четверг, 27 июня 2024 г.

Рождённая хутором империей не станет


Наши евроукраинские меньшие небратья вот уже который год пытаются доказать россиянам, что в России всё какое-то неполноценное. И люди, и быт российский, и общество в целом. При этом в поиске неполноценностей чужих обращаются они строго к неполноценностям собственным. Потому что своё всегда на виду. Например, высмеивают сам факт наличия уличных уборных в российских домовладениях. При этом можно подумать, будто в самой Украине этих самых уборных под открытым небом нет и евроукры, живущие в частных домах на земле, справляют нужду в специальные капсулы от Илона Маска, тут же преобразующие содержимое в чистую энергию, которой можно запитать десяток домовладений.

Просто открываем Интернет и видим, что сами же украинские СМИ частенько пишут о собственных гражданах, утонувших в уличных туалетах. И ладно бы просто у себя на участке, но на Украине периодически тонут в уличных сортирах, закреплённых, например, за школами. Потому что да, там школы оборудованы уличными туалетами. Теми самыми, которые с дыркой в земле и которые очень смешные в России, но какие-то совсем грустные на Украине. В то же время может кто-то навскидку назвать, где видел в российской школе туалет на улице? Не пятьдесят лет назад, а в наши дни?

И всё у евроукров так: увидеть у себя какое-нибудь безобразие и рассказать о том, что это происходит не у них, а у соседа. Потому что на Украине такого быть не может. Украина — это страна в смартфоне, технологии, забота об экологии, легализация лёгких наркотиков, вежливые полицейские, министры на велосипедах и дороги, вымытые шампунем. Так им, во всяком случае, мечтается. Украина, как они там уверяют, беспрецедентно полноценная и самодостаточная структура, где есть всё, чего только душе будет угодно. Фактически империя внутри себя. А ведь меж тем у евроукров нет многого, в том числе и такого, без чего о полноценном государстве и полноценной жизни внутри него и говорить как-то неудобно.

Без своих маркетплейсов

Крайне не люблю англицизмы в русском языке, но тут уж иначе не скажешь. У евроукров нет своих маркетплейсов — больших торговых интернет-площадок, представляющих товары как собственные, так и сторонних продавцов. Не сайтов с частными объявлениями в стиле «купи-продай», а именно что сервисов, гарантирующих добропорядочность и исполнение законов. Классические примеры — «Озон» или «Вайлдберриз». Есть ещё «Яндекс», «Все Инструменты» и несколько региональных, чьи названия не на слуху.

Сказать по правде, вот эта возможность приобретать товары, не выходя из дома, стала тем камнем преткновения, о который разбились надежды миллионов россиян подкопить денег. Нет соблазна — нет затрат. Но соблазны есть, и это, конечно, хорошо. Сидишь дома и заказываешь всякое разное. Передумал — отказываешься, иногда и до получения. Очень удобно. Наверняка в среднестатистическом российском домовладении даже при беглом осмотре найдутся десятки вещей, купленных именно через Интернет. И почему не купить, ведь удобно, безопасно, а временами и сильно дешевле, чем в магазине за углом. Кроме того, может быть так, что в том самом магазине банально не будет нужного товара, а в Интернете есть практически всё.

Так вот, эта, казалось бы, обыденность для евроукра — недостижимое. Ибо на Украине нет собственных маркетплейсов. Есть иностранные — «Алиэкспресс» или тот же «Леруа Мерлен», которые работают и в России также, но своего аналога того же «Озона» они за тридцать лет незалэжности так и не нажили.

Некоторые могут заметить, что на Украине есть «Пром» или та же «О-Эль-Икс» но на самом деле это банальные интерактивные доски объявлений, не имеющие ничего общего с ведущими российскими маркетплейсами. У украинских вариантов, прежде всего, нет собственных представительств: отделений, куда осуществляется целевая доставка. Как следствие, у них нет и своей службы доставки. Заказанные товары доставляются «Новой почтой» или иными логистическими сервисами. Ну и в финале у данных сервисов нет вменяемой поддержки покупателей. Вернуть деньги за товар, который не подошёл, не говоря о том, что просто не понравился, там бывает очень непросто. Страховка либо полностью отсутствует, либо начинается с нескольких тысяч гривен. И в случае желания вернуть заказанный товар покупатель фактически вынужден договариваться с самим продавцом непосредственно, ибо даже такая штука, как арбитраж, имеющаяся, например, в «Алиэкспрессе», у украинских маркетплейсов отсутствует. Поэтому неудивительно, что там сходу предупреждают о соблюдении правил безопасности при выборе продавца и прочих моментах, о которых у нас сообщает та же «Авито», тоже, к слову, не предоставляющая никакой гарантии ни одной из сторон сделки. Иными словами, то, что на Украине называется маркетплейсами, с российской точки зрения не больше чем стихийный базар, чьи крышеватели не предпринимают никаких попыток по защите как продавцов, так и покупателей.

Хотя попытки соорудить нечто вменяемое были. Сходу можно вспомнить «Аукро» и «Розетку». Первая была удобным эквивалентом «Авито», где репутацию продавцов можно было увидеть задолго до того, как её ввели на российском аналоге. Но при этом, в отличие от «Авито», у «Аукро» не было своей сети доставки. Что до «Розетки», то в 2012 году его накрыла налоговая, после чего той не стало. «Аукро» тоже закрылась по неясным причинам, несмотря на очевидный, как казалось со стороны, успех.

Но как бы там ни было, даже лучшие образцы украинских торговых интернет-площадок отдавали душком эпохи девяностых, когда любые покупки совершались на свой страх и риск без каких бы то ни было надежд на сервисное обслуживание, возврат денег и нормальную доставку.

Без своих социальных сетей

Как-то так получилось, что за тридцать с лишним лет самостоятельного дрейфа на Украине так и не осилили свою национальную социальную сеть, в которой уютненько сидела бы вся страна и в которую просто из вредности не пускали бы москалей. Пусть завидуют, глядя через дырку в заборе.

Впрочем, попытки были. Там пытались запустить такие проекты, как «Коннект», «Всё тут», «Это Украина», «Друг» и ещё несколько совсем малоизвестных, но ни одна идея не взлетела. Задумки оказались не нужны не только злым москалям, но и самим евроукраинским громадянам, которые непатриотично и бессовестно продолжали сидеть в российских «ВКонтакте», «Одноклассниках», «Живом Журнале» и «Телеграме». Наш дубовый и малофункциональный «Яндекс Дзен» или полузабытый «Мой Мир» — вершина цифровой эволюции по сравнению с незалэжными поделками.

Почему так получается? Во-первых, потому что всё созданное как бы трудолюбивыми, талантливыми и современными украинскими разработчиками на поверку оказывалось кривым, тупым, неудобным и нестабильным, а оттого никому не нужным. Во-вторых, потому что есть иностранное, в том числе и российское, где уже много народа и ничего нового выдумывать не нужно. В-третьих, сделать для Украины свою национальную социальную сеть — это как сделать отдельную социальную сеть, например, для Тамбовской области или Воронежской. Подобное местечковое позиционирование обречено на погибель.

И в этом вся Украина и все евроукры. Эдакие граждане мира без своего собственного угла. Сегодня заночую тут, завтра там. Свободны, аки чайки, и так же беспардонны. Тут нагадят, там украдут. Вот и день прошёл. Зачем им делать что-то своё, если можно пользоваться иностранным? По аналогичному принципу у них там происходит решительно всё, в том числе и майданы, которые скакали строго за то, чтобы можно было легко и просто уехать за границу, бросив отчизну на произвол. Правда, получилось, как обычно, наоборот. Вместо оплаты визы в 35 евро теперь шароварному панству нужно давать взятку под 20 тысяч вечноамериканских долларов, чтобы тебе позволили относительно безопасно переплыть Тису.

А вот русские зачем-то постарались и сделали для себя несколько весьма успешных мессенджеров и социальных сетей. В этом, знаете ли, есть что-то имперское. Когда ты создал своё для всей страны и все остались довольны, не испытывая ни малейшей нужды в использовании иностранного. Даже отечественные видеохостинги в лице «Рутуба» или «ВКплей» после антироссийских санкций неплохо так эволюционировали и уже более или менее похожи на что-то вменяемое. Поэтому если в России однажды заблокируют «Ютуб», а рано или поздно это случится (в Чечне, например, данный сервис блокируется основными провайдерами с 2012 года), то многие этого вообще не почувствуют.

Без своих небоскрёбов

Евроукры тридцать три года и три дня орали из каждого утюга, что строят у себя страну-конфетку, где будут мотаться гиперлупы, в полях крутиться ветрогенераторы, а на зелёных лужайках городов будут валяться модные и красивые молодые люди, зарабатывающие деньги прямо в Интернете за счёт добычи криптовалют. А тем временем как была Украина российским селом, так и осталась.

Кто хотел узнать, какой была Россия в девяностых, мог бы смотаться на Украину ещё в довоенные времена, где даже в Киеве ощутимо отдавало депрессией какого-нибудь провинциального райцентра. Стихийные рынки с товарами на старой клеёнке прямо в грязи тротуаров, дикие обменники валют, полное отсутствие кассовых аппаратов, бесконечные наливочные, профессиональные нищие, норовящие помыть тебе ветровое стекло, и прочие прелести. А сверху над этим всем высится старая советская архитектура — наследие более развитой цивилизации.

Незалэжники десятилетиями мечтали о создании то второй Швейцарии, то второй Франции. Кто-то мечтал о повторении сингапурского экономического чуда. И можно было бы сделать вид, что это самое чудо и вправду когда-то было, но где ваши доказательства? Ведь что лучше всего наглядно иллюстрирует экономический успех? Лучше всего его иллюстрируют небоскрёбы. Так было всегда. Как только какое-то государство достигало определённой высоты в своём развитии, как только в обществе образовывался достаток, а в казне избыток, сразу же начиналось возведение мегалитических сооружений. В Древнем Египте строили пирамиды, в Древней Греции — афинский Акрополь, в Древнем Риме — Колизей, в Древнем Китае — Великую стену, в Ацтекской империи — пирамиду Чечен-Ицу и так далее. То есть, когда у всех всё хорошо, хочется повыпендриваться, создав нечто эдакое на зависть соседям.

Так вот, что там на предмет небоскрёбов? Небоскрёбом, как оказалось, считается здание минимум в 150 метров, а если ещё и этажей минимум 50, то это стопроцентный небоскрёб. В России таких зданий, приготовьтесь, 56. Из них 28 имеют минимум 50 этажей и ещё с дюжину не дотягивают до нужной отметки несколько метров. На Украине самое высокое здание — ЖК «Кловский» в Киеве — насчитывает 47 этажей. Оно же единственное, преодолевшее барьер в полезные 150 метров (бессмысленные шпили не в счёт).

Вот и получается, что как бы тёмная, дремучая, лапотная, находящаяся под беспрецедентным количеством санкций Россия имеет с полсотни небоскрёбов, в том числе и «Лахта Центр», являющийся на данный момент самым высоким зданием в Европе, а обласканная всем прогрессивным человечеством, осыпанная демократическими валютами, восхваленная всем коллективным Западом Украина еле-еле сподобилась на одно-единственное сооружение, да и то не полностью подходящее под звание полноценного небоскрёба.

Почему так получается? Потому что Украина как была забыченным хутором, так и осталась. Только на фасаде добавилось много модных разноцветных флажков. Денег нет и не было, но самое главное — не было мысли строить, что-то у себя на родине. Зачем, когда гораздо проще вывезти средства за границу и купить что-нибудь там. И единственным знаковым сооружением, с которым великая незалэжная империя вошла в историю, остался тот самый рекордный 70-метровый флагшток за 8 миллионов гривен (22 миллиона рублей по тогдашнему курсу), который весьма символично рухнул на незадекларированный «Лексус» чиновника, командовавшего установкой.

Без подводных лодок

Русский человек всегда восхищался избыточностью в характере. Чтобы не просто талант, не просто энергичность, принципиальность и сила, но ещё и избыточность. Чтобы хватило через край. Чтоб душа развернулась, а потом свернулась опять. Чтобы было дерзко, громко, красиво и опасно. Особенно опасно. Желательно, чтобы опасно необоснованно. Ну и, конечно, очень любят, когда деньги направо и налево просто из-за презрения к оным. Где-то здесь и находится любовь россиян к своему флоту и особенно к подводному.

Потому что какая-нибудь атомная подлодка — это, во-первых, очень дорого. Во-вторых, с точки зрения какой-нибудь Латвии это ненужный шик. В-третьих, это и есть та самая избыточность. Зачем десятилетиями вкладывать целые состояния в технику, которая, возможно, ни разу так и не будет пущена в дело? Ладно там атомные ледоколы — их ещё могут понять кое-кто, но вот эти самые подлодки да крейсера — это, знаете ли, уже излишество.

Где-то так и думают на Украине. Точнее, думали. Ровно до тех пор, пока не пришлось немножко повоевать. Ведь зачем вся эта плавающая броня, если можно просто заручиться поддержкой мирового сообщества и порезать собственную военную технику в обмен на какие-то гарантии безопасности от США? А освободившиеся средства, конечно, нужно будет пустить на развитие государства. Вместо атомной подлодки на Украине лучше построят полсотни больниц. Но в итоге, как и положено у евроукров, остались они и без подлодок, и без больниц.

Знаете, что такое атомная подводная лодка или атомный ледокол в современном мире? Это ультимативный показатель суперимперии. Самодостаточной цивилизации. Дерзкой и самостоятельной настолько, что у неё есть необходимость защищать себя собственными средствами. Порой недешёвыми и уникальными. Основными держателями атомно-подводных акций на планете Земля являются Россия и США. У Великобритании, Франции, Китая и Индии вместе взятых данных агрегатов сильно меньше. Что до такой роскошной штуки, как атомные ледоколы, то они есть только у русских.

Ну, а что там Украина? Страна, до недавних пор располагавшая выходом аж к двум морям и кучей адмиралов, обвешанных медалями до пупа. А у неё остались лишь сказки о подводных лодках, на которых казаки кошмарили басурман, а также лодка «Запорожье», которая была годами приварена к причалу. Правда, по итогам Русской весны евроукры лишились Крыма, а вместе с ним отплыл и човэн «Запорижжя», так и не нашедший себе применения в бесхозяйственных украинских руках.

Среднестатистический евроукр мог бы сказать, что ему и без подводных лодок было хорошо жить, пока Путин не напал, и что данный вид военной техники вообще имеет сомнительную репутацию. В том ключе, что, мол, нет подлодок — нет и катастроф с ними. Но это, конечно, отмазки в пользу бедных, а тем временем быть гражданином государства, у которого есть атомные подводные лодки и мощный флот, это как дружить с девушкой, которая не просто красивая, но ещё и умная — не только приятно, но и интересно.

Без нормальных дорог

Наконец, у Украины нет своих дорог. За тридцать с лишним лет независимости евроукры так и не научились делать хорошие дороги. Где-то местами, на каких-то отрезках можно встретить что-то похожее на ту же российскую трассу «М4», но лишь эпизодично.

Откройте тот же «Гугл улицы» и посмотрите на качество дорог в украинских областных центрах, не говоря уже о райцентрах или сёлах. Для россиян, считающих, что у них в стране дороги никуда не годятся, подобное изучение будет особенно полезно.

Хорошие дороги на Украине — это исключение из правил, лишь подчёркивающее общую закономерность. Евроукры способны лишь делать живое мёртвым, а работающее сломанным. Созидательная деятельность — это не про них. А тем временем если небоскрёбы можно объяснять как дорогостоящую прихоть бояр и царя, то объяснить этим же качественные дороги, возводимые по всей стране, невозможно. Дороги, мосты, воздушные и подземные переходы, многометровые заборы вдоль трасс, защищающие населённые пункты от пыли и шума, электронные табло на остановках, отсчитывающие время до прибытия следующего транспорта, — это всё для простых людей, а не для ребят из Думы.

Когда приходит империя, вслед за ней идут дороги. А когда приходят американцы во главе с клоунами, играющими в националистов, дороги заканчиваются. А вместе с ними медицина, образование, промышленность и всё остальное, без чего невозможно представить современное цивилизованное общество.

Но есть в этом для евроукров и положительный момент. Без своего домашнего места в виртуальном пространстве, без выдающихся архитектурных сооружений, без мощной армии и, наконец, без нормальных дорог украинские граждане вправе рассчитывать на обретение абсолютной свободы. Той самой, о которой так стонал их любимый Кобзарь, когда можно было завязать пожитки в узел и отправиться куда глаза глядят. Ибо кто похудел — теряет цепи. И если дома шаром покати, то тебя там ничего не держит. Правда, этот самый дар свободного перемещения у громадян тоже отняли, оставив лишь запредельно обострённое чувство собственной значимости.


Сергей Донецкий


Донаты на сайт Яндех кошелёк - 410017649256522

Комментариев нет:

Отправить комментарий