Контракт на транзит российского газа через территорию Польши заканчивается в мае этого года. «Газпром» не выражает желания вести переговоры о заключении нового соглашения, а глава польской государственной нефтегазовой компании PGNiG Петр Возняк уверяет, что его страна готова к приостановке транзита.
В свете последних событий Москва действительно может отказаться от проблемного белорусско-польского маршрута, и ее переговорные позиции, как ни странно, усиливает высокая загруженность украинской ГТС.
По мнению некоторых аналитиков, для России вопрос заключения нового транзитного договора с Польшей уже не стоит на повестке дня. Косвенно на это указывает тот факт, что переговоры между сторонами до сих пор не начались.
В случае с Украиной первый раунд трехсторонних консультаций прошел еще в июле 2018 года, а за четыре месяца до истечения срока контракта этот вопрос начали обсуждать предметно. Если Москва и Варшава хотят договориться о продолжении транзита, то сейчас самое время начать диалог.
Проектная мощность газопровода «Ямал — Европа» составляет почти 33 миллиарда кубометров в год. Казалось бы, зачем главному игроку на европейском газовом рынке добровольно отказываться от этих объемов? Но для корректного понимания ситуации нужно учитывать несколько факторов.
По целому ряду причин в Европе обвалились цены на «голубое топливо». Ключевую роль здесь сыграла опасность прерывания украинского транзита: чтобы спокойно пройти отопительный сезон даже в случае провала переговоров между «Газпромом» и «Нафтогазом», Европа накопила в своих подземных хранилищах рекордные объемы газа. Расход, напротив, оказался низким из-за аномально теплой зимы.
То есть газа в Европе слишком много. Это уже отразилось на выполнении контрактных обязательств «Газпрома»: в январе объемы прокачки газа по украинской ГТС оказались намного меньше законтрактованных. Поэтому нет насущной необходимости цепляться за польский транзит.
Ситуация была бы принципиально иной в случае простаивания украинской ГТС. Тогда у «Газпрома» остались бы «Турецкий поток», полупустая первая нитка «Северного потока» и газопровод «Ямал — Европа» — весьма скудный арсенал для удержания своей доли на европейском газовом рынке. Белорусско-польский маршрут для «Газпрома» стал бы бесценным, а переговорные позиции Варшавы — сильнее в разы.
Вероятно, на это рассчитывали в PGNiG. Но произошло все с точностью до наоборот: Россия сохранила украинский транзит. Причем в новом договоре прописаны солидные объемы прокачки (65 миллиардов кубов в 2020 году и 40 миллиардов в последующие годы). В контексте запуска обходных газопроводов это большая щедрость со стороны «Газпрома».
По мнению украинского энергоэксперта Дмитрия Марунича, Польша действительно может оказаться «слабым звеном». «Я встречал эту точку зрения, она вполне разумна. "Газпром" однозначно будет использовать украинский фактор во время переговоров. Но ключевым остается вопрос транзитной ставки. От стоимости прокачки газа через территорию Польши будет зависеть степень готовности России бороться за этот маршрут», — говорит Марунич.
Как известно, тарифы были одним из главных камней преткновения при заключении нового контракта между «Газпромом» и «Нафтогазом». Киев до последнего настаивал, что высокий ценник на прокачку российского газа должен компенсировать снижение объемов. В случае с Польшей все еще труднее. В свое время PGNiG стала совладельцем польского участка газопровода, в который она не вложила ни цента — все затраты взяла на себя российская сторона.
По этой причине Варшава не получает большую транзитную выручку. Но очень хочет.
Уполномоченный правительства Польши по стратегической энергетической инфраструктуре Петр Наимский подсчитал, что за 2010–2017 годы его страна якобы недополучила от транзита российского газа примерно 400 миллионов долларов.
Общепринятой считается точка зрения, согласно которой польские власти не использовали свои переговорные возможности для заключения выгодного транзитного соглашения с «Газпромом». Очевидно, теперь правящая верхушка будет исправлять ошибки прошлого и запрашивать космические тарифы.
В случае провала переговоров у поляков остается запасной вариант — переход на европейскую систему аукционов. Вернее, это даже не опция, а требования европейского законодательства. Польский газовый оператор Gaz-System подчеркивал, что она обязана гарантировать возможность бронирования своих мощностей «на основе прозрачности и принципов недискриминации».
Но открытым остается вопрос, какие лоты и на каких условиях будут выставлять поляки. Да и зачем вообще проводить аукционы в условиях, когда потенциальный покупатель всего один?
По мнению Марунича, поляки просто подхватывают модный тренд: «Аукционы — это чисто европейская история. Кто в них будет участвовать, непонятно. Украина, как вы помните, тоже хотела играть в аукционы, но ничего не вышло».
Несмотря на обилие аналогий с газовыми переговорами Украины и России, есть одно принципиальное отличие: диалог с Польшей (если он вообще начнется) будет проходить в куда более спокойной атмосфере. Отсутствие договоренностей между сторонами к маю этого года не несет серьезных угроз ни для «Газпрома», ни для Европы, ни для страны-транзитера. Хотя Польша все-таки пострадает, ведь часть российского газа, который она импортирует, транспортируется именно по газопроводу «Ямал — Европа».
Если транзит прекратится, то полякам придется в авральном режиме искать альтернативных поставщиков. Это удовольствие не из дешевых. Хотя катастрофы не будет — Польша и так готовится к полному отказу от российского газа.
Ничто не мешает сторонам договориться о возобновлении сотрудничества уже после остановки транзита. В случае с Украиной эксперты тоже рассматривали такой вариант: в начале января Россия вполне могла затеять маленькую «газовую войну» в стремлении сделать Европу и Украину более сговорчивыми. Разница только в том, что полный отказ от украинского маршрута грозил «Газпрому» серьезными проблемами.
Поэтому заключение транзитного контракта с Украиной на тех или иных условиях было предрешено, а вот контракт с Польшей под вопросом. Дмитрий Марунич допускает, что стороны придут к каким-то договоренностям после прерывания транзита. По мнению эксперта, определенную роль здесь может сыграть сезонный фактор: летом спрос на газ традиционно снижается. Не будет пиковых нагрузок, следовательно, не будет необходимости срочно договариваться об условиях прокачки российского газа через территорию Польши.
Возможно, именно в мае у России появится концептуальное понимание того, нужен ли ей в принципе белорусско-польский маршрут. Федеральное сетевое агентство ФРГ (Bundesnetzagentur) сейчас рассматривает заявки на выведение двух ниток «Северного потока» из-под действия обновленной Газовой директивы ЕС. Решение по обращению операторов должно быть принято до 23 мая 2020 года.
В случае, если России и Германии удастся загрузить морские газопроводы на полную мощность, ценность польской трубы автоматически упадет. Не потому ли «Газпром» не спешит начинать переговоры с Варшавой?
Алексей Ильяшевич
В свете последних событий Москва действительно может отказаться от проблемного белорусско-польского маршрута, и ее переговорные позиции, как ни странно, усиливает высокая загруженность украинской ГТС.
По мнению некоторых аналитиков, для России вопрос заключения нового транзитного договора с Польшей уже не стоит на повестке дня. Косвенно на это указывает тот факт, что переговоры между сторонами до сих пор не начались.
В случае с Украиной первый раунд трехсторонних консультаций прошел еще в июле 2018 года, а за четыре месяца до истечения срока контракта этот вопрос начали обсуждать предметно. Если Москва и Варшава хотят договориться о продолжении транзита, то сейчас самое время начать диалог.
Проектная мощность газопровода «Ямал — Европа» составляет почти 33 миллиарда кубометров в год. Казалось бы, зачем главному игроку на европейском газовом рынке добровольно отказываться от этих объемов? Но для корректного понимания ситуации нужно учитывать несколько факторов.
По целому ряду причин в Европе обвалились цены на «голубое топливо». Ключевую роль здесь сыграла опасность прерывания украинского транзита: чтобы спокойно пройти отопительный сезон даже в случае провала переговоров между «Газпромом» и «Нафтогазом», Европа накопила в своих подземных хранилищах рекордные объемы газа. Расход, напротив, оказался низким из-за аномально теплой зимы.
То есть газа в Европе слишком много. Это уже отразилось на выполнении контрактных обязательств «Газпрома»: в январе объемы прокачки газа по украинской ГТС оказались намного меньше законтрактованных. Поэтому нет насущной необходимости цепляться за польский транзит.
Ситуация была бы принципиально иной в случае простаивания украинской ГТС. Тогда у «Газпрома» остались бы «Турецкий поток», полупустая первая нитка «Северного потока» и газопровод «Ямал — Европа» — весьма скудный арсенал для удержания своей доли на европейском газовом рынке. Белорусско-польский маршрут для «Газпрома» стал бы бесценным, а переговорные позиции Варшавы — сильнее в разы.
Вероятно, на это рассчитывали в PGNiG. Но произошло все с точностью до наоборот: Россия сохранила украинский транзит. Причем в новом договоре прописаны солидные объемы прокачки (65 миллиардов кубов в 2020 году и 40 миллиардов в последующие годы). В контексте запуска обходных газопроводов это большая щедрость со стороны «Газпрома».
По мнению украинского энергоэксперта Дмитрия Марунича, Польша действительно может оказаться «слабым звеном». «Я встречал эту точку зрения, она вполне разумна. "Газпром" однозначно будет использовать украинский фактор во время переговоров. Но ключевым остается вопрос транзитной ставки. От стоимости прокачки газа через территорию Польши будет зависеть степень готовности России бороться за этот маршрут», — говорит Марунич.
Как известно, тарифы были одним из главных камней преткновения при заключении нового контракта между «Газпромом» и «Нафтогазом». Киев до последнего настаивал, что высокий ценник на прокачку российского газа должен компенсировать снижение объемов. В случае с Польшей все еще труднее. В свое время PGNiG стала совладельцем польского участка газопровода, в который она не вложила ни цента — все затраты взяла на себя российская сторона.
По этой причине Варшава не получает большую транзитную выручку. Но очень хочет.
Уполномоченный правительства Польши по стратегической энергетической инфраструктуре Петр Наимский подсчитал, что за 2010–2017 годы его страна якобы недополучила от транзита российского газа примерно 400 миллионов долларов.
Общепринятой считается точка зрения, согласно которой польские власти не использовали свои переговорные возможности для заключения выгодного транзитного соглашения с «Газпромом». Очевидно, теперь правящая верхушка будет исправлять ошибки прошлого и запрашивать космические тарифы.
В случае провала переговоров у поляков остается запасной вариант — переход на европейскую систему аукционов. Вернее, это даже не опция, а требования европейского законодательства. Польский газовый оператор Gaz-System подчеркивал, что она обязана гарантировать возможность бронирования своих мощностей «на основе прозрачности и принципов недискриминации».
Но открытым остается вопрос, какие лоты и на каких условиях будут выставлять поляки. Да и зачем вообще проводить аукционы в условиях, когда потенциальный покупатель всего один?
По мнению Марунича, поляки просто подхватывают модный тренд: «Аукционы — это чисто европейская история. Кто в них будет участвовать, непонятно. Украина, как вы помните, тоже хотела играть в аукционы, но ничего не вышло».
Несмотря на обилие аналогий с газовыми переговорами Украины и России, есть одно принципиальное отличие: диалог с Польшей (если он вообще начнется) будет проходить в куда более спокойной атмосфере. Отсутствие договоренностей между сторонами к маю этого года не несет серьезных угроз ни для «Газпрома», ни для Европы, ни для страны-транзитера. Хотя Польша все-таки пострадает, ведь часть российского газа, который она импортирует, транспортируется именно по газопроводу «Ямал — Европа».
Если транзит прекратится, то полякам придется в авральном режиме искать альтернативных поставщиков. Это удовольствие не из дешевых. Хотя катастрофы не будет — Польша и так готовится к полному отказу от российского газа.
Ничто не мешает сторонам договориться о возобновлении сотрудничества уже после остановки транзита. В случае с Украиной эксперты тоже рассматривали такой вариант: в начале января Россия вполне могла затеять маленькую «газовую войну» в стремлении сделать Европу и Украину более сговорчивыми. Разница только в том, что полный отказ от украинского маршрута грозил «Газпрому» серьезными проблемами.
Поэтому заключение транзитного контракта с Украиной на тех или иных условиях было предрешено, а вот контракт с Польшей под вопросом. Дмитрий Марунич допускает, что стороны придут к каким-то договоренностям после прерывания транзита. По мнению эксперта, определенную роль здесь может сыграть сезонный фактор: летом спрос на газ традиционно снижается. Не будет пиковых нагрузок, следовательно, не будет необходимости срочно договариваться об условиях прокачки российского газа через территорию Польши.
Возможно, именно в мае у России появится концептуальное понимание того, нужен ли ей в принципе белорусско-польский маршрут. Федеральное сетевое агентство ФРГ (Bundesnetzagentur) сейчас рассматривает заявки на выведение двух ниток «Северного потока» из-под действия обновленной Газовой директивы ЕС. Решение по обращению операторов должно быть принято до 23 мая 2020 года.
В случае, если России и Германии удастся загрузить морские газопроводы на полную мощность, ценность польской трубы автоматически упадет. Не потому ли «Газпром» не спешит начинать переговоры с Варшавой?
Алексей Ильяшевич
Комментариев нет:
Отправить комментарий