Пару лет назад уважаемый немецкий журнал неожиданно заказал мне статью о «феномене клоунов». В Европе тогда началась эпидемия нападений на прохожих непонятных существ в клоунских масках, которые пугали своих жертв ножами, битами, а то и бензопилами. Я опубликовал тогда небольшой этюд «Эпоха клоунов».
Суть его заключалась в том, что в переломные моменты в западном мире клоун становится ключевой фигурой. Он несет судьбоносную миссию: высмеять, опошлить, опохабить, десакрализировать уходящий мир, чтобы таким своим способом и инструментом расчистить место новой реальности. Так поступали герои Рабле, которые в карнавальных вакханалиях запердели (в прямом смысле) пуританские модели европейского общежития и рыцарского гламура. Так поступали герои Гашека во главе с неподражаемым бравым солдатом Швейком, которые анекдотизировали социальные устои Австро-Венгерского колосса.
И вот появились уличные клоуны-хулиганы, глумящиеся над опасениями, страхами и кошмарами простых людей. Я уже вспоминал, что люблю бывать в европейских столицах в апреле, когда в специальный день можно вываливать мусор из своих квартир прямо на улицы. У меня накопилась целая коллекция черно-белых фото из этих мусорных куч. Девочки в белых кружевных платьях на тенистых аллеях, мальчики с трогательными бабочками, выпускные классы в выглаженной школьной форме на безупречных лужайках гимназий, холеные бабушки в стерильных кафе...
Уличные клоуны-хулиганы сигнализировали об уходе, гибели этого пасторального и безопасного рая. Своими пугающими масками, ножами и битами они провозглашали приход нового мира. Мира, где девочек и мальчиков иногда насилуют прямо на улице, гимназии огораживают стальными заборами и видеокамерами от маньяков и террористов, у бабушек темнокожие пареньки отнимают кошельки прямо в кафе...
Я тогда предположил, что вслед за уличными брутальными клоунами появятся и клоуны-политики, порожденные уже политическими и даже геополитическими кошмарами и ожиданиями новой реальности. И они таки появились. Последний год я с профессиональным интересом наблюдал за целой толпой профессиональных клоунов, которые кувыркаются на политических аренах. Пытаюсь расшифровать их тайные сигналы, понять, какой мир они разрушают и какой ожидают.
Вот, например, миляга Марьян Шарец из сказочной Словении. Он же по сценическому псевдо Иван Серпентиншик, якобы из глухого села, которое глумливо переводится как Залупово. Он мне нравится именно своей клоунской классикой. «Клоун» первоначально означало «жлоб», т.е. неотесанный грубый мужлан, который настолько неделикатен, что иногда говорит правду-матку в глаза. И наш Иван косил под провинциального правдоруба, говоря о том, что никакой Евросоюз не в состоянии спасти страну от коррупции, несправедливости, тупости политиков. Он высмеивал страхи перед международными террористами типа бен Ладена, полагая, что местные политики опаснее для простых людей, чем заезжие бандиты. В результате – второе место на недавних президентских выборах и своя влиятельная партия в парламенте.
Или вот сербский клоун Белый (Лука Максимович). Он действительно «белый клоун» – всегда в ослепительно белых костюмах, на белом коне. Старый мир, который он высмеивает-разрушает, – обитель унылых врущих политиков. А Белый хочет заменить скучное и тоскливое вранье ослепительными фантазиями. Пожалуй, главная позиция в его президентской компании – превратить Сербию из маленькой сельской страны в великую космическую державу (Остапу Бендеру это бы понравилось!). В результате – тоже второе место на прошедшей президентской гонке.
А еще есть великий клоун Беппе (Джузеппе Пьеро Грилло). Основатель итальянского движения «Пять звезд», которое сенсационно вторглось в парламент. И здесь понятно, что хочет разрушить и построить этот клоун. Разрушить мир тотальной демократической фальши, порожденный «кровосмешением» бизнеса и политики. И хочет построить просвещенную диктатуру, которая защитит маленького итальянца и от бизнеса, и от политики, и от демократии. Беппе немолод, но могуч. Он стал кошмаром лощеных итальянских породистых политиков и еще будет гонять их по манежу...
Можно долго перечислять влиятельных клоунов мировой политики, но меня больше других сегодня интригует Пьеро – Петр Порошенко. Он неожиданно и успешно ворвался в западную клоунскую семью. Сначала только внешним видом: клоунскими мятыми одеждами, дырявыми носками, имитацией пьяных жестов (многие клоуны выступали под личиной алкоголиков, включая великого Никулина). Но потом пошла и смысловая клоунада: заявления, программы, угрозы, спичи. Смешно. Но еще есть над чем работать.
Я настолько уже погрузился в атмосферу европейского глумливого карнавала (по Бахтину) и политического смехачества, что позволил бы себе дать новому клоуну несколько советов.
1. Как я уже отмечал, клоун, как правило, интеллигентный человек, который притворяется жлобом. А наш Пьеро – жлоб, который притворяется интеллигентным человеком. Это не совсем органично. Надо бы все поставить на свои места.
2. Он много экспериментирует с коньячной фляжкой. Но здесь надо быть очень осторожным. Даже знаменитый болонский клоун потерпел публичный провал за свой цирковой номер с фиаско – большой винной бутылкой. (Отсюда и нарицательный термин «потерпеть фиаско».) Был, правда, удачный номер у Никулина с чекушкой. Может, и Пьеро не экспериментировать с космополитичной фляжкой, а взять за основу традиционный «чекан»?
3. И, наконец, самое главное. Уже возникла целая наука, которая изучает причины коулрофобии – панической боязни некоторыми людьми клоунов. Оказалось, что люди не боятся клоунов, если те зримо отличаются от обычных зрителей (одеждами, жестами, манерами). Дело в том, что главная задача клоуна – высмеять и обмануть зрителя. Но когда тебя выставляет посмешищем и лохом явный цирковой персонаж, это не обидно. А вот когда это делает клоун, похожий на человека, а тем более политика, это вызывает уже страх. Есть даже специальный термин – «зловещая стена». Он означает место, в котором образ клоуна сливается с образом вроде бы уважаемой персоны. Вот это страшно!
Поэтому европейские клоуны и не претендуют на лидерство в стране. Поэтому они вечно вторые. Ведь лидер-клоун – это же не смешно, а кошмарно. Пьеро пока не понимает этого и зачем-то цепко, как за фляжку, держится за лидерство. Но там, сзади, уже проявляется в политике клоун Зеленый. Может, он, как более опытный профессионал буффонады, подскажет своему хозяину?
Р. Дервиш
Комментариев нет:
Отправить комментарий