Хорошую такую зуботычину от Читателя с двумя годами стажа на канале получил, немного обидную, но справедливую. Особенно когда человек живёт неподалёку от Вашего покорного слуги, в Белгородской области и прямо спрашивает:
«Ну что, семью вывозить к родственникам, а самому в ополчение? Автор, хватит выгораживать всех подряд в армии и Кремле, мы люди взрослые, за Родину не меньше твоего. Почему такая дичь приключилась, дело ведь не в «проспавшей разведке»?».
Конечно, Олег… не только в разведке, которой не нужно было много работать, только дамские телеграм-каналы про бикини и сумочки не писали о харьковском направлении, как угрожаемом. Что там собираются немалые силы, тащится техника и артиллерия, наёмников нагнали явно не по грибы. Как всё произошло с военной точки зрения, написал уже. А почему «контрнаступ» не отразили, не засунули в классические «огневые мешки», как под Херсоном, — сил не было, мобильного резерва с полагающимися средствами поддержки.
Почему произошёл временной «разрыв» в ходе перегруппировки, одни части убыли на вероятные места прорыва, а на замену им не подоспели другие — вопрос тоже к разведке. Не нашей, противника. Спутниковой, радиолокационной, агентурной. К последней особенно, ведь в зоне соприкосновения работают интернет, мобильная связь, свободно перемещаются тысячи людей, не действует комендантский час с жёсткими требованиями «сюда ходи, а туда лишь со справкой военного коменданта» после тщательной проверки личности, прежнего рода занятий.
Отступление из Харьковской области — многие странные и системные «особенности» Спецоперации, которые в одном месте, в одно время сплелись в единый клубок проблем, став неразрешимыми. То рукотворный кризис, которого мы избегали до поры. Он должен был случиться и случился. Отделались лёгким испугом, но последствия не скрыть от общества, от высокого начальства. Назрело время разговаривать спокойно, без эмоций, в режиме «солдатской правды».
Первое. Не поставлена оперативная работа на освобождённых территориях, Россия ведёт гуманитарную Специальную Военную Операцию. Будь объявлена война, в действие вступят другие директивы, будет создана «санитарная полоса» обеспечения тылов от действий вражеских диверсантов и агентуры на многие километры от линии соприкосновения. Перемещения, фото-видеоаппаратура, средства связи запрещены, жизнь городов и посёлков взята под контроль комендатур, блок-постов, патрулей, сотрудников РосГвардии, ФСБ и МВД.
Назрело не очень комфортное, но берегущее жизни наших солдат решение? Наверное. Не только на освобождаемых территориях, во всех приграничных губерниях России, являющихся сегодня полосой гипотетического фронта. Вот сейчас не верящие в такую величайшую удачу всу-шники осмотрятся, отпразднуют «перемогу» и займутся любимым делом… угадайте каким. Почему не начали эвакуировать населённые пункты в полосе 30-50 вёрст от госграницы — вопрос. Наверное, подождём большой трагедии и систематических обстрелов...
Второе. Глаза разбегаются от количества и пестроты небольших подразделений на «передке» Спецоперации. Кого только нет: казачьи сотни, СОБРы, ОМОНы, добровольческие батальоны, разной степени оснащённости и подготовки части Народных милиций Донбасса, спецназы разнообразные, «музыканты» с коллегами по ремеслу, кадровые рода и виды войск вперемешку со всем этим… простите, вооружённым борщом. Не возражаю ничуть, только у каждого свои нормативы и линии снабжения, каналы связи, порой разные «центры принятия решений».
Вроде бы существует оперативное подчинение командованию Спецоперации. Но порой в интервью с «передка» проскакивают такие вопиющие «откровения» о несогласованности действий, а на позициях творится столь вопиющий бардак, что готов ставить диагноз: централизованный контроль ослаблен, налицо нехватка командиров. Особенно среди ударных корпусов ЛДНР. Они не наши разве? Партизаны? Так во время ВОВ была налажена переброска в тылы командиров, если чувствовалась нехватка руководящих кадров, то вообще-то азы.
Оперативное управление начинает работать для всех разношерстных подразделений во время проведения боевых операций, это хорошо вижу. А после боя? Каждый живёт за собственный кошт, как бог на душу положит. Знаю, о чём говорю, общаемся со многими с «передка». У одних БК «хоть… жуй», а соседи справа и слева имеют его на полчаса боя средней интенсивности. «Солдатская правда» от командира бригады «Восток» Ходаковского чего только стоит:
«... из-за различной ведомственной принадлежности возникают трения, когда кураторы «альтернативной армии» не согласны с армейскими подходами и гнут свою линию, армия в отместку зажимает ресурсы — наш батальон, например, уже больше трёх недель не получал от армии БК и живёт только на резервы».
Ничего в том страшного нет, лишь отсутствие железного кулака командования. В Первую Чеченскую на своей шкуре испытывали, когда «сапоги» погранцам жали всё что могли, хотя мы из «зелёнки» не вылезали боевыми выходами, по пять БК расходовали в сутки. Приехал как-то товарищ полковник один, сегодня в больших чинах человек… собрал за одним столом командиров СОБРов, частей ФСБ и МВД, армейских хомяков на участке, на понятном русском матерном прояснил обстановку.
На следующий день у всех стало «хоть… жуй» не только БК, но и всего остального. И потери кратно снизились, и пушки куда надо стрелять начали по первому требованию. Для этого не нужно политических решений Главнокомандующего, лишь инициатива и взятие на себя ответственности. Ну и пара зуботычин тыловым хорькам, у которых война не литрами крови и пота солдата измеряется, а накладными и приходом/расходом материальных средств, со строгой отчётностью по своему ведомству.
Поэтому. Если ударные корпуса ЛДНР попадают в оперативное управление на поле боя, действуют в едином замысле командования, пора менять нормативно-правовую базу ведения СВО, снабжать дончан/луганчан как положено по штатам. Техникой, БК, снаряжением, вплоть до исподнего и тушёнки. Без воплей термоядерных патриотов, то пара-тройка изменений в законодательстве, несколько зуботычин животворящих, куда без них. Бумаги после Победы подгоним, ведомости и балансы сведём.
Постановка задач.
Предложу не расстраиваться, не впадать в истерики. Армия сложный механизм, но подчинена единой системе командования, с оплеухой под Изюмом справится быстро. Кого надо — накажут, героев — наградят, выводы будут суровыми. Очень надеюсь, появятся (наконец) военные суды, чтобы разобрать вопиющие факты. Кто приказал или самовольно бросил боевую технику, отступил без приказа при наличии средств к сопротивлению, разместил боеприпасы в необорудованном месте и туда немедля прилетело, не устроил должным образом позиции и т.д.
Особая проблема с комплектованием частей, проблему «пятисотых» уклонистов, расторгающих контракты или заключающих на 2-3 месяца необходимо решать тоже в нормативно-правовой сфере. Честно и понятно, прозрачно для общества и Армии. Невозможно нарезать боевые задачи роте мотострелков, если днём ранее расположение покинули 40 человек, у которых единовременно закончился контракт. Можно и другие острые вопросы поднимать, но то будут попытки бить по хвостам.
А думать над другим стоит. Не хотим повторения «перегруппировки» под Изюмом и Купянском, честно придётся признать тактическое поражение, разозлиться в меру, холодно пересмотреть благодушие и деликатность, которые царили полгода. Первое, что Россия недооценила, — политическую устойчивость режима Зеленского. Лично отставной актёр в данном вопросе не разбирается, но страну взяли под внешнее управление, холодно и цинично рассчитали ресурсы и начали действовать.
Пока мы смеялись над толпами вооружённых гражданских, пресловутой территориальной обороной, возмущались самосудами с привязанными к столбам мародёрами, веселились забегам уклонистов от повесток — Украине навязали жестокий информационный и политический диктат, наладили лютые мобилизационные процессы, подчинили всё одной цели. Нанесение максимального ущерба силам Спецоперации и России. Мы же продолжили обеспечивать устойчивость режима политикой «ответственных поставщиков» всего чего угодно, в том числе покоя.
Второе. Равнодушно и безалаберно отнеслись к помощи Запада: общественно-политической, финансовой, информационной, материальной, не давая дипломатической оценки каждому шагу противников. Они весной дрожащими голосами шептали «о возможных ограниченных поставках оборонительных вооружений», сегодня же царит трубный смелый рёв о сотнях единиц танков, самолётов, сложнейших современных образцов оружия. Ждём появления тактических ракет с дистанциями стрельбы в три сотни вёрст?
Не сомневаюсь, дождёмся. Если в том хитрый план спровоцировать киевскую хунту на серьёзные удары по территории России — прекрасно. А можно такое решение как-то озвучить, не столь завуалировано, как было с «центрами принятия решений»? О подобных порогах эскалации конфликта обычно предупреждают публично, по открытым дипломатическим каналам в режиме алгоритмов «если/то». Пока Спецоперация имела стратегическую инициативу — народ соглашался и помалкивал.
Лично в таких разъяснениях не нуждаюсь, знаю технические возможности Армии, представляю ответ в случае серьёзной провокации или попытки перенести боевые действия на территорию России. Но такую уверенность должны чувствовать не только тысячи служилых с широким кругозором, а каждая домохозяйка, уверенная в безопасности детей-внуков, способности государства защитить город и дом. Опять же, нужны нормативно-правовая база и нерушимое слово политического руководства о последствиях.
Не дав жёсткую оценку усилиям «западных партнёров», мы получил реки поставок горюче-смазочных материалов, различных вооружений и боеприпасов, политический туризм, прямое управление ВСУ штабами НАТО и командование импортных сержантов/офицеров на поле боя. Терроризм на всех уровнях, политические убийства, кошмар с обстрелами мирного населения, ядерный и химический шантаж, атаки территории РФ.
Начали весеннюю операцию «Сухие баки» по уничтожению запасов ГСМ… бросили. Ударили разок по силовым подстанциям железных дорог… не продолжили. Мост в Одесской области и тоннель на Западной Украине… сняли с контроля. Предприятия ВПК начали успешно выводить из строя… остановились. То были намёки, понимаю. Только кому адресованные, не пытались понять. Не в коня же корм, не понимают товарищи. Не поймут и воскресные отключения электричества, у них свои цели.
Почему не предупредить через Совбез ООН: прекратите использовать гражданскую инфраструктуру (топливную, транспортную, энергетическую) в интересах ВСУ, она становится законной военной целью. Раз предупреждение, второе и прощай инфраструктура. Не высокоточными ракетами, а ФАБами полуторатонными, чтобы памяти не осталось от объектов. Пропаганду можно обнулить, подорвать мобилизационный ресурс? Минусовать телевидение, интернет и мобильную связь по всей территории. На регулярной основе, без жертв гражданских. Так больше жизней простых украинцев сбережём, вообще-то.
Благородно и безупречно для мировой общественности вести Спецоперацию, строго следуя Конвенциям, демонстрировать приверженность России гуманитарному формату СВО – можно. До определённого предела, если спонсоры другой стороны действуют в той же логике. Но они перешли к планомерному уничтожению населения Украины, ещё в начале лета стало понятно, как тероборону начали бросать без обучения и вооружений под тяжёлую артиллерию.
Наш расчёт и желание сберечь «братский народ» стоит признать провальным с точки зрения сегодняшней тактики и стратегии Запада. Пока оружие в немереных количествах поставляется по работающей инфраструктуре, а устойчивость политического режима имеет возможность спокойно вести перманентную мобилизацию — чего достигнем?
Безлюдья Дикого поля. Будет огромное кладбище и санитарный барак в границах крупной европейской страны. Ждём, когда баб начнут гнать эшелонами под наши снаряды и бомбы? Так оно и будет, недалёк тот день. Что-то менять нужно в подходах, осмыслить новые вводные.
Советы с дивана.
За Армию спокоен, проблемы не системные, просто зашлаковано несколько цепочек принятия решений и передачи приказов, дисциплина разболталась, общее руководство группировками через Генштаб и командующих Военными округами архаично и малопродуктивно. Что не удивительно, куча перестраховок и согласований, с ума сойти от «гуманитарного формата» боевых действий, военных такому не учили.
Порядок навести на верхних этажах исполнительной власти требуется, чтобы народ не шалел от новостей. Как у вице-премьера и профильных министров заводы ВПК в три смены работают, всего для служилых на складах навалом, а вот до уровня батальон-рота… изобилие не доходит. Лично не жалко заработанных и кровных, но шестой месяц деньги и снаряжение собирать для парней — нездоровая система. Не хватает? Купите в Китае, Иране, КНДР, стыд глаза не выест, коль речь идёт о жизни и здоровье русского солдата. Потом за госзаказы подерётесь.
О нервозности наших ура-патриотов в телевизорах. Возражу против идеи создания Ставки Верховного Главнокомандования, не тот масштаб ведения боевых действий. Но неприятных и циничных казённых людей очень хочу увидеть. Типа Сердюкова, который получил задачу и целую Армию через колено… хрясь! Всё будет так, не иначе. Двести тысяч кадровых пинком на улицу, у нас Концепция теперь «небольшой мобильной, современной и контрактной». Относитесь как угодно к нему, но жёстко, чётко и последовательно дело довёл, «выполнил цели и задачи, согласно Плану». Такие нужны сегодня, без улыбок, связей и нервов.
Либо Рамзана Ахматовича назначьте вопросы некоторые проветрить в нашем застоялом бюрократическом болотце, он чинодралов научит Родину правильно любить. Нормальные учебные центры для переподготовки добровольцев построит, службу там наладит, как в Гудермесе. С таможнями вопрос решит, социальной поддержкой военнослужащих, снаряжением для Армии. Дайте необходимые законодательные и правовые нормы СВО, возможность воевать по науке, развяжите руки Армии, никаких мобилизаций не потребуется.
Формат с «поражением военных целей» перестал работать, к нему Запад приноровился, успешно трудности преодолевает, пользуется нашим добродушием и гуманизмом. Если хотим бесконечный конфликт — можем продолжить. С малыми потерями, артиллерийским наступлением, перемалыванием резервов перманентной мобилизации… только в итоге получим что? Да, обрушение западных экономик произойдёт, социально-политические потрясения грядут, не этой зимой, так следующей.
Согласен и уверен, арсеналы там не бездонные, воля политиков слабая, население нервное. А вдруг справятся, решатся на последний и решительный, гайки закрутят и пояса затянут? Так не лучше немного того… ускориться, особенно когда есть возможности? Не обманывал же Гарант седьмого июля, когда сообщил думским фракциям:
«Все должны знать, что мы, по большому счёту, на Украине всерьёз пока ещё ничего и не начинали».
Чистая правда. Воскресный энергетический ночной блэкаут Украины тому подтверждение. Так чего остановились, почему снова ракетами? Очень полезно сегодня дать силам Спецоперации в себя придти, перегруппироваться обстоятельно, учесть промах купянско-изюмской операции, ответку организовать, чтобы сруб зашатался, да купола кое-где упали. Или удары по ТЭЦ были косточкой раздражённому обществу, чтобы не горевали? Так мы абсолютно спокойны, за редким исключением.
Просто команды ждём, чёткой и понятной, чего делать-то нужно? Дальше в барбершопах бородки напомаживать, избавляться от токсичных отношений и расширять сознание тренингами по личностному росту… или более серьёзное занятие будет-таки предложено. Поскольку прошлая неделя как-то много всего вскрыла. Не то, чтобы критичного и трагичного, а непонятного, порой возмутительного.
Объективные выводы.
Если по пунктам, злит информационная импотенция, когда безнаказанно резвятся в российском сегменте социальных сетей и СМИ вражеские ЦИПсО, иноагенты и провокаторы, злостно нарушая вегетарианский закончик «о фейках». Очень хочется, знаете ли, вновь увидеть круглосуточный информационный центр «контр-террористической операции», как во время Чеченской кампании. На Зубовском три раза в день проходили пресс-конференции со всеми ведомствами: Минобороны, ФСБ, МВД, даже МЧС приглашали для некоторых уточнений.
Лично из кавказских ущелий писал (по приказу командования) специальные донесения для таких брифингов, когда требовалось уточнение обстановки, опровергнуть вбросы некоторых СМИ. Передавалась информация с космической скоростью, даже успевая пройти военных цензоров. Генерал Конашенков зело хорош для людей с военным образованием, понимающих логику боевых действий. Остальным необходимо человеческим языком с академического переводить, чтобы не бродили по информационным помойкам в поисках ответов на действительно важные, чувствительные вопросы.
Очень не лишним будет растолковать «цели и задачи» Спецоперации. Когда брезжила надежда на переговорный процесс, завеса неопределённости была полностью оправдана. Только сегодня обстановочка крайне деградировала, невозможным видится любой тайм-аут «Стамбула-2» или «Минска-3». Снимать подобные вопросы необходимо обязательно, по мере потери актуальности, это азы информирования. Чтобы потом не удивляться расколу в патриотически настроенной части общества, падению рейтингов доверия.
Полезным будет прикрутить вентили некоторым «пургоносцам» на важных государевых должностях, вплоть до прямого запрета раздавать интервью. Пока не научатся внимательно слушать и понимать ключевые фигуры в военно-политическом руководстве. Если система безукоризненно работает на уровне губерний, что за бардак творится выше? Демагогия, свободомыслие, полный разрыв с реальностью порой.
«Чистка сосудов» нужна. Народ не жаждет расправ над «стрелочниками» выявленных проблем Спецоперации, но как-то больше не соглашается с «анонимной безответственностью». Когда сор из избы не выносят, нагадивших ворон не ссаживают с ветки зарядом дроби, а палкой перед клювами машут. А те перелетают на другую ветку, с должности на должность, с направления на направление. Иногда полезно кадровые назначения/отставки комментировать.
Ничего страшного не произошло с «перегруппировкой». Она всего лишь выявила несколько просчётов не совсем военного характера. Командование оперирует теми силами и средствами, какие им выделили. Отразить хорошо подготовленные наступления в том численном и военно-техническом перевесе, что создали ВСУ, было невозможно. Вывели без потерь подразделения, честь и хвала. Но разбор полётов необходим.
Армия является лишь инструментом, политики должны знать его степень прочности, остроты и надёжности. Если задачи усложняются, нужно вовремя их понимать, осмысливать, честно передавать ниже по инстанции новые вводные. Не верю, что военные не сообщали о готовящихся контрударах, примерной их мощи. Не нужно иметь за плечами Академию Генштаба для понимания: вольготное и щедрое снабжение Западом режима Зеленского рано или поздно достигнет опасного предела.
Которому можно противопоставить либо численное увеличение сил и средств в обороне на таком протяжённом фронте, либо разрешить Армии вопросы накопления противником резервов решать самостоятельно, как в учебниках прописано. Пусть пешком ходят от Львова до Одессы, на телегах маневрируют между Николаевом и Харьковом.
В темноте кромешной, с факелами бандеровских шествий. Спецоперация в прежнем гуманистическом формате была оправдана весной и летом (с очень большими оговорками), сегодня её критерии необходимо пересматривать. В первую очередь, в нормативном ключе, мы ведь цивилизованные люди. Очень спокойные, но чуть разозлённые.
Исторические напёрстки
Комментариев нет:
Отправить комментарий