В Заполярье формируют новые части противовоздушной обороны
За полярным кругом планируется развернуть несколько новых батальонов, а в перспективе даже радиотехнических полков для защиты Северного морского пути. Их задачей станет контроль воздушного пространства от Мурманска и на протяжении всей транспортной магистрали.
Вопрос усиления российской радиолокационной группировки в регионе уже прорабатывается. За последние два года в Заполярье резко возросла активность авиации и кораблей НАТО и США. Эксперты отмечают, что СМП интересует США с военной и особенно с экономической точки зрения — самый короткий маршрут из Европы в Азию может приносить большие деньги. При этом они отмечают, что исторически он всегда принадлежал России и СССР.
Северное покрытие
Как рассказали в оборонном ведомстве, новые радиотехнические подразделения в арктической зоне войдут в состав 1-й и 3-й дивизий противовоздушной обороны 45-й армии ВВС и ПВО Северного флота. Сейчас там только отдельные роты, оснащенные радарами. Ожидается, что эти подразделения будут преобразованы в радиотехнические батальоны, а в перспективе — и в отдельные полки, добавили источники.
На вооружение этих частей поставят радиолокаторы (РЛС) «Резонанс-Н», «Небо-М», «Сопка», а также перспективные комплексы с улучшенными тактико-техническими характеристиками. Эти системы позволяют обнаруживать и уверенно сопровождать любые воздушные цели — от гиперзвуковых летательных аппаратов до миниатюрных беспилотников.
Минобороны уже сообщало, что радиолокационные посты в регионе развернуты на архипелагах Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирских островах, в районе Тикси, на острове Врангеля и мысе Шмидта. Они наблюдают за воздушным пространством на протяжении всего арктического побережья России.
В начале декабря командующий Северным флотом адмирал Александр Моисеев рассказал об активизации сил Североатлантического альянса в Арктике. По его словам, в 2019–2021 годах его страны-участники проводили в регионе по 18–20 учений. Возросла и активность американской стратегической авиации. С единичных патрулирований в предыдущие годы она выросла до 10 вылетов 28 самолетами в текущем. Адмирал добавил, что подобные действия носят провокационный характер и оказывают негативное влияние на систему региональной безопасности в целом.
Все претензии США к России на Севере — это часть глобального противостояния нашей стране, пояснил экс-замминистра иностранных дел России Сергей Орджоникидзе.
— Для США наша Арктика и Севморпуть интересны по нескольким причинам, — считает он. — Во-первых, это военный аспект: им надо подойти как можно ближе к нашей территории с этого направления, что даст им определенное преимущество. Во-вторых, их, конечно же, интересует экономика. Севморпуть — ближайший маршрут из Европы в Азию, а значит, он может приносить большие деньги.
Серьезных оснований оспаривать российскую принадлежность СМП у них нет. Он исторически принадлежал России и СССР и, что важно, претензий по этому поводу не было. Раньше на него мало кто мог претендовать, так как серьезный ледокольный флот был только у СССР. Но ситуация изменилась. Сейчас Соединенные Штаты тоже строят ледоколы, причем даже вооруженные.
Спорный путь
Для России Северный морской путь — исторически сложившаяся транспортная коммуникация. Американские официальные лица неоднократно заявляли, что СМП должен быть транспортной артерией, свободной для международного использования. С 1960-х годов США оспаривают правовой статус некоторых проливов на его маршруте, настаивая, что они международные, а не подконтрольные России и на них распространяется право транзитного пути.
В январе этого года США приняли обновленную версию арктической стратегии, в которой основными конкурентами в арктическом регионе обозначили Россию и Китай. Американцы оспаривают ограничения России, наложенные на проход по СМП иностранных военных кораблей.
В мае прошлого года ударная группа НАТО в составе британского фрегата HMS Kent и эсминцев 6-го флота ВМС США USS PORTER, USS Donald Cook, USS Roosevelt впервые за многие годы вошла в Баренцево море и провела в нем учения. Массовый заход кораблей власти США объяснили поддержанием «свободы навигации и непрерывного взаимодействия между союзниками».
Осенью 2018 года в Норвегии и окрестных водах прошли крупнейшие учения со времен распада СССР Trident Juncture. Их целью была проверка боеспособности сил быстрого реагирования НАТО. Участвовали все страны блока, а также Швеция и Финляндия. В маневрах задействовали атомный авианосец USS Harry S. Truman и универсальный десантный корабль USS Iwo Jima.
Северное направление еще в советское время рассматривалось как стратегически важное и наиболее опасное, рассказал военный эксперт Владислав Шурыгин.
— США планировали наносить удар по нашей стране через Северный полюс, — напомнил он. — После появления крылатых ракет большой дальности с ядерными боеголовками этот маршрут стал наиболее удобен. Бомбардировщики США должны из Арктики отстреляться по Центральному экономическому району страны.
Для защиты от этой угрозы в СССР была создана огромная военная машина. Вдоль арктического побережья через каждые 300 км стоял радиолокационный пост, где в крайне тяжелых условиях жили солдаты и офицеры отдельных радиолокационных рот, на Севере разместили истребительные полки, рассказал эксперт.
— Такие группировки в Арктике было особенно тяжело и дорого содержать, и когда они серьезно пострадали, их начали быстро сокращать, — констатировал Владислав Шурыгин. — К 1996 году у нас на северном направлении образовалась огромная дыра в радиолокационном поле — примерно от Урала до Новосибирска.
Сейчас мы вышли на другой уровень технологий — у нас появились новые, с большим радиусом действия РЛС. Кроме того, сейчас необязательно разворачивать роту — на ее месте может быть установлена автоматическая станция. Появились новые системы ПВО — те же С-400, появились специальные МиГ-31, которые заточены для перехвата в таких условиях.
Не только радары
В России Арктика и защита ее ресурсов и Северного морского пути занимает всё большую роль в военном планировании. Это привело к тому, что с 2021 года статус Северного флота был радикально повышен — его преобразовали в самостоятельный, пятый по счету военный округ.
За несколько лет в Арктике введены в строй новые, построенные с нуля военные базы на отдаленных островах. Их оснастили как подразделениями радиотехнических войск, так и зенитными ракетными системами.
Уже широко известно, что в Арктике формируется 3-я дивизия ПВО. Для строительства ее основного военного городка в поселке Тикси Республики Саха (Якутия) уже выделено около 3 млрд рублей. На ее вооружение направлены зенитные ракетные системы С-300ПС. В перспективе планируется оснастить их более современными зенитно-ракетными комплексами.
С конца прошлого года на северных аэродромах налажено постоянное дежурство истребителей-перехватчиков. Эскадрильи МиГ-31 расположились в Анадыре на Чукотке и на Новой Земле. Временно их размещали и на ближайшей к Северному полюсу авиабазе Нагурское на острове Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа.
Тестировались в дальнем Заполярье и другие модели современных самолетов. Во время ремонта авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» на Новую Землю направляли корабельные истребители Су-33 и МиГ-29КР. Учения в северных морях выполняли и бомбардировщики Су-34.
Антон Лавров, Андрей Федоров
За полярным кругом планируется развернуть несколько новых батальонов, а в перспективе даже радиотехнических полков для защиты Северного морского пути. Их задачей станет контроль воздушного пространства от Мурманска и на протяжении всей транспортной магистрали.
Вопрос усиления российской радиолокационной группировки в регионе уже прорабатывается. За последние два года в Заполярье резко возросла активность авиации и кораблей НАТО и США. Эксперты отмечают, что СМП интересует США с военной и особенно с экономической точки зрения — самый короткий маршрут из Европы в Азию может приносить большие деньги. При этом они отмечают, что исторически он всегда принадлежал России и СССР.
Северное покрытие
Как рассказали в оборонном ведомстве, новые радиотехнические подразделения в арктической зоне войдут в состав 1-й и 3-й дивизий противовоздушной обороны 45-й армии ВВС и ПВО Северного флота. Сейчас там только отдельные роты, оснащенные радарами. Ожидается, что эти подразделения будут преобразованы в радиотехнические батальоны, а в перспективе — и в отдельные полки, добавили источники.
На вооружение этих частей поставят радиолокаторы (РЛС) «Резонанс-Н», «Небо-М», «Сопка», а также перспективные комплексы с улучшенными тактико-техническими характеристиками. Эти системы позволяют обнаруживать и уверенно сопровождать любые воздушные цели — от гиперзвуковых летательных аппаратов до миниатюрных беспилотников.
Минобороны уже сообщало, что радиолокационные посты в регионе развернуты на архипелагах Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирских островах, в районе Тикси, на острове Врангеля и мысе Шмидта. Они наблюдают за воздушным пространством на протяжении всего арктического побережья России.
В начале декабря командующий Северным флотом адмирал Александр Моисеев рассказал об активизации сил Североатлантического альянса в Арктике. По его словам, в 2019–2021 годах его страны-участники проводили в регионе по 18–20 учений. Возросла и активность американской стратегической авиации. С единичных патрулирований в предыдущие годы она выросла до 10 вылетов 28 самолетами в текущем. Адмирал добавил, что подобные действия носят провокационный характер и оказывают негативное влияние на систему региональной безопасности в целом.
Все претензии США к России на Севере — это часть глобального противостояния нашей стране, пояснил экс-замминистра иностранных дел России Сергей Орджоникидзе.
— Для США наша Арктика и Севморпуть интересны по нескольким причинам, — считает он. — Во-первых, это военный аспект: им надо подойти как можно ближе к нашей территории с этого направления, что даст им определенное преимущество. Во-вторых, их, конечно же, интересует экономика. Севморпуть — ближайший маршрут из Европы в Азию, а значит, он может приносить большие деньги.
Серьезных оснований оспаривать российскую принадлежность СМП у них нет. Он исторически принадлежал России и СССР и, что важно, претензий по этому поводу не было. Раньше на него мало кто мог претендовать, так как серьезный ледокольный флот был только у СССР. Но ситуация изменилась. Сейчас Соединенные Штаты тоже строят ледоколы, причем даже вооруженные.
Спорный путь
Для России Северный морской путь — исторически сложившаяся транспортная коммуникация. Американские официальные лица неоднократно заявляли, что СМП должен быть транспортной артерией, свободной для международного использования. С 1960-х годов США оспаривают правовой статус некоторых проливов на его маршруте, настаивая, что они международные, а не подконтрольные России и на них распространяется право транзитного пути.
В январе этого года США приняли обновленную версию арктической стратегии, в которой основными конкурентами в арктическом регионе обозначили Россию и Китай. Американцы оспаривают ограничения России, наложенные на проход по СМП иностранных военных кораблей.
В мае прошлого года ударная группа НАТО в составе британского фрегата HMS Kent и эсминцев 6-го флота ВМС США USS PORTER, USS Donald Cook, USS Roosevelt впервые за многие годы вошла в Баренцево море и провела в нем учения. Массовый заход кораблей власти США объяснили поддержанием «свободы навигации и непрерывного взаимодействия между союзниками».
Осенью 2018 года в Норвегии и окрестных водах прошли крупнейшие учения со времен распада СССР Trident Juncture. Их целью была проверка боеспособности сил быстрого реагирования НАТО. Участвовали все страны блока, а также Швеция и Финляндия. В маневрах задействовали атомный авианосец USS Harry S. Truman и универсальный десантный корабль USS Iwo Jima.
Северное направление еще в советское время рассматривалось как стратегически важное и наиболее опасное, рассказал военный эксперт Владислав Шурыгин.
— США планировали наносить удар по нашей стране через Северный полюс, — напомнил он. — После появления крылатых ракет большой дальности с ядерными боеголовками этот маршрут стал наиболее удобен. Бомбардировщики США должны из Арктики отстреляться по Центральному экономическому району страны.
Для защиты от этой угрозы в СССР была создана огромная военная машина. Вдоль арктического побережья через каждые 300 км стоял радиолокационный пост, где в крайне тяжелых условиях жили солдаты и офицеры отдельных радиолокационных рот, на Севере разместили истребительные полки, рассказал эксперт.
— Такие группировки в Арктике было особенно тяжело и дорого содержать, и когда они серьезно пострадали, их начали быстро сокращать, — констатировал Владислав Шурыгин. — К 1996 году у нас на северном направлении образовалась огромная дыра в радиолокационном поле — примерно от Урала до Новосибирска.
Сейчас мы вышли на другой уровень технологий — у нас появились новые, с большим радиусом действия РЛС. Кроме того, сейчас необязательно разворачивать роту — на ее месте может быть установлена автоматическая станция. Появились новые системы ПВО — те же С-400, появились специальные МиГ-31, которые заточены для перехвата в таких условиях.
Не только радары
В России Арктика и защита ее ресурсов и Северного морского пути занимает всё большую роль в военном планировании. Это привело к тому, что с 2021 года статус Северного флота был радикально повышен — его преобразовали в самостоятельный, пятый по счету военный округ.
За несколько лет в Арктике введены в строй новые, построенные с нуля военные базы на отдаленных островах. Их оснастили как подразделениями радиотехнических войск, так и зенитными ракетными системами.
Уже широко известно, что в Арктике формируется 3-я дивизия ПВО. Для строительства ее основного военного городка в поселке Тикси Республики Саха (Якутия) уже выделено около 3 млрд рублей. На ее вооружение направлены зенитные ракетные системы С-300ПС. В перспективе планируется оснастить их более современными зенитно-ракетными комплексами.
С конца прошлого года на северных аэродромах налажено постоянное дежурство истребителей-перехватчиков. Эскадрильи МиГ-31 расположились в Анадыре на Чукотке и на Новой Земле. Временно их размещали и на ближайшей к Северному полюсу авиабазе Нагурское на острове Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа.
Тестировались в дальнем Заполярье и другие модели современных самолетов. Во время ремонта авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» на Новую Землю направляли корабельные истребители Су-33 и МиГ-29КР. Учения в северных морях выполняли и бомбардировщики Су-34.
Антон Лавров, Андрей Федоров
Комментариев нет:
Отправить комментарий