Несмотря на конфликт на Украине и инициированные Вашингтоном санкции против России, российский газ поступает в Европу в максимальных объёмах, подчеркивают европейские СМИ. В Мальноу — точке прибытия в Германию газопровода «Ямал-Европа» — поставки, прервавшиеся на несколько дней после начала военной спецоперации России на Украине 24 февраля, с тех пор только увеличились и сейчас достигли самого высокого уровня. Это подтверждает и портал Gascade, показавший, что 24 и 27 февраля они упали до нуля, а затем колебались, но с 7 марта начали неуклонно расти.
Россия полностью выполняет свои обязательства по поставкам нефти и газа в Европу, а для быстрого снижения цен на газ в ЕС, от роста которых страдают жители Европы и разоряются там предприятия, необходимо запустить «Северный поток – 2», заявил российский посол во Франции Алексей Мешков. Поставки газа через Украину также проходят в обычном режиме, и «Газпром» выполняет свои договорные обязательства по поставке чуть более 109 млн м3 газа в день на европейский рынок.
Как подтверждают официальные источники ЕС, европейский импорт российского газа или нефти до сих пор не подвергался санкциям из-за его ценности для европейцев, сильно зависящих от российских углеводородов. При этом, президент США Джо Байден ввёл эмбарго на импорт российских энергоресурсов. 8 марта он выступил с речью, заявив, что это самые жесткие санкции, которые Соединенные Штаты ввели против Москвы, они нацелены на главную артерию российской экономики и «принесут Путину дополнительные проблемы».
При этом Джо Байден был вынужден отметить, что и Америке придется заплатить определенные издержки. И как результат — в самих Штатах после сообщений о том, что Вашингтон планирует одобрить запрет на импорт российской нефти, цены на бензин достигли исторического максимума – 4,17 доллара за галлон. И эта проблема остается одной из ключевых для Белого дома в вопросах внутренней политики.
В своей откровенной русофобской политике Белый дом попытался создать иллюзию единства и прочной коалиции в вопросах отношений с Россией. Но если дело касается энергетики, то выясняется, что «коалиция» очень даже хлипкая, причем не только в среде европейцев. Внутри нее проявились откровенные дыры и трещины, потому что разные страны, компании, виды бизнеса, политические группы, стоящие за этим бизнесом, могут по-разному относиться к торговле с Россией.
В мире сходятся во мнении, что проблемы и издержки, вызванные американскими санкциями, лягут бременем главным образом на простых европейцев. Как показывает официальная статистика, около 45% природного газа ЕС в 2021 году поступало из России, которая также является крупнейшим поставщиком нефти в Европу. В настоящее время цена фьючерсов на европейский природный газ выросла до 3500 евро за тысячу кубометров, что в 10 раз превышает обычную цену.
В то же время США вообще не импортируют российский газ, и только 8% их нефти и нефтепродуктов поступают из России. Однако, даже при столь незначительной зависимости США от российских энергоносителей, именно Россия пришла в начале февраля с.г. на помощь северо-восточным регионам США, когда их охватили небывалые холода, появился острый дефицит топлива. Так как традиционные поставщики – Европа и Канада, – сами испытывая трудности, не смогли поставить дизельное топливо для жителей данного региона.
В результате, по информации поставщика данных о нефти Vortexa, в феврале около 1,55 млн баррелей (211 тыс. тонн) дизельного топлива было направлено из России в США, что является рекордом за последние три года, на данный момент это составляет 22% импорта «солярки», пишет «Ридус» со ссылкой на Bloomberg. При этом было отмечено, что растущая доля российского импорта – это еще одна иллюстрация критической роли России в снабжении мира нефтью.
В США прекрасно понимают, что их глобальная цель «нанесения удара по главной артерии экономики России» может быть достигнута только при участии Европы. Однако призывы Вашингтона и подручных ему Лондона, Брюсселя стран Прибалтики отказаться от российских энергоресурсов вступили в резкое противоречие с точкой зрения лидеров большинства стран ЕС и вызвали панику на рынках, еще более рекордные скачки цен на топливо, серию резких, критических заявлений со стороны лидеров ведущих стран ЕС. Некоторые из них прямо заявили, что этот шаг США был попыткой убить Евросоюз, замаскировав все дело под коллективное самоубийство.
Так, Германия ясно дала понять, что не намерена идти в этом вопросе на поводу у Вашингтона, и не собирается вводить какие-либо соответствующие запреты. Германский канцлер Олаф Шольц заявил, что «в настоящее время не существует другого способа обеспечить энергоснабжение для отопления, транспорта, электричества и промышленности в Европе». Президент Франции Эммануэль Макрон также прямо указал в своем заявлении, что Соединенные Штаты не зависят от России в плане нефти и газа, но Европа зависит. На этом фоне в европейском обществе усилилась критика политики США и действий Джо Байдена по запрету допуска российской нефти и газа на европейский рынок.
Тем не менее, Вашингтон в своем неистовстве противоборства с Россией стал активно искать других внешних союзников по ограничению допуска российской нефти и газа на международный, в особенности европейский, рынок. В этих целях Белым домом были предприняты шаги к заключению в этом плане «коалиционного союза» с Саудовской Аравией, ОАЭ, Венесуэлой, Ираном, являющихся главными игроками на рынке энергоносителей и на чью «поддержку» понадеялся Вашингтон.
Однако, Саудовская Аравия и ОАЭ вступили в жесткое нефтяное противостояние с США, продемонстрировав неприятие позиции Вашингтона со стороны двух традиционных союзников, в которых он больше всего нуждался. Де-факто правитель Саудовской Аравии наследный принц Мохаммед бин Салман и наследный принц эмирата Абу-Даби Мохаммед бин Заид не согласились на требования Джо Байдена — сценарий, почти немыслимый при предыдущих администрациях, пишет The Guardian.
Учитывая, что отношения между ближневосточными нефтяными державами и Вашингтоном находятся на самом низком уровне в последнее время, наступает расплата, которая может изменить региональный порядок на условиях, благоприятствующих Эр-Рияду и Абу-Даби. Оба лидера ясно дали понять, что они не согласятся на предлагаемые Белым домом «политические игры».
Причем, противостояние монархий Персидского залива связано не только с нефтью. В Эр-Рияде принц Мохаммед бин Салман чувствует себя оскорбленным отказом Байдена взаимодействовать с ним с тех пор, как он вступил в президентскую должность. Острота противостояния с Абу-Даби во многом обусловлена негативной реакцией Вашингтона на попытку ОАЭ проводить самостоятельную, независящую от мнения США политику, в частности на демонстрацию неоднократного воздержания ОАЭ при голосовании в Совете безопасности ООН по продвигавшимся там Белым домом резолюциям.
Аналогичный отказ в своих провокационных «энергетических инициативах» получил Белый дом от Венесуэлы и Ирана.
Все это наглядно демонстрирует не только повсеместно падающий «авторитет» США, но и унижения, которыми за свою провокационную политику последнего времени заслуженно подвергается администрация Джо Байдена в различных уголках мира. Даже от своих прежних «союзников» и политических вассалов.
Владимир Данилов, политический обозреватель
Комментариев нет:
Отправить комментарий