понедельник, 25 июля 2022 г.

Большая Игра 25.07.2022

Программа Большая Игра с Вячеславом Никоновым и Дмитрием Саймсом эфир от 25.07.2022 Первый 1 канал политическое ток-шоу смотреть видео передачи. Большая игра. Специальный выпуск от 25.07.2022. Ток-шоу о реальной политике. В центре внимания экспертов программы «Большая игра»:
— Актуальная информация о ходе военной спецоперации России на Украине.
— Министр иностранных дел России Сергей Лавров прибыл с визитом в Республику Конго, где провел встречу с главой МИД страны Жан-Клодом Гакоссо.
— Помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан заявил, что США не будут поставлять Украине ракеты большой дальности.
— Советник президента Украины по экономическим вопросам Олег Устенко заявил, что к концу 2022 года дефицит госбюджета Украины составит 30-35% ВВП страны.
Президент России Владимир Путин поздравил сотрудников органов следствия РФ с профессиональным праздником.
Ток-шоу «Большая игра» теперь в большом итоговом формате. В программе анализируются ключевые мировые события недели. Как принимаются решения? От свидетелей или участников глобальных процессов. Этот серьезный разговор для тех, кто хочет знать и понимать мировую политику — не просто жареные новости, а глубинный смысл, саму суть международных трендов. Ведущие — Вячеслав Никонов и Дмитрий Саймс — понимают, как работают политический мозг России и политический мозг Америки. И привлекают для серьезного разговора серьезных игроков на международной арене — тех, от кого зависит принятие решений, экспертов, предлагающих модели решения мировых проблем. Российский взгляд представляет председатель комитета Госдумы РФ по образованию и науке, председатель правления фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов: «Это программа о самом главном — о Вашей судьбе и Вашем будущем. Две великие державы находятся на самой низкой точке отношений за многие десятилетия. Попробуем найти точки соприкосновения». Американский угол зрения объясняет президент Центра национальных интересов (бывший Центр Никсона), политолог, историк Дмитрий Саймс: «В Большой Игре большие ставки. О самом важном: как сохранить мир, не поступаясь при этом ни американскими, ни российскими национальными интересами».





Динамика развития российско-китайских отношений в эпоху президента Путина хорошо известна и юридически базируется на договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, которому недавно исполнился 21 год. Но что предшествовало подписанию этого документа, который в Китае называют договором века, и в чём специфика отношений двух стран?

Говорят, китайцы медленные, несуетливые, предпочитающие выжидать, помудрствовать в тишине. Может, и так, но точно не когда дело касается России. Уже спустя два дня после отставки Горбачёва в Москву прилетела делегация КНР, чтобы подтвердить договорённости и принципы, зафиксированные в принятых раннее коммюнике, и убедиться, что все договоры и дипломатические документы СССР — КНР остаются в силе.

Через год по приглашению китайской стороны Ельцин посещает Пекин для подписания декларации об основах взаимоотношений между Россией и Китаем как дружественными государствами. Китайцы остались довольны, так как существовали опасения, что отношения двух стран снова испортятся, но уже не из-за идеологических разногласий, а под нажимом США.

Через полтора года, в сентябре 1994 г., Россию посещает уже Цзян Цзэминь для подписания декларации, в которой отношения между странами называются конструктивным партнёрством. Ещё через полгода председатель КНР принимает участие в праздновании 50-летия Победы наряду с Клинтоном и Мейджором.

В 1996 г. Ельцин снова в Китае подписывает очередную декларацию, в которой уточняется, что между Россией и Китаем не просто какое-то партнёрство, а «равноправное доверительное партнёрство, направленное на стратегическое взаимодействие».

Ровно через год Цзян Цзэминь снова едет в Россию для подписания декларации с громким названием, выходящим по смыслу за пределы отношений двух стран: «О многополярном мире и формировании нового международного порядка». Правда, в ней про новый международный порядок ничего конкретного не сказано, но процессы «становления многополюсного мироустройства» уже отмечаются.

Через полгода, в ноябре 1997 г., Ельцин снова в Пекине с огромной правительственной делегацией договаривается с китайцами о завершении демаркационных работ на границе. По приезде в Москву в декабре 1997 г. президент России утверждает концепцию национальной безопасности РФ, в которой сказано, что «Россия будет способствовать формированию идеологии становления многополярного мира», а «попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права», осуждаются.

Опять ровно через год Цзян Цзэминь совершает визит в Москву и, несмотря на то что Ельцин попал в больницу, они проводят 40-минутную встречу и выпускают «Совместное информационное коммюнике о неформальной встрече». Кстати, в то время в западной прессе активно муссировались слухи, что Цзян едет к Ельцину, чтобы оформить новую антизападную коалицию. Однако на деле Китай пообещал России гуманитарную помощь (мясо и рис), продолжая обсуждать вопросы о границе.

В конце 1999 г., то есть опять же через год, несмотря на рекомендации врачей, Ельцин на самом излёте своей карьеры полетел в Китай, где сделал неожиданное для многих заявление:

«Россия владеет полным арсеналом ядерного оружия. Клинтон об этом забыл, поэтому решил поиграть мускулами, как говорят. Хочу сказать через вас Клинтону: пусть он не забывается, в каком мире он живёт. Не было и не будет, чтобы он один диктовал всему миру, как жить и т. д. Многополюсный мир — вот основа всего. То есть так, как мы договорились с председателем КНР Цзян Цзэминем, мы будем диктовать миру как жить, а не он один».

Правда, на следующий день пресс-секретарь Ельцина и главком РВСН успокоили западных партнёров — разрыва отношений Россия не объявляла, а ядерное оружие планирует использовать только для обороны, «нулевое полётное задание» не отменяется. И даже премьер Путин сказал, что «у России очень хорошие отношения с США и руководством этой страны... абсолютно неправильно выстраивать информационное поле таким образом, что возникает охлаждение российско-американских отношений».

Став президентом, Владимир Владимирович не стал изменять высокому темпу контактов на высшем уровне с китайскими коллегами и спустя три месяца после вступления в должность посетил Поднебесную. В ходе визита была подписана декларация, суть которой состояла в том, что новая власть в России продолжает курс на сближение с Китаем. В документе отмечено, что началась разработка российско-китайского договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.

Ровно через год, в июле 2001 г., Цзян Цзэминь в очередной раз посетил Россию для подписания договора. Сам по себе договор никаких прорывных пунктов не содержал, закрепив юридически то, что говорилось в многочисленных декларациях.

По краткой хронологии контактов на высшем уровне видно стремительное развитие российско-китайских отношений — от подтверждения курса прежней власти до «стратегического партнёрства». Просматривается также чрезвычайная настойчивость китайской стороны и желание бесконечно подписывать бумажки, подтверждающие дружеские отношения. Цзян Цзэминь не просто часто посещал Россию, но и исколесил множество городов, часто выступал на русском языке и вообще всячески себя позиционировал другом нашего народа. Притом за всеми этими многочисленными декларациями и коммюнике 1990-х гг. сотрудничество в экономической, научно-технической и политической сферах было не на столь высоком уровне. Поэтому напор китайцев выглядел несколько странно.

На Западе видели в поведении КНР потуги формирования антизападной коалиции. У нас некоторые посчитали, что Китай стремится быстро решить проблему границ, другие — что это своего рода попытка заманить Россию в орбиту своего влияния. Появились многочисленные слухи и домыслы, что китайцы намерены захватить Дальний Восток и т. п.

Если же внимательно почитать китайские источники, то дипломатический нажим КНР понять можно.

Во-первых, «северное направление» после разрыва КПК с КПСС стало стратегическим. Протяжённая граница с враждебно настроенной мировой державой сильно истощала молодую китайскую республику, поэтому после начала перестройки и затем развала СССР китайцы нацелились во что бы то ни стало реализовать принцип «отказа вражды на все времена». Неизменным условием почти всех деклараций, а потом и самого договора была демилитаризация приграничных районов. Кроме того, сложно представить более печальную для Китая картину, чем натовские базы на российском Дальнем Востоке. Поэтому в этом смысле китайцы с самого начала пытались укреплять отношения с Россией в противовес с США, продвигая идеологию многополярного мира.

Во-вторых, новая Россия стала настоящей находкой для Китая в плане реализации концепции КПК по построению нового типа отношений между странами. Россия отказалась от советского наследия, то есть идеологические разногласия остались в прошлом; Россия достаточно мягко разрешила все территориальные споры; Россия стала примером ещё одного «полюса» многополярного мира, с которым конструктивное взаимодействие заменило традиционную конфликтность и конкурентность. Вообще говоря, без текущего уровня отношений между РФ и КНР концепция многополярности мироустройства осталась бы в крайней степени умозрительной.

Китайцы гордятся, что им удалось сформировать «модель межгосударственных отношений нового типа» с Россией и претворить в жизнь теорию «дипломатии с китайской спецификой». Российско-китайские отношения — это флагманский пример проявления многополярности, так как РФ — большая и могущественная держава, с которой удалось сдружиться, несмотря на исторические противоречия, разную идеологию, политическое и социальное устройство. «Россия заинтересована в стабильном и процветающем Китае, а Китай заинтересован в сильной и успешной России».

Формула отношений выражается в четырёх пунктах:

1. Равноправие и уважение, основанные на прагматичном подходе и преодолении различий в идеологии и общественном устройстве.

2. Постоянный диалог и консультации, гарантирующие «плавность» отношений.

3. Поддержка суверенитета друг друга и сохранения национального единства.

4. Отказ от военных союзов, гонки вооружений, направленности против третьих стран и создание демилитаризованной системы безопасности.

Нечто подобное Китай пытался реализовать и с ведущими странами ЕС, и с самим ЕС как целым, но, конечно, безуспешно. Подобные отношения китайцы пытались продвигать одно время даже с США.

Если искать глубинные теоретические корни подобного подхода, то КПК считает, что развивает и претворяет в жизнь теорию Ленина «о мирном сосуществовании двух систем» и теорию Сталина о выстраивании конструктивных и мирных отношений с идеологическими противниками. СССР после Второй мировой войны всеми силами пытался не допускать роста напряжённости между союзниками, уповая на недопущение новой войны. Для этого и была создана ООН. Все типичные либеральные обвинения СССР в самоизоляции, железном занавесе и подобном несостоятельны и ложны, это Запад всеми силами пытался отгородиться от СССР и развязал холодную войну. И позиция СССР тогда, и позиция КНР сегодня состоят в том, чтобы обеспечить себе максимально долгое мирное хозяйственное развитие. Она продиктована уверенностью в собственных силах, в преимуществе своей общественной системы над западной.

Так что «модель межгосударственных отношений нового типа» не такая уж и новая, но в прошлом она проявляла себя в очень краткие периоды, эпизодически.

Конфигурация российско-китайских отношений, закреплённая договором о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, является одним из немногих примеров, когда международный правовой акт действительно отражает реальные политические процессы. Однако сближение двух стран произошло далеко не сразу после подписания документа, понадобились годы ухудшений отношений России с Западом, роста суверенитета и национального самосознания. Во многом именно Запад своей агрессивной политикой подтолкнул РФ к тесному сотрудничеству с Китаем. Можно сказать, что китайцы проявили стратегическое мышление, считая неизбежным рост суверенитета РФ, а можно сказать, что им просто повезло с благоразумным Путиным и бесхитростными политиками Запада.

Притом российско-китайские отношения нельзя считать союзническими, Китай готов дружить только без обязательств, чтобы его не втягивали в конфликты. Единственная страна, которой Китай обязуется помогать в случае нападения, — это КНДР, что и служит залогом неустойчивого, но мира на Корейском полуострове. Во всех других случаях китайцы выступят в качестве поддерживающих ту или иную сторону наблюдателей, как, по сути, сейчас и происходит с украинским конфликтом. То же самое можно сказать и о России, которая точно не желает втягиваться в возможный конфликт Китая и США. Поэтому неверно говорить, что российско-китайские отношения — это реализация принципа «против кого будем дружить?».

Сложно оценить, насколько в исторической перспективе устойчива и жизнеспособна подобная модель отношений, насколько она зависима от давления внешних сил, но она точно политически рукотворна и прямо зависит от избранного правительствами курса. Многим кажется, что все межгосударственные отношения сформированы политической волей руководств стран, но это далеко не так. В большинстве случаев отношения отражают соотношения экономических и политических потенциалов держав, базируясь на конкуренции и подавлении суверенитета.

Никакой романтики в отношении России и Китая нет, поэтому перед нами не вековое братство, а прагматическое содружество соседей.

Анатолий Широкобородов

Источник


Донаты на сайт Яндех кошелёк - 410017649256522

Комментариев нет:

Отправить комментарий