных» роликов возле любого видео на Ютубе – она неотключаемая? Можно нажать на отдельные видео, пометив их как неинтересные, но всю колонку убрать нельзя. И выбирать, что тебе там покажут в следующий раз, ты можешь сугубо относительно.
А ещё нужно прояснить сами принципы работы алгоритмов, а то они, как мы уже сказали выше, какие-то очень уж странные. Общественность, так сказать, желает знать, почему человек хочет посмотреть что-то одно, а на него вываливают ворох «того, что, как мы уверены, вам может быть интересно». Вы, пожалуйста, объясните, как именно вы нас изучаете, чтобы потом окучивать рекламой! На пользователя оказывается сенсорное воздействие – и он имеет право знать, за что и почему. А то совать пользователю трэш-контент ФБК просто потому, что бедный юзер понимает русский язык — такого не надо!
Ну, и про независимый аудит – вообще в точку. Не просто «покажите, как это работает», а ещё и дайте-ка, пожалуйста, проверить. А то мало ли, что вы наплетёте и как там всё на самом деле обстоит. Такие вещи проверять надо. Кот в мешке – это не тот алгоритм, который можно считать прозрачным и безопасным.
Google и Facebook никак не прореагировали на готовящиеся законодательные изменения. Впрочем, это уже привычное хамство тех, кто привык считать себя выше правительств и президентов. Но так как тучи над этими интернет-гигантами в российском климате сгущаются не первый месяц, то рано или поздно может и гроза ударить – и за отказ подчиниться закону «рекомендиктаторы» могут просто быть изгнаны из нашего медиаполя.
«Рекомендиктатура» – масштабная и серьёзная медийная и общественная опасность, все размеры которой начали осознавать только недавно. Борьба на этом поле обещает быть долгой и упорной, но отступить – значит позволить интернету стоять выше закона, а простые пользователи при этом так и останутся объектами беззастенчивых манипуляций. Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий