Франция заблокировала активы Банка России на €22 млрд. Об этом заявил министр экономики и финансов Французской республики Брюно Ле Мэр. Такое решение было принято во исполнение решения Европейского совета, который на своём заседании 28 февраля запретил операции, связанные с управлением резервами и активами российского ЦБ. Предлогом стала спецоперация, которую Россия проводит на Украине. При этом власти ЕС разрешили транзакции с Банком России, если это «строго необходимо» для финансовой стабильности объединения или соответствующей страны.
Таким образом, у Франции была возможность не прибегать к блокированию российских активов. Однако Париж не захотел воспользоваться этим правом.
Подчеркнём: на сегодняшний день речь идёт о блокировании (аресте) российских активов, а не об их отчуждении. Юридически золотовалютные резервы Банка России, размещённые за рубежом, по-прежнему принадлежат ЦБ.
Нарушение обязательств перед ООН
В то же время вне зависимости от предпринимаемых мер, действия Парижа уже имеют несколько юридических последствий.
Прежде всего, Франция сознательно нарушила один из ключевых принципов, закреплённых в Уставе ООН. Это принцип иммунитета государств. Он гласит, что решения органов власти одного суверенного государства не могут распространяться на другие государства. В данном случае Париж, блокируя российские активы, пытается повлиять на политику государственного банка России. Подобные действия проводятся только в отношении колоний.
Принцип иммунитета государств включает в себя такое понятие как иммунитет государственной собственности. Этот иммунитет закреплён в Конвенции ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности. Разработчиками и инициаторами принятия этого документа были Англия и Франция. Сама конвенция была принята Генеральной Ассамблеей ООН и подписана целым рядом стран, в т. ч. Россией. Российская Федерация подписала этот документ исходя из доверия к Организации Объединённых Наций.
Конвенция устанавливает, что ни одно государство не может арестовывать или присваивать собственность другого государства, расположенную на его территории, без решения международного суда. В данном случае Франция арестовала активы российского центробанка вообще без решения какого-либо суда. Тем самым она нарушила обязательства, взятые не только в отношении России, но и в отношении ООН, всего человечества. В связи с этим возникает вопрос о допустимости присутствия такой страны в списке постоянных членов Совбеза ООН. Подобная страна не может отвечать за безопасность человечества.
Наконец, ещё одним последствием может стать прекращение действия российско-французского договора 1992 года. В соответствии с этим документом Париж обязался придерживаться международного права в вопросах собственности. Именно это соглашение, гарантировавшее взаимную безопасность активов, побудило российский центробанк разместить часть своих резервов во Франции.
Сколько Париж должен Москве
Дополнением к договору 1992 года стало межправительственное соглашение об урегулировании франко-российских взаимных финансовых и имущественных требований, возникших до 9 мая 1945 года. В соответствии с этим документом, подписанным Виктором Черномырдиным в 1996 году, Россия отказалась от следующих претензий.
Москва сняла требования, связанные с французской интервенцией в Советскую Россию в годы Гражданской войны 1918-1922 гг. В этот период Франция не только провоцировала кровопролитие на территории бывшей Российской империи. Она ещё и оккупировала её северные, южные и дальневосточные регионы. В 1920-х годах Советский Союз собрал свыше 1 млн. 300 тысяч заявлений от своих граждан, предъявивших имущественные претензии к Франции. Также были подготовлены претензии относительно разграбления или уничтожения государственного имущества. И это - не считая ответственности за убийство тысяч советских граждан.
Кроме того, Россия отказалась от любых претензий по той части золотого запаса Российской империи, которая в годы Первой мировой и Гражданской войн оказалась на территории Французской республики. На конец 1913 года золотые активы Российской империи равнялись 1695 тонн. Ещё порядка 300 тонн советское правительство конфисковало у населения в период Гражданской войны. Весь этот жёлтый металл ушёл за рубеж – либо в результате захвата, либо в результате незаконных сделок. Значительная часть была присвоена Францией. Причём, французское правительство присвоило другие зарубежные активы Российской империи на сумму примерно 225 млн. франков золотом, а также репарации, полагавшиеся Москве по итогам Первой мировой войны. Речь шла о репарациях со стороны Германии, Австрии, Венгрии, Болгарии и Турции.
Наконец, Россия отказалась от претензий, связанных участием Франции в агрессии «Третьего рейха» против СССР. 29 июня 1941 года французское правительство (так называемый «режим Виши») объявило войну Советскому Союзу и выступило на стороне нацистской Германии. «Легион французских добровольцев против большевизма», дивизия СС «Шарлемань» и другие французские подразделения не только воевали на Восточном фронте, но и совершили многочисленные военные преступления на территории СССР. Французский капитал активно участвовал в финансировании нацистской агрессии и извлёк огромную прибыль от разграбления Советского Союза.
Плата по счетам
В свою очередь Франция отказалась от претензий по тем обязательствам Российской империи, которые в реальности были компенсированы Советским Союзом ещё в 1920-е годы. Таким образом, российско-французское межправительственное соглашение было явно неравноправным. И сегодня, в результате действий Парижа оно стало ничтожным. Как следствие, Москва имеет право вновь выставить внушительный счёт Парижу. Этот счёт можно закрыть с помощью тех французских активов, которые окажутся в её юрисдикции.
Юрий Городненко
Комментариев нет:
Отправить комментарий