Коллаж NovorosInform
Глава ЦБ должна была лишиться своего поста еще много лет назад, когда публично попрала Конституцию, считает доктор экономических наук Валентин Катасонов. Более того, экономист уверен, что ее деятельность тщательно должны изучить правоохранительные органы. Подробнее – в материале "Новороссии".
Автор: Михаил Блинов
Члены фракции "Справедливая Россия – За правду" в Думе внесли законопроект, который допускает обращение к Путину как к главе государства с предложением о досрочном снятии с должности главы Центробанка. С 2013 года пост председателя Банка России занимает Эльвира Набиуллина. Под ее руководством регулятор в конце октября поднял ключевую ставку до 21%, а в декабре, ожидают эксперты, доведет ее до 22-24%.
Депутаты оценивают текущую денежно-кредитную политику как "предательство и вредительство" и указывают на то, что необходимо резкое снижение ключевой ставки. Своё требование народные избранники объясняют тем, что высокая стоимость заемных денег для бизнеса не позволяет ему выпуск товаров, что и ведет к высокой инфляции.
Maksim Konstantinov/Global Look Press.
Доктор экономических наук Валентин Катасонов считает, что в данном случае парламентского расследования недостаточно, должны быть подключены в первую очередь силовые структуры.
– Я не совсем понимаю, почему этим должна заниматься Дума. Этим должна заниматься прокуратура и Следственный комитет. Отозвать с поста госпожу Набиуллину необходимо было еще 10-11 лет назад сразу после того, как она заявила, что не будет исполнять Конституцию России.
Напомню, что статья 75 гласит, что основной задачей Банка России является защита рубля и обеспечение его устойчивости. А госпожа Набиуллина буквально через два месяца прихода на Неглинку заявила о том, что не будет поддерживать валютный курс рубля и отпускает его в свободное плавание. Я помню, что тогда некоторые юристы и экономисты говорили, что ее немедленно уволят. Или даже отдадут под суд. Но вот прошло уже почти 11 лет. Все тихо и спокойно. И все эти годы мы вынуждены были терпеть...
Коллаж NovorosInform
– Как бы вы могли оценить то, что сейчас происходит на денежном рынке?
– Это просто уголовщина. Это вопрос даже не экономики, потому что происходят грубейшие нарушения законодательства России. Я нахожусь в состоянии стресса уже 11 лет, потому что вижу, что никто не реагирует. На это должны реагировать правоохранительные органы.
– А почему они не реагируют?
– Отвечая на ваш вопрос, я ссылаюсь на депутата Госдумы Евгения Федорова. Он направил запрос в прокуратуру с просьбой разобраться. Ответа я не видел, но в изложении господина Федорова значилось, что это не в ее компетенции. А если нас начнут убивать бандиты? Это тоже не в компетенции прокуратуры?
– Получается, что Центробанк – это некая плавающая структура, которая не имеет никакого отношения к России?
– Конечно. Это пятая колонна в чистом виде. Я говорил еще 10 лет назад, некоторые на меня смотрели и говорили, что я "экстремист". А сейчас об этом не говорит только ленивый. В Кремле должны отреагировать на происходящее. А если снова промолчат, значит, у нас в стране никакого порядка нет.
– А что бы могло привести финансовый рынок в нормальное состояние?
– Когда началась специальная военная операция и против нас объявили сотни и тысячи разных санкций, президент подписал указ о восстановлении валютного контроля, валютной дисциплины.
Документ предусматривал возвращение валютной выручки от экспорта. Тогда произошло чудо.
Но потом пятая колонна опять все это размыла. А что значит невозвращение валютной выручки? Это значит, что нас грабят и днем и ночью, 365 дней в году…
ЦБ должен был бороться со злом, а не стать им. Сегодняшняя денежно-кредитная политика и её последствия доказывают, что цель далеко не всегда оправдывает средства. Из-за сомнительных решений Россия сейчас находится у опасной черты. Грядёт стагфляция, но не классическая, предупредил Антон Табах.
Заветный показатель инфляции в 4%, к которому ЦБ уже несколько лет пытается привести экономику России, вызывает всё больше вопросов. Не только сама возможность достижения цели, но и вообще адекватность этой задачи в новых условиях, заметил экономический обозреватель "Первого русского" Юрий Пронько в эфире программы "Царьград. Главное".
В попытках сбить темпы роста цен регулятор зашёл слишком далеко. Ключевая ставка 21% на сегодня не просто блокирует развитие, заставляя даже крупные госкорпорации резать финансирование инвестиционных программ, но и ставит под вопрос дальнейшее существование многих предприятий.
Из-за дорогих кредитов и высоких рисков неплатежей Россию в 2025 году может накрыть волна банкротств. Этот сценарий с тревогой предсказывают многие аналитики и депутаты Госдумы. При этом, заплатив столь высокую цену, Центробанк так и не получил желаемого – инфляционные ожидания остаются высокими.
Так, высокие ставки по кредитам заставляют компании повышать конечные цены для потребителей. То есть эта битва, сопровождаемая тяжёлыми потерями, оказалась бессмысленной. Дальнейшие перспективы на этом фоне в прямом эфире "Первого русского" оценил главный экономист рейтингового агентства "Эксперт РА" Антон Табах.
Достанется тем, кто "живёт под ставкой"
Собеседник Царьграда указал, что, если оперировать преимущественно одной ключевой ставкой при нынешней бюджетной политике, которая во многом зависит от внеэкономических факторов, то тогда, следуя логике Банка России, ставку нужно загнать так высоко, что экономика уйдёт в жёсткую рецессию.
Он обратил внимание, что в прогнозируемый показатель инфляции на 2025 год закладывают как минимум 1,5-2% за счёт роста одних только тарифов – коммунальных, "РЖД" и так далее:
Соответственно, если из целевых 4% у нас половину отъедают одни лишь тарифы, то что тогда остаётся? Практически нулевая инфляция, как в Японии? Но у нас совсем другая структура экономики.
Предприятия, которые пользуются поддержкой государства, ещё более-менее держатся на плаву благодаря частичной компенсации обслуживания подорожавших кредитов. Другим компаниям, которые лишены такого особого отношения к себе, действительно грозит банкротство из-за высоких рисков неплатежей по займам.
У нас существенная часть экономики находится на прямом бюджетном финансировании, у нас кадровый голод, который приводит к росту зарплат, из-за этого возникают высокие инфляционные ожидания. И чтобы сбивать инфляционные волны, требуется значительно более высокое повышение ставки. И платят за это те, кто живёт под ставкой, а не те, кто имеет прямое финансирование со стороны государства. То есть складывается ситуация по Достоевскому: кто-то "право имеет", а кто-то является "тварью дрожащей",
– пояснил эксперт.
Как проявляется охлаждение экономики
Ставка бьёт по тем, кто от неё зависим, примерно одинаково. Различия наблюдаются только между разными отраслями, разными социально-демографическими группами в силу разного уровня закредитованности.
Аналогично и с мерами банковского, валютного надзора. То есть это не точечное оружие. А вот бюджетная политика уже может быть откалибрована. И налоговая. Тем более нас с 1 января ждёт увеличение налога на прибыль. Да, это компенсируется ростом бюджетных расходов, но берут у всех, а дают потом лишь кому-то,
– отметил Антон Табах.
То же самое с подоходным налогом, который, по сути, является налогом на высокие заработные платы. Деньги собирают со всех, кто попадает в эту категорию, а потом распределяют точечно среди наиболее нуждающихся. То есть в данном случае более значимую роль играет социальный фактор, в то время как ключевая ставка одинаково болезненна для всех.
А что касается замедления экономики, это видно невооружённым глазом. Достаточно оглядеть район вокруг. Тут есть студии каналов, несколько крупных стройплощадок, огромные комплексы, которые летом начинали возводить под фанфары. Всё было согласовано, планы были утверждены. А сейчас – тишина. Площадки засыпаны снегом, над ними летают вороны. Что это значит? Это и есть проявление охлаждения экономики,
– объяснил собеседник "Первого русского".
Толп безработных на улицах России не будет
Табах также напомнил о ситуации на рынке труда, которая оставалась напряжённой на протяжении всего периода после пандемии коронавируса, поскольку образовался дефицит кадров:
Понятно, что это вызвано демографическими решениями многолетней давности, это вызвано вполне конкретным геополитическим контекстом. Что в таких ситуациях делать, чтобы не допустить перегрева в сфере услуг? Непонятно. Это действительно проблема, которую предстоит решать экономическому блоку власти, и не только ему.
Экономист подытожил, что ЦБ должен был бороться со злом, а не стать им. Сегодняшняя денежно-кредитная политика и её последствия доказывают, что цель далеко не всегда оправдывает средства. Из-за сомнительных решений Россия сейчас находится у опасной черты. Грядёт стагфляция, но не классическая.
Кто бы спорил: высокая инфляция – это зло. Если с ней ничего не делать, то можно скатиться в очень негативные сценарии. Но дальше вопрос: до какой степени борьба с ней является добром? Что касается стагфляции, в стандартном варианте она подразумевает резкое увеличение безработицы. А у нас кадровый голод. Поэтому в России любое замедление экономики будет выражаться в сокращении переработок, в снижении темпов роста зарплат, а не в массовых увольнениях. Это моя гипотеза. Дело в том, что сейчас на основных предприятиях переработки – это, скорее, норма. Поэтому не будет классического сценария: началась рецессия – появились толпы безработных. Скорее всего, такой напряжённости мы не увидим,
– заключил эксперт.
https://tsargrad.tv/articles/c...
- Владимир Мономах
- Сегодня 17:16
Набиуллина будет стремиться обвалить экономику. Чтобы не бороться с ЦБ нужно решить кадровый вопрос.- Максим Масленников
- Сегодня 17:47
Вот не понимаю я глобально до нюансов макроэкономику Российскую, но однозначно знаю, что она вся в паразитах, прилипших и высасывающих все жизненные соки из экономики.