Лиз Трасс сходу стала самым непопулярным премьером в истории Британии
По опросам лишь 22% британцев относятся к ней положительно
И даже в стане консерваторов меньше половины поддерживают Трасс — делая её положение в руководстве партии крайне шатким.
Тяжёлый кризис переживает вся партия Тори. Она уже отстаёт от лейбористов аж на 15%. В случае, если бы консерваторы провели нормальные парламентские выборы, пытаясь придать Трасс какую-то легитимность, то они бы разгромно проиграли, потеряв больше 100 мест в Палате общин.
Пытаясь как-то нарастить свою популярность, Трасс обещает влить 130 миллиардов фунтов в экономику — чтобы искусственно заморозить рост цен на электроэнергию. Это создаст зияющую дыру в и так рекордно дефицитном госбюджете. И резко повысит госдолг со всеми вытекающими — сложностями с его обслуживанием, дальнейшим ослаблением фунта и перспективами первого со времён наполеоновских войн дефолта.
Политика Трасс ещё сильнее подхлестнёт рост инфляции и усугубит системный кризис в Британии этой зимой. Но выбора у неё нет — нужно показывать хотя бы имитацию помощи населению, даже если эта самая помощь в итоге сделает их жизнь только хуже.
Лиз Трасс обещает проводить более жесткую политику в отношении России
В Лондоне объявили имя нового лидера правящей Консервативной партии Великобритании и, как следствие, премьер-министра страны. Как и ожидалось, им стала уже бывший министр иностранных дел Элизабет Трасс. Она сменила на этом посту экстравагантного Бориса Джонсона, ушедшего в отставку из-за скандалов с пьяными вечеринками
За кресло главы правительства вместе с ней боролся также экс-министр финансов Риши Сунак, но консерваторы отдали предпочтение Трасс. Члены партии, выбирая нового лидера, могли отдать свой голос либо онлайн, либо традиционным способом по почте. Само голосование завершилось 2 сентября, после чего начался подсчет голосов, и выявивший в понедельник победителя.
Элизабет Трасс родилась 26 июля 1975 года в Оксфорде, но ранние годы будущего политика прошли в Лидсе и в Шотландии, где Лиз училась в государственной школе.
Ее родители, профессор Джон Кеннет и медсестра Присцилла Трасс, были троцкистами и повлияли на политические убеждения дочери в молодости. Лиз выступала на митингах за ядерное разоружение Великобритании в одностороннем порядке, где вместе с семьей дружно скандировала: «Долой Мэгги!», протестуя против тогдашнего премьера Маргарет Тэтчер.
Высшее образование Трасс получила в Мертон-колледже, изучала политику и экономику. В студенческой среде она стала президентом Либерально-демократической партии Оксфордского университета, но потом ее взгляды радикально изменились.
В 1996 году она вступила в ряды Консервативной партии, а Тэтчер стала уже ее кумиром. Она начала подражать «железной леди» даже в туалетах, одевая на официальные выступления кофточки с бантом, что еще тогда свидетельствовало о ее будущих амбициях.
Головокружительная карьера
Завершив образование, Трасс сначала устроилась в нефтегазовую компанию Shell, затем работала на других должностях в частных компаниях. Но в 2010 году снова ударилась в политику и на выборах с третьей попытки прошла в парламент. В результате сделала головокружительную карьеру от помощника министра образования до первой в истории Великобритании женщины — лорд-канцлера. В сентябре 2021 года Элизабет Трасс была назначена главой МИД Великобритании. На этой должности она стала первым британским министром, которая использовала социальные сети для общения с избирателями.
Занимая агрессивную позицию по международным вопросам, Трасс идет по стопам «железной леди». Она выступает за радикальные перемены, была одним из идеологов выхода из ЕС. В Великобритании ее считают закоперщиком усиления санкционного давления на Россию, она поддерживает расширение НАТО и обещает усилить поддержку Британией Украины. В 2021 году Лиз в ходе визита в Эстонию демонстративно прокатилась на танке по военному полигону тоже по примеру Тэтчер, которая ездила на бронированной машине в 1986 году по время посещения ФРГ. Но кое в чем Трасс уже даже превзошла своего кумира. Объявила, что в случае необходимости она, когда станет премьером, будет готова нажать на ядерную кнопку.
В ходе визита в Москву в феврале 2022 года Элизабет, подражая Тэтчер, несмотря на плюсовую температуру, прогулялась по Красной площади в меховой шапке и шубе. В России это стало причиной многочисленных насмешек. Оконфузилась Лиз Трасс и во время встречи с российским коллегой Сергеем Лавровым, усомнившись в суверенитете России над Ростовской и Воронежской областями.
А ранее Трасс пообещала, что если ее выберут премьер-министром Британии, она встретится с российским лидером на саммите G20, вызовет его на разговор и «осадит». В ответ официальный представитель МИД РФ Мария Захарова съязвила, что у нее «осаждалка с вызывалкой не выросли».
Тяжелые испытания дома
Но самые тяжелые испытания ждут Трасс при решении острых проблем внутренней политики Британии, охваченной острым кризисом. В воскресенье она заявила, что в случае своего избрания она планирует в течение первой недели работы своей новой администрации «изложить ближайшие действия по счетам за энергию и энергоснабжению. Нам нужно принимать трудные решения, чтобы не оказываться в таком положении каждую осень и зиму. Наклеивать пластыри и откладывать решение проблемы в долгий ящик — не подойдет», — приводит ее слова газета Telegraph.
«Ее первоочередной задачей в правительстве, несомненно, будет облегчение счетов домохозяйствам и предприятиям, — пишет европейское издание американской газеты Politico. — Она пообещала принять меры на этом фронте в течение первой недели после вступления в должность. Но даже если она справится с острым ценовым кризисом, Трасс столкнется с более фундаментальным вопросом: как обеспечить постоянную безопасность энергоснабжения страны?»
Трасс заявила о своем желании использовать отечественные источники энергии из всех источников. Ее предложения включают отмену общебританского моратория на гидроразрыв пласта. Согласно сообщению Times, Трасс также хочет оформить новые лицензии на добычу нефти и газа в Северном море. Эта перспектива была немедленно раскритикована главным научным сотрудником «Гринпис» Великобритании Дугом Парром как «подарок гигантам, работающим на ископаемом топливе, которые уже зарабатывают миллиарды на этом кризисе».
Однако эти новые лицензии окажут ограниченную помощь в удовлетворении более широких энергетических потребностей Великобритании. Для дополнительных поставок от новых проектов потребуются годы, чтобы выйти на рынок, и они будут «относительно небольшими по сравнению с общим уровнем спроса на энергию», — заметил Джош Бакленд, бывший советник по энергетической политике недавних консервативных правительств. «Очевидно, что самой большой движущей силой текущих энергетических проблем является доступность газа и цена на газ», — сказал он. «На самом деле, ключевой вопрос для правительства в среднесрочной перспективе: как уменьшить свою зависимость от газа?»
«Полноценной программы нет»
Однако, как указывают обозреватели, Трасс пока так и не представила полноценной программы помощи британскому населению, которое сильно страдает от роста цен на продукты питания и электроэнергию. Трасс ограничилась тем, что пообещала оказывать адресную помощь отдельным потребителям и существенно сократить налоги, не сокращая при этом бюджетные расходы. Но такое вряд ли поможет на фоне надвигающейся на Британию, как предсказывают обозреватели, экономической катастрофы.
По различным подсчетам, инфляция в стране достигнет либо 18, либо 22 процентов к началу следующего года. А 1 октября счета за электричество вырастут еще на 80 процентов. В результате среди британских граждан уже набирает популярность движение за отказ от оплаты счетов с этой даты.
«Как только она перешагнет порог дома на Даунинг-стрит, 10, где расположена резиденция премьер-министра, — пишет газета Guardian, — перед Трасс встанет новый набор пугающих проблем, главная из которых — кризис стоимости жизни, которому нет аналогов в новейшей истории. Потребуются ключевые решения по уровням экономической поддержки, которые могут быть предоставлены. Экономика балансирует на грани глубокой рецессии, а инфляция стремительно растет, поднимая вопросы о том, действительно ли обещанное снижение налогов является правильным решением.
Поддержка Трасс в Вестминстере опасно мала и весьма нестабильна. Те, кто находится справа от партии, которая поддержала ее, захотят, чтобы она снизила налоги и пообещала занять жесткую позицию в отношении протокола Северной Ирландии», — отмечает газета.
Поэтому многие в самой Великобритании с тревогой ожидают появления Трасс на посту премьера. Так Никола Стерджен, первый министр Шотландии заявил в воскресенье: «Если она (Трасс) будет управлять страной так же, как она проводила свою предвыборную кампанию, то это станет катастрофой не только для Шотландии, но и всей Великобритании».
Скептицизм американцев
С явным скептицизмом относятся к появлению Трасс на посту премьера даже в США. «Более дюжины бесед с высокопоставленными дипломатами и инсайдерами из центров силы по всему миру показывают, что Лиз Трасс — это не совсем популярный выбор, — писало накануне ее избрания Politico. — Ее встретят с глубоким скептицизмом в большей части Западной Европы и в Белом доме Байдена. Есть вопросы и касательно отношений Британии под ее возможным руководством с новым правительством Австралии. Ее презирают в Москве и Пекине».
«Основываясь на ее послужном списке министра иностранных дел, дипломаты и аналитики в Лондоне и Вашингтоне сказали, что отношения с Соединенными Штатами и, тем более, с Европой могут стать более непростыми», — пишет в свою очередь крупнейшая американская газета New York Times.
Напряженность в отношениях между Лондоном и Брюсселем уже обострилась из-за законопроекта, внесенного г-жой Трасс, который нарушил бы торговые соглашения в Северной Ирландии после Brexit. Она пообещала провести новый закон через парламент, что вызвало опасения, что он может спровоцировать торговую войну через Ла-Манш, отмечает газета.
Она скептически оценивает намерения Трасс играть в мировой политике самостоятельную роль, дистанцируясь от ЕС и США. «Роль Британии в мире, — указывает New York Times, — определяется силами более крупными, чем следующий обитатель дома 10 по Даунинг-стрит. Отвергнув себя от Европейского союза, Великобритания может действовать как свободный агент, стремясь к собственным отношениям с такими великими державами, как Китай. Но она утратила свою роль моста между Соединенными Штатами и Европой, став менее влиятельным игроком в таких глобальных вопросах, как война России на Украине», — выносит уничижительный вердикт амбициям Трасс американская газета.
Для России — ничего хорошего
Единственное, в чем Трасс удостоилась похвалы со стороны американцев, так это в том, что касается ее «непоколебимой» поддержки Украины, а также русофобски настроенных стран Прибалтики и Восточной Европы. В Вашингтоне с удовлетворением отмечают, что в этих странах Трасс продолжит политику тесного сотрудничества в сфере обороны, проводимую Борисом Джонсоном. Впрочем, в США, конечно, уверены, что в любом случае, как бы новый премьер-министр в юбке и кофточке а-ля Тэтчер ни раздувал щеки, никуда от них их британская моська не денется. Нынешняя Британия, которая уже давно перестала «править морями», как была, так и останется покорным атлантическим союзником Вашингтона.
«Проблема Лиз Трасс простая — она дура. И это очень характерно», — заявил недавно о нынешнем английском премьере российский политический обозреватель Михаил Леонтьев. Но это, конечно, не так. «Дура» никогда не смогла бы пробраться на высшие посты в британской иерархии. Проблема в другом — она, как и Джонсон, олицетворение всего нынешнего западного истеблишмента, который никак не может отказаться о своей роли мирового гегемона, а потому и ведет себя в изменившемся мире так, что непрерывно совершает поступки, которые этой новой реальности противоречат, а потому и выглядят нелепо.
В любом случае ясно, что России от Британии с таким премьером, как Трасс, тем более ничего хорошего ожидать не приходится. Одним из ключевых аспектов ее предвыборных кампании стало ее намерение продолжить жесткий антироссийский курс, взятый Борисом Джонсоном, а также нарастить усилия по поддержке Украины.
Она уже заявила, что если станет премьером, то будет стремиться добиться поражения России на Украине. Обещала Трасс и активизировать борьбу с Китаем. Она планирует вообще свернуть экономическое партнерство с Пекином и сплотить другие страны «Большой семерки» в борьбе с китайским интеграционным проектом «Один пояс, один путь».
Впрочем, «англичанки», которая «всегда гадит», России в ее истории постоянно приходилось опасаться. Кто бы ни оказался на посту премьера Великобритании, — эта страна всегда будет стремиться ослабить или даже разрушить нашу страну. Лондон считал и продолжает считать нас своим главным геополитическим противником.
Владимир Малышев, Столетие
Комментариев нет:
Отправить комментарий