суббота, 6 июля 2024 г.

Утренний обзор 6.7.24 (лето 7532)





ЕЛЕНА  ПАНИНА

По результатам обработки всех 30,53 млн бюллетеней в Иране кандидат от крыла реформистов, бывший министр здравоохранения Масуд Пезешкиан набрал 16,38 млн голосов — более 53%. Представитель духовного лидера Ирана в Высшем совете национальной безопасности республики, консерватор Саид Джалили, получил 13,54 млн голосов — чуть более 44%.

Это значит, что именно Пезешкиан становится новым президентом Ирана.

Его победа состоялась по итогам второго тура, к которому подошли Пезешкиан и Джалили. Вопреки всякой логике, ещё один консерватор, выбывший из гонки Мохаммад Галибаф, призвал сторонников голосовать не за собрата-консерватора, а… за Пезешкиана. Чисто арифметически, последний обязан победой именно этим голосам: за Галибафа в первом туре проголосовало чуть более 14% избирателей или 2,68 млн голосов.

■ Очевидно, что Пезешкиан будет проводить политику "разрядки" с Западом — политик публично выступает за восстановление отношений с США, а в его окружении (Зариф) — много западноориентированных политиков. Вопрос тут разве что в том, насколько это будет личное решение Пезешкиана. В Иране президент — второе лицо в государстве, он лишь занимается реализацией стратегии, которую обозначает аятолла Хаменеи.

Какой именно курс выберет Иран при Пезешкиане: бросаться в объятья Запада с головой по примеру Пашиняна в соседней Армении или просто снижать градус напряженности для минимизации рисков конфликта Ирана с Израилем и США, — будет понятно очень быстро. Например, смерть бывшего президента Ирана Раиси поставила "на паузу" работу над заключением договора о всеобъемлющем сотрудничестве России и Ирана. Теперь из скорости работы над документом при новом президенте можно будет сделать определённые выводы.

■ Надо сказать, что Пезешкиан одним из ключевых моментов своей кампании сделал дружбу с Западом во имя притока инвестиций. Однако непонятно, насколько Запад будет готов к финансированию "нового Ирана", и как быть с тем, что 45% импорта и 55% экспорта Исламской Республики приходятся на Китай.

В ближайшее время самой неотложной задачей для Пезешкиана на внешнеполитическом направлении будет диалог с тем самым Западом (США) для предотвращения войны в Ливане, которую не прочь развязать Израиль в качестве очередного пункта плана по инициации прямого конфликта США и Ирана. Стратегической же задачей будет реанимация "ядерной сделки" 2015 года, из которой США вышли в 2018 году, запустив очередной виток антииранских санкций.

■ Накануне выборов помощник аятоллы Хаменеи Камаль Харрази дал интервью Financial Times, в котором сообщил о перспективах потепления между Ираном и Западом. Но для этого, по его словам, Западу придётся "отступить от нынешней политики и начать переговоры с Ираном на основе равноправия и взаимного уважения". То есть стремление к урегулированию обозначено на самом верху Ирана.

Означает ли происходящее откол Ирана от России, Китая, БРИКС и ШОС? Пока нет. Но если 85-летний аятолла Хаменеи поменяет точку зрения на происходящее или его сменит более молодой и склонный к реформаторству духовный лидер, то такие процессы могут быть запущены.

  • Сомневаюсь, что Пезешкиан будет проводить политику, идущую вразрез с духовным лидером Ирана Аятолла Хаменеи и тем более откажется от поддержки России и инвестиций Китая, в угоду сближения с Западом! В этом случае он долго не просидит, КСИР не даст соврать...А надеятся на новую "ядерную сделку" с пиндосами, это все равно, что подписать новый Договор, на которой чернила не стоят той бумаги! Да и Аятолла Хаменеи заявил, что не изменит Курс сближения с Россией, кто бы не пришел на второстепенный пост президента Ирана! На Ближнем Востоке с реально Правящей силой не все так просто, а в Иране тем более! :sunglasses:
Донаты на сайт Яндех кошелёк - 410017649256522

Комментариев нет:

Отправить комментарий