вторник, 31 октября 2017 г.

«Все это для того, чтобы Манафорт заговорил. И он заговорит»


Расследование спецпрокурора Роберта Мюллера о связях Дональда Трампа с Россией дало первые плоды. Прокурор выдвинул обвинения в адрес бывшего главы предвыборной кампании Трампа Пола Манафорта и его делового партнера Рика Гейтса. Правда, плоды оказались с гнильцой.


Украинское белье Манафорта

Обоим гражданам инкриминируют 12 пунктов, среди которых незаконная лоббистская деятельность и финансовые операции. Сам Манафорт уже сдался ФБР.

На первый взгляд, этот арест никак не ударит по Трампу. Все обвинения касаются не российского следа, а украинского – господина Манафорта обвиняют в нарушениях в ходе работы на бывшего президента Украины Виктора Януковича. «Извините, но это было давно, до того, как Пол Манафорт стал частью кампании Дональда Трампа», - отметил американский президент. 


Однако, на второй взгляд, здесь не все так просто. Поскольку реальных доказательств работы Трампа на Россию нет (да и быть не может, поскольку этой работы не было), копание в украинском грязном белье Манафорта может быть первым шагом на пути конструирования этих доказательств. «Все это для того, чтобы заставить Пола Манафорта заговорить. И он заговорит», - написал один из комментаторов к президентскому твиту.

Ровно по такой же схеме противники Трампа пытались заставить фантазировать бывшего помощника президента Майкла Флинна, когда подловили его на «турецком белье». Кроме того, Мюллер будет использовать факт предъявления обвинения в нарушении закона 1938 года "О регистрации иностранных агентов" и в отмывании денег в качестве рычага давления.

Манафорт может отказаться давать какие-либо компрометирующие показания на Трампа, рассчитывая на помилование. Однако факт помилования может быть уже использован Мюллером позже в качестве дополнительного аргумента в расследовании по такому составу преступления как "препятствование правосудию”», - говорит Эксперту Online Сергей Костяев, докторант американского Университета Ратгерса.

А чем вы тут занимаетесь?

Однако расчет на дискредитирующее помилование – все-таки игра в долгую. Для Мюллера имеет критическое значение именно быстрая раскрутка Манафорта. Проблема для него в том, что само расследование связей Трампа с Россией оказалось под угрозой.

Все время, пока Мюллер искал следы несуществующей связи, сторонники Трампа делали все возможное для дискредитации самого Мюллера. Оснований для этого более чем достаточно – начиная от личной заинтересованности спецпрокурора (являющегося близким другом уволенного Трампом директора ФБР Джеймса Коми) и заканчивая тем, что, по некоторым данным, сбор доказательств в «русское досье» частично проходил при спонсорской помощи Демократической партии.

И вот уже редакция Wall Street Journal задается «двумя уместными вопросами. Стало ли это досье причиной расследования ФБР предвыборной кампании Трампа и использовал ли господин Коми или его агенты данные из этого досье как основания для того, чтобы запросить одобрение Суда по наблюдению в целях разведки (специальный орган, который должен санкционировать наблюдение за потенциальным шпионами – Эксперт Online) на прослушку сотрудников Трампа?»

Поэтому сейчас в США ходят активные слухи о том, что Трамп может попросту уволить спецпрокурора и закрыть его миссию. В этом плане «холостой выстрел» в Манафорта играет в пользу американского президента, говорящего о «всеобщем согласии с тем, что много месяцев ДОРОГОСТОЯЩЕГО (выделено Трампом – Эксперт Online) расследования доказало ОТСУТСТВИЕ (выделено Трампом – Эксперт Online) всякой связи между Трампом и Россией».

Давайте лучше посадим Хиллари

По сути, единственное, что сейчас сдерживает Трампа от изгнания Коми – это возможная информационная волна. «Фейковые новости» в лице враждебных президенту СМИ, а также поддерживающие их политики из числа противников президента сразу же заговорит о том, что Трамп боится Мюллера и использует служебное положение для того, чтобы скрыть следы собственных преступлений, к выявлению которых Роберт Мюллер «оказался так близко».

Поэтому американский президент, в общем-то, находится перед дилеммой. Ему выгодно ждать дальнейшей дискредитации миссии Мюллера, но лишь при гарантии, что Манафорт не сломается (как в свое время не сломался Майкл Флинн). Есть ли у Трампа такие гарантии? Сложно сказать.

Впрочем, американский президент нашел иной способ переключения общественного внимания – он предложил обществу новую жертву. «А чего это на лживую Хиллари и демократов не обращают внимание?» задается он вопросом, и говорит, что расследование как раз выявило ее связи с Россией.

Речь, конечно, идет о так называемом «урановом деле», когда после одобрения Хиллари Клинтон (бывшей тогда госсекретарем) сделки по продаже уранодобывающей компании UraniumOne Росатому на счетах Фонда Клинтонов оказались миллионы долларов «пожертвований». Поэтому «если и был какой-то сговор с какой-то страной во время прошлогодней американской избирательной кампании, то контролирующим инстанциям США следует взглянуть на Клинтонов», - говорит пресс-секретарь Белого Дома Сара Сандерс.

И сейчас республиканские СМИ, пользуясь низкими рейтингами Хиллари и, в общем-то, всеобщей уверенностью в ее коррумированности, призывают к пристальному расследованию деятельности мадам Клинтон. Расследованию, в ходе которого могут вскрыться и иные ее прегрешения – например, нечестно проведенные демократические праймериз.

Москве, конечно, неприятно стать фигурантом еще одного скандала, однако Кремлю выгодно ослабление давления на американского президента. Чем меньше будет это давление, тем больше шансов на то, что российско-американские отношения наконец-то перестанут быть элементом американской внутриполитической борьбы. А значит появится хоть какой-то шанс на их стабилизацию и (чудеса случаются) нормализацию.

Геворг Мирзаян

Комментариев нет:

Отправить комментарий