Дума предложила передать дочки иностранных банков в России в доверительное управление российским госбанкам
Одним из важных объектов санкционной войны Запада против России стали банки. Особо жёстким санкциям подверглись те российские банки, которые занесены Вашингтоном в SDN-лист (SDN, Specially Designated Nationals – «специально назначенные лица»). Это чёрный список людей и организаций, с которыми американским гражданам и постоянным жителям США запрещено вести бизнес. Список ведёт OFAC – управление по контролю за иностранными активами при Министерстве финансов США. Включение банка в SDN-лист, помимо других карательных мер, предусматривает заморозку его активов в США.
В настоящее время в SDN-листе числятся девять российских банков: Сбербанк, ВТБ, Альфа-Банк, Промсвязьбанк, «Открытие», Совкомбанк, Новикомбанк, Транскапиталбанк, Инвестторгбанк, Дальневосточный банк. Под дамокловым мечом заморозок находятся и многие другие российские банки.
Блокируются активы не только самих банков из SDN-листа, но и активы их дочерних структур (если доля банка в капитале дочки более 50%). Так, под санкции попали шесть «дочек» Альфа-банка – «Альфа-Лизинг», Amsterdam Trade Bank, кипрская Alfa Capital Markets Ltd, казахстанское подразделение банка, «Альфа-Директ» и «Альфа-Форекс». У Сбербанка в санкционном списке оказались 42 дочерних структуры, в том числе «Сбербанк Страхование», «Сбербанк Страхование жизни», НПФ Сбербанка, SberCIB и ряд других.
Чтобы вывести из-под санкционного удара свои дочки, некоторые российские банки пошли на сокращение своей доли в капитале таких структур до уровня ниже 50 процентов. Так, ВТБ пришлось снизить ниже контрольной доли свое участие в ряде «дочек» – в объединяющем его зерновые активы «Деметра-Холдинге», Почта Банке, избавился от долей в кипрском RCB Bank и ФК «Динамо». Кроме того, ВТБ передал «третьим лицам» свой инвестиционный бизнес, в том числе «ВТБ Капитал».
Заморозку активов российских банков проводят и союзники США. В Великобритании еще за несколько дней до начала СВО были заблокированы банки: «Россия», Индустриальный сберегательный банк, Генбанк, Промсвязьбанк, банк «Чёрное море» (Черноморский банк развития и реконструкции). В конце февраля под британскую заморозку подпали ВЭБ, Совкомбанк и банк «Открытие». В начале апреля СМИ сообщили, что Лондоном заморожены активы Сбербанка и Московского кредитного банка. Министр иностранных дел Великобритании Лиз Трасс неоднократно заявляла, что Лондон заморозит активы всех российских банков, которые находятся в пределах досягаемости.
Не отстаёт от Лондона и Япония. В первые дни санкционной войны Токио заморозил активы ВЭБ, Промсвязьбанка ибанка«Россия». А в начале марта министр финансов Сюнъити Судзуки заявил о блокировке активов ВТБ, банка «Открытие», Новикомбанка иСовкомбанка.
В Европейском союзе под заморозку попали почти все те банки, которые стали жертвами такой санкции в США, Великобритании и Японии.
Рабочая группа по российским элитам, доверенным лицам и олигархам (Russian Elites, Proxies, and Oligarchs Task Force, REPO), в которую входят представители различных западных стран, в конце прошлого месяца сообщила результаты первых 100 дней санкционной войны против России. По данным REPO, в общей сложности было заморожено активов российского происхождения на сумму 330 млрд. долл. В том числе 300 млрд. долл. – заблокированные валютные резервы Российской Федерации (они же – активы Банка России). Стало быть, на активы юридических и физических лиц пришлось 30 млрд. долл. Однако какая часть из них представлена активами российских банков, не сказано.
Видимо, какой-то конкретной информацией по вопросу заморозок активов российских банков их филиалов и дочек за рубежом располагают в правительстве Российской Федерации. По сообщениям российского Минфина процесс таких заморозок грозит перерасти в конфискации. 15 июля замглавы Минфина РФ Алексей Моисеев на заседании подкомиссии правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций заявил, что у российских банков, которые сейчас находятся под санкциями, «возникли довольно серьёзные проблемы с работой по расшивке ситуаций со своими банками, которые находятся за рубежом». «В некоторых случаях даже наблюдается такое, что они (иностранные регуляторы) устраняют право акционера управлять — реально правовой беспредел», — отметил Моисеев.
Я должен напомнить, что российские власти полной блокировки работы иностранных банков в нашей стране не допускали. Многие западные банки ещё в конце февраля – начале марта выразили свое желание покинуть Россию. Что значит покинуть? Выйти из капитала российской кредитной организации, продав ее кому-то другому – либо российскому, либо зарубежному инвестору. А полученные от сделки деньги вывести из России.
И вот с учётом названной дискриминации в отношении российских банков подкомиссия приняла решение не выдавать разрешения иностранным банкам продавать свои активы и «дочки» в России, пока ситуация с филиалами и «дочками» российских банков за рубежом не улучшится. Конкретно Моисеев сказал следующее: «Мы обсудили на нашей подкомиссии, что мы не будем сейчас, пока ситуация не улучшится, давать в части разрешения на продажу активов иностранных банков в России. Если будут поступать (обращения), будем отклонять».
А теперь небольшая справка по иностранным банкам в России. Согласно данным документа «Международная инвестиционная позиция РФ», составляемого Банком России, на 1 января этого года прямые и портфельные иностранные инвестиции в банковском секторе РФ составили 52,3 млрд. долл. В том числе 29,7 млрд. долл. – прямые инвестиции, обеспечивающие иностранному инвестору контроль над кредитной организацией.
7 мая британская газета Financial Times назвала наиболее крупные банки-беглецы из России. Это итальянский UniCredit, французские Societe Generale, BNP Paribas и Credit Agricole, британский HSBC, немецкие Deutsche Bank и Commerzbank, американские Goldman Sachs, JPMorgan Chase и Citigroup, австрийский Raiffeisen. Британская газета сообщила, что иностранные банки, уходя из России, неизбежно понесут немалые убытки. И речь не идёт лишь об убытках, называемых «упущенными возможностями» (не полученные в будущем прибыли). Речь идет об убытках, связанных с тем, что продать свои активы по справедливой цене иностранным банкам вряд ли удастся. Financial Times сообщила, что иностранные банки морально готовы к тому, чтобы потерять в России в совокупности более 10 млрд. долл. Как отметила газета, к наибольшим потерям готовился итальянский UniCredit – 5,3 млрд. евро. На втором месте по ожидаемым убыткам французский Societe General – 3,1 млрд. евро. Далее следует Citigroup – 3 млрд. долл., JPMorgan Chase – 1 млрд. долл.
Какие-то иностранные банки с целью быстрого выхода из России действовали с готовностью понести определённые убытки. Таковым, в частности, оказался французский Societe Generale. 18 мая французская группа Societe Generale продала «Интерросу» Владимира Потанина свою российскую «дочку», называемую Росбанком. Был продан не только Росбанк, но и входящие в его систему «Русфинанс банк», банк «Дельтакредит» и «Росбанк страхование» (фактически это «внучки» Societe Generale).
Есть ещё примеры оперативных продаж активов иностранных банков в России. Чешская PPF Group успела продать в июне контрольные доли в размере 50,5% в российских «дочках», среди которых Хоум Кредит Банк. Общая сумма сделок составила 26,4 млрд рублей. Новыми владельцами активов стали инвесторы во главе с основателем СПБ Биржи Тырышкиным.
6 июля международная финансовая группа HSBC (банковская корпорация Гонконга и Шанхая) объявила о решении продать дочерний банк в России. Покупателем стал Экспобанк, который принадлежит российскому предпринимателю Игорю Киму. Была ли закрыта сделка до момента вчерашнего решения о блокировке активов иностранных банков в России, пока не известно.
Решение правительственной комиссии от 15 июля блокирует дальнейшие переговоры по сделкам на десятки миллиардов рублей по продаже таких крупных банков, как Raiffeisen (10-е место по активам в банковской системе России на начало года) и UniCredit (14-е место по размеру активов на начало 2022 года). По моим оценкам, упомянутое решение заблокировало иностранные активы в банковском секторе России на сумму как минимум в 20 млрд. долларов.
По мнению экспертов, решение правительственной комиссии является неполным. Оно запрещает продажу иностранных банков, но не разъясняет, как эти организации будут дальше существовать. Либо их надо ликвидировать, либо передать кому-то в трастовое управление, либо национализировать. Примечательно, что параллельно с заседанием подкомиссии правительственной комиссии вопрос о судьбе иностранных банков в России 15 июля обсуждался в Думе. Депутаты предложили передать «дочки» иностранных банков в России в доверительное управление российским госбанкам, чтобы исключить риски вывода капитала. Вероятно, доверительное управление – промежуточный шаг на пути к полной национализации иностранных банков.
Валентин Катасонов
Комментариев нет:
Отправить комментарий