После 7 октября, когда ХАМАС совершил из Газы рейд на территорию Израиля, мир стал входить в фазу повышенной турбулентности. Сценариев дальнейшего развития событий в регионе и в мире – куча. От самого оптимистичного, согласно которому противоборствующие стороны удастся развести и усадить за стол переговоров. До самого пессимистичного, который можно коротко назвать «начало третьей мировой войны».
Естественно, многие прогнозы экономического развития мира, которые делались в этом году международными организациями (МВФ, Всемирный банк, ОЭСР и др.), уже безнадежно морально устарели. Требуется их корректировка. Но в условиях столь высокой политической и военной неопределённости, которая сохраняется на протяжении всего октября, какие-либо количественные корректировки прогнозов пока делать бесполезно.
Так, МВФ разместил на своем сайте прогноз, согласно которому в этому году и последующие годы вплоть до 2028 года включительно, приросты мирового ВВП будут находиться примерно на уровне 3% в год (по группе развивающихся стран – примерно 4 процента, по группе экономически развитых стран – около 2 процентов). Судя по всему, этих показателей достичь не удастся.
Глава МВФ Кристалина Георгиева ещё в середине месяца заметила, что конфликт уже отражается на экономике Египта, Ливана, Иордании. Агентство S&P уже пересмотрело прогноз кредитного рейтинга Израиля со «стабильного» до «негативного» и предсказало сокращения ВВП страны на 5% в четвертом квартале 2023 года по сравнению с третьим. Конфликт неизбежно затронет и Саудовскую Аравию.
В условиях нынешней напряженности Эр-Рияд планирует притормозить реализацию ряда масштабных проектов. Больше всего неприятных сюрпризов ждут от Ирана. Ведь в его руках находится Ормузский пролив, значимость которого для морского судоходства и международной торговли даже больше, чем Суэцкого канала. Если Тегеран перекроет пролив, это приведет к перебоям в снабжении многих экономик черным золотом и взлету мировых цен на нефть.
Взлет цен на нефть станет фактором, подпитывающим инфляцию, которую большинству стран мира так и не удалось побороть. Может включиться еще один существенный фактор инфляции – военные расходы. С моей точки зрения, даже если ближневосточная «туча» пройдет стороной и масштабной «грозы» не будет, многие страны отреагируют на нее повышением своих оборонных расходов.
Таких «туч» в мире становится все больше и не известно, какая из них может закончиться «грозой». К «грозе» надо готовиться. Согласно докладу Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI), в прошлом году общий объём мировых расходов на оборону установил новый рекорд и достиг 2,24 трлн долл. Но, судя по всему, по итогам нынешнего года будет новый рекорд.
Я уже писал о том, что подавляющая часть стран мира имеет дефицитные государственные бюджеты, измеряемые несколькими процентами их валового внутреннего продукта (см.: «Процентные расходы пожирают государственные бюджеты»), Рост военных расходов, как показывает исторический опыт последнего столетия, почти неизбежно увеличивает бюджетные дефициты (особенно явно это видно тогда, когда страна втягивается в войну). А рост бюджетных дефицитов, в свою очередь, способствует разгону инфляции.
Ну а если будет разгоняться инфляция, то центробанки, действующие по одному и тому же трафарету (вернее, по инструкции МВФ, определяющей способ «таргетирования инфляции»), будут повышать ключевую ставку. А повышение ключевой ставки будет приводить ко все большему параличу экономики.
Исходя из подобного рода предположений можно заключить, что прогнозы МВФ по экономическому развитию на период до 2028 года придется корректировать. Не будет заявленных 3 процентов годового прироста ВВП. Может быть, вообще не будет никаких приростов. А знак плюс Фонду придется поменять на знак минус.
Напомню, что МВФ в 2019 году давал прогноз, согласно которому мировой ВВП в 2020 году должен был вырасти на 3,5%. В январе 2020 года МВФ скорректировал свой прогноз до 3,3%. А в апреле 2020 года МВФ уже радикально пересмотрел свой прогноз на год, поменял плюс на минус, предсказав снижение мирового ВВП на 3,0%. В октябре 2020 года МВФ еще раз скорректировал свой прогноз, согласно которому падение мирового ВВП должно было составить уже целых 4,4%. В 2021 году МВФ дал фактическую величину снижения мирового ВВП – 4,3%.
Тогдашняя турбулентность мировой экономики, порожденная так называемой пандемией ковида, может повториться сейчас. И Фонд будет по нескольку раз в год пересматривать свои прогнозы.
Только что в Саудовской Аравии завершился инвестиционный форум Future Investment Initiative (FII). На нем 25 октября выступила директор МВФ Кристалина Георгиева. Она предупредила, что война между Израилем и ХАМАС уже влияет на экономики стран Ближнего Востока и может привести к долгосрочному экономическому ущербу для всего региона. Она говорила в основном о проблемах стран Ближнего Востока. Но затем затронула и глобальную экономическую ситуацию.
Особенно обращаю внимание на ее слова, что процентные ставки в мире резко подскочили и стали тормозом экономического развития:
«Последние 20 лет мы провели, откровенно говоря, живя с точки зрения процентных ставок, в стране фантазий. Как можно иметь процентные ставки на нулевом или даже отрицательном уровне и при этом создавать сбережения, обеспечивать функционирование экономик? На самом деле будет нормальным иметь процентные ставки, находящиеся на положительной территории — проблема в том, что это произошло слишком быстро, и скачок слишком высок», — рассказала экономист.
Георгиева отметила, что МВФ «не в восторге от столь быстрого перехода от нулевой до пятипроцентной ставки — но мы добились этого». Никаких шансов на снижение ставок нет, «самолет» мировой экономики начнет проваливаться в «воздушную яму», и директор МВФ призвала всех «пассажиров» пристегнуться: «Итак, теперь мы здесь, наш призыв ко всем: пристегнитесь. Убедитесь, что вы понимаете, что (повышенные) процентные ставки останутся надолго».
Тут можно добавить, что процентные ставки не только будут сохраняться на нынешнем уровне, но, скорее всего, будут продолжать расти. С растущей инфляцией центробанки будут по-прежнему бороться путем повышения ключевых ставок. Вот, например, 24 октября глава ведущего банка Уолл-стрит JPMorgan Chase Джейми Даймон на том же самом инвестиционном форуме FII предупредил о потенциальном сценарии, при котором ставка по федеральным фондам (т. е. ключевая ставка ФРС) может превысить 7% (в настоящее время она составляет 5,25-5,5%).
Банкир отметил, что «это может быть самое опасное время, которое мир видел за последние десятилетия». Впрочем, в его выступлении звучала критика не только в адрес ФРС США, но и других центробанков, которые активно продолжают повышать ключевые ставки.
«Бюджетные расходы больше, чем когда-либо в мирное время, и существует ощущение всемогущества, что центральные банки и правительства могут справиться со всем этим… Я с осторожностью смотрю на то, что произойдет в следующем году».
Валентин Катасонов
Комментариев нет:
Отправить комментарий