пятница, 1 сентября 2023 г.

Финансовая мясорубка-31. Состояние фарша




Сразу начнем с определения:

Стагфляция — это ситуация в экономике, когда экономический спад и высокий уровень безработицы сопровождаются ростом цен (инфляцией). Такое состояние экономики идет вразрез с базовой теорией, согласно которой во время экономического спада и роста безработицы инфляция обычно сокращается.

Иными словами, на стагфляцию еще наскрести нужно, упорным трудом и героическими усилиями. Похоже, Рейхскомиссариат в Брюсселе с таким делом справился довольно успешно, ибо текущая стагфляция — это уже не предположение или прогноз, а реальное состояние в экономике Европы. Казалось бы, чего уж проще — подними ставку, прикрути немного гайки в деле финансовой дисциплины и все — стагфляция не случится, инфляция тоже потухнет сама собой.

Но это в базовой теории экономики, с ее прогнозируемыми циклами спадов и подъемов — а вот что делать, если кризис структурный, примочки уже не действуют, а компрессы бесполезны? Ставить банки? Так это давно уже признано в Евросоюзе идеологически вредным явлением — дескать, вы эти ваши авторитарные методы бросьте, рынок сам разрулит и порешит кого надо.

Пробовали всё. Дружно выли на полнолуние, били в бубны кому попало — все равно экономика летит вниз, хоть ты тресни. С экономикой вообще всегда так — вроде все нормально и ты такой в уверенности, что еще лет двадцать все будет стабильно; и тут раз — и ты уже вылетел из среднего класса. Причем навсегда, вероятность возвращения равна нулю и, скорее всего, абсолютному.


Это график инфляции в ЕС — черненьким показана реальная, красненьким — целевая. Что характерно, от исторического показателя в 2% красненькую уже догнали до5,3% — очень удобно, кстати. Мол, мы так и хотели, видите, как красненькая и черненькая линии практически совпали?

И все бы ничего, но вот вам вторая картинка, омрачающая первую так, что у Евробанка зубы сводит — и если ЕЦБ не предпримет срочный подъем ставок хотя бы до 4%, ситуация пойдет вразнос. Впрочем, она уже и без этого на низком старте:


Здесь черненьким — циклические ралли, индикатор замедления деловой активности. А вот красненьким — это уже самочувствие менеджеров по закупке сырья, компонентов и оборудования в крупнейших компаниях Европы, индекс PMI. Вот его еще никому обмануть не удавалось, индекс тупо свидетельствует о падении всех сфер экономики.

Но это теоретическая часть. Практическая же куда любопытнее — итак, если у вас одновременно растут цены, растет безработица и экономика ныряет в Марианскую впадину: знайте — вы европеец.

При этом внешне ситуация все еще выглядит прилично — пока еще всем хватает денег, плюшек, энергии и бензина (и даже дизельного топлива) — а если кому не хватает, то сам виноват, неча на других пенять. Но суть в том, что эксперты отчетливо понимают, к чему все движется. К тому же, у этих уважаемых экспертов даже исторический опыт перед глазами имеется.

Родина стагфляции — Британия. Впервые этот термин всплыл в 1960-1970-х годах, когда британский политик Иэн Маклеод впервые объединил в одно слово понятия «стагнация» и «инфляция». Случилось это в 1965 году, мне был уже годик от роду и я понимал в экономике не больше британского правительства — и вот почему. Если мы обратимся к теории экономики, то быстро набредем на кривую Филлипса, которая кровь из носу доказывает, что между безработицей и инфляцией существует прямая зависимость — правда, Олбан Уильям Филлипс был новозеландцем, поэтому отвечать за свои слова ему было легко и приятно — интернета же не было, когда еще письмо с возражениями коллег долетит до Новой Зеландии?

Так вот, Филлипс вывел формулу: либо у вас полная занятость и высокая инфляция, либо безработица и низкие цены — и очень долгие годы вся западная Кейсианская экономическая модель плясала под этот саксофон. А потом стагфляция пришла сначала в Британию, а позже и в Соединенные пока Штаты.

Если верить западной экономической модели, то стагфляция невозможна по определению — а если уж она произошла, то для этого должны быть очень веские причины. Иначе говоря, закон Мерфи должен случиться в максимальных проявлениях. Следовательно, нужно найти причину для текущей стагфляции в Европе.

Причин может быть ровно две — давайте кратенько пройдемся по ним:

Шок перепроизводства и предложения. Уже смешно, особенно на фоне высоких цен на энергию и перебои с поставками сырья из России и Китая.

Неэффективная экономическая политика. Еще смешнее, поскольку нам столько вбивали в тыковки, что уж в нормальных-то странах рыночек так развит, так развит — там полено воткни (инвестируй) и на его месте целый сад вырастет.

Ой, а как же с этой проклятой стагфляцией бороться? Тут уже три рецепта, один другого краше — и о них тоже надо знать. Лично мне очень нравится первый из них:

Предоставить стагфляцию рынку. Вот это самый либеральный подход из всех. Как бороться с эпидемией? Очень просто — окружить очаг заражения колючей проволокой под напряжением, кто выживет — тот и молодец.
Крайне жизнеутверждающая модель — к тому же, в очаге можно устроить и конкуренцию по диарее: маркетинг — это наше все.

Контроль инфляции. В принципе, ФРС и ЕЦБ сейчас этим и заняты, но оно не очень-то помогает: это как заклинаниями призывать деньги на свой счет в банке. Есть только один путь появления денег на счете — их туда кто-то должен внести реально. Все другие пути — это шарлатанство или, на худой конец, мошеннические схемы.
Но мы же не можем заподозрить досточтимые ФРС и ЕЦБ в проклятых мошеннических схемах? Да вот ни разу! Так что дорогу инфляции, она пока только разгоняется!

Подъем производства. Это уже из области сказок для Евросоюза — Америка все силы положила (поклала?) на вымывание капиталов и производств из Европы и обратно промышленность вряд ли вернется.
Даже если цены на энергию в ЕС вдруг (с чего бы?) вернутся к прошлым уровням, перетащить индустрию обратно уже не выйдет — и европейцам придется выращивать новую промышленность. Справятся? Навряд ли — к тому же, ни Америке, ни Китаю такой конкурент не нужен. Если в качестве потребителя, то никаких вопросов — а вот в качестве производителей рынок и без Европы заполнен по горлышко.

К чему это все? А вот к чему:

Когда финансовые руководители “Группы семи” встретились в мае 2022 года, они обсудили, что делать, чтобы «избежать сценариев стагфляции», по словам ведущего встречи, министра финансов Германии Кристиана Линднера.

Эта тревога вновь возникла после июльского решения ЕЦБ, согласно протоколу этого заседания, опубликованному в четверг. “Также была высказана обеспокоенность тем, что экономика, возможно, вступает в фазу стагфляции, в отличие от более благоприятного сценария”, — говорится в сообщении.

Такие опасения омрачают финансовые рынки после множества отчетов, указывающих на ослабление роста в Великобритании и еврозоне, таких как снижение индексов менеджеров по закупкам, и более быструю, чем ожидалось, инфляцию в двух крупнейших экономиках континентальной Европы, Германии и Франции.

Ну казалось бы, подними учетную ставку на годик и жди результата, но не тут-то было — тогда банки ЕС начинают нести «дополнительные издержки», как стыдливо сейчас называется отрицательный рост.

Но если не повысить ставку ЕЦБ и Банка Англии, то евро и фунт нырнут по отношению к доллару — а это уже идеологическая история, их никак нельзя ронять до паритета с долларом и ниже.

Опять же, если повысить ставку, то тут же начинают сокращать издержки и затраты компании, связанные с производством — и в первую очередь за ворота пойдет персонал этих компаний.

Забавная эта штука — стагфляция. Повторюсь, на нее еще наскрести нужно было, ее на ровном месте ни в жизнь не организуешь — но Евросоюз сумел справиться со столь сложной задачей.

Но вот вам очередной шедевр от очередного выдающегося эксперта — вы уж постарайтесь расшифровать сказанное им сами. Я не справился.

Жиль Моек, главный экономист AXA Investment Managers, заявил Bloomberg Television, что затруднительное положение чиновников в еврозоне выглядит все более удручающим.

“Теперь мы знаем, что денежно-кредитная политика работает, и она работает в экономике, потому что дела в экономике идут неважно”, — сказал он. “Но прямо сейчас это никак не влияет на инфляцию, и это большая проблема, с которой мы сталкиваемся. У нас замедление больше, чем в США, — с большей инфляцией”.

Чем хуже дела в экономике, тем больше инопланетян в новостях. Ну или русских — мы инопланетян заменяем с огромным успехом, если судить о состоянии российской экономики до отчетам Всемирного банка.

Прямо какие-то «секретные материалы».

Государственник

Донаты на сайт Яндех кошелёк - 410017649256522

Комментариев нет:

Отправить комментарий