Развод двух крупнейших экономик мира уже не выглядит невозможным

Как и прогнозировал GEOFOR (США-Китай: перемирие или мир? 19.05.2025), федеральный суд США по делам международной торговли 28 мая признал многие пошлины Дональда Трампа незаконными и заблокировал их. Однако апелляционная инстанция отменила это решение, и теперь введенные тарифы будут действовать до тех пор, пока суд не вынесет окончательное решение по ходатайству администрации президента США. Мы писали о том, что с учетом возможной судебной отмены пошлин команда Дональда Трампа торопится заключить как можно больше торговых сделок или хотя бы начать переговоры с основными контрагентами США.
Так и получилось с Китаем, с которым США договорились о предварительной сделке по снижению торговых пошлин. Она вступила в силу с 14 мая и будет действовать 90 дней или до достижения новой договоренности. На это время «взаимные» пошлины между странами снизятся до 10%. В результате Китай будет облагать импорт американских товаров тарифом в 10%, а Штаты станут взимать с китайской продукции 30%, поскольку продолжает действовать «фентаниловая» пошлина в 20%. Но это не касается пошлин на некоторые группы товаров, введенных еще в первое президентство Трампа. Поэтому, как заявлял Белый дом, пошлины на многие китайские товары останутся на уровне до 50 процентов.
Как мы помним, решение о введении тарифов Трамп объяснял необходимостью «восстановить экономику и предотвратить мошенничество», так как США, по его словам, на протяжении десятилетий «подвергались разграблению, насилию и расхищению как друзьями, так и врагами». Он также заявлял, что открыт для торговых переговоров, если собеседники предложат Вашингтону «что-то феноменальное».
Теперь же ситуация еще больше запутывается. Над таможенной политикой американской администрации нависла угроза судебной блокировки. «Я могу заверить вас, американский народ, что тарифная политика Трампа жива, здорова и будет реализована, чтобы защитить вас, сохранить ваши рабочие места и ваши заводы», — заявил 29 мая торговый советник президента США Питер Наварро, демонстрируя решимость продолжать торговые войны. Тем не менее, оппозиция этой политике со стороны американских демократов и крупного бизнеса не может не повлиять на ход переговоров с американскими торговыми партнерами, прежде всего с Китаем и ЕС. А они не обещают быть простыми. На прошлой неделе американский лидер утверждал, что переговоры с Брюсселем «ни к чему не приводят», и пригрозил ввести 50-процентные пошлины на европейский импорт с 1 июня. Однако потом он их отложил.
Китай, призывая США отказаться от торговых войн и договариваться, тем не менее уступать особо не намерен. Надежды «сломать Китай», фактически перекрыв его экспорт в США, тают на глазах. Американо-китайские переговоры по торговым пошлинам «немного зашли в тупик» — констатировал на прошлой неделе министр финансов Скотт Бессент.
В американской либеральной прессе звучит тревога по поводу того, что торговая война против Китая, развязанная Трампом, играет на руку руководству КНР, позволяя свалить на США проблемы в экономике. А эксперты по Китаю констатируют консолидацию китайского общества и правящего класса «на борьбу с американским протекционизмом и империализмом». Они также отмечают, что это дает Китаю дополнительные преимущества не только на переговорах с Вашингтоном, но и в целом в противостоянии с США.
А в том, что оно продолжится с той или иной степенью интенсивности, нет сомнений ни в Пекине, ни в Вашингтоне. Что касается США, то после смены власти очевидным становится консенсус правящей американской верхушки по поводу того, что Китай является главным противником на глобальной арене в долгосрочной перспективе. При различных взглядах на методы сдерживания, есть общее понимание, что эта политика должна продолжаться. Противостояние осложняется тесной связью двух экономик и опасностью нанесения ущерба самим США.
Как это не раз формулировал вице-президент США Вэнс, Китай является крупнейшим и беспрецедентным конкурентом Америки за всю историю, превосходящим Советский Союз во время холодной войны. Причем это касается не только экономического и научно-технического потенциала, а и военного. И как считают в Вашингтоне и окрестностях, Китай готов к стратегическому соперничеству и принимает вызов.
ВВП Китая достиг примерно 70% от ВВП Соединенных Штатов, а по паритету покупательной способности превосходит ВВП США в течение девяти лет подряд, занимая первое место в мире.
Как констатируют в Вашингтоне, Китай стал одним из мировых лидеров в науке и технологиях, намного превосходя остальной мир в таких областях, как связь 5G, искусственный интеллект и квантовые вычисления. КНР на протяжении многих лет занимает первое место в мире по количеству патентных заявок, а система высшего образования готовит в несколько раз больше выпускников научных и инженерных вузов, чем в Соединенных Штатах.
Опасность быстрого и безостановочного развития Китая связана и с преимуществами государственного строя: плановая экономика, субсидирование бизнеса со стороны государства, способность к быстрому реагированию на вызовы и мобилизации общества.
Китайская культура, идеи, которые предлагает Китай миру, приведет не только к утрате исключительности Америки, как единственного образца для развития, но и будет влиять на внутриполитическую жизнь в США.
Мощь, накопленная Китаем, как считают в США, постепенно отодвинет Америку с позиции мирового лидера, лишит ее привилегированного положения, влияния в мире, а это приведет к утрате преимуществ, на которых зиждется американское процветание.
А посему, как убеждены в американских правящих кругах, необходимо снизить зависимость от Китая, создать в США комплекс собственных инновационных производств, которые определяют экономическое лидерство. Речь идет о критически важных минеральных ресурсах (в т.ч. редкоземельных металлах), технологии чистой энергии, полупроводниках, искусственном интеллекте, квантовых вычислениях, биомедицине и др.
Эта стратегия предусматривает ограничение взаимных инвестиций, а также законодательное влияние на транснациональные корпорации с целью ограничить их связи с Китаем. Краеугольным камнем видится жесткая защита и развитие тех отраслей, в которых США еще сохраняют преимущество, и недопущение передачи КНР критически важных технологий. То есть речь идет о том, чтобы устранить условия, которые позволили Китаю подняться.
Можно прогнозировать: чем бы не завершились американо-китайские торговые переговоры, в долгосрочном плане взаимная торговля находится под угрозой. В целом в Вашингтоне, видимо, приходят к выводу, что «сдержать Китай» и «сделать США вновь великими» невозможно, не разойдясь с КНР. То, что еще совсем недавно казалось невероятным, становится очевидным и даже неизбежным.
Судя по всему, и в Пекине хорошо понимают стратегию США. Поэтому там давно держат курс на самодостаточность во всех сферах. И хотя Пекин — не сторонник любых войн, в том числе торговых, есть осознание принципиальности противоречий. А это еще больше затрудняет нахождение компромисса в тактическом плане, то есть на переговорах по тарифам.
Автор: Михаил Морозов, обозреватель газеты «Труд» — специально для GEOFOR
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить новые прогнозы от экспертов GEOFOR
Другие аналитические материалы читайте на сайте GEOFOR | Центр геополитических прогнозов
Ошибка президента
Трамп, во время президентства более или менее контролирующий важные ресурсы, стал объектом беспрецедентного давления со стороны либерал-глобалистских элит, истерически не желающих расставаться со своим извращенным миробеспорядком.
Трампа обрабатывают как напрямую, так и опосредованно, через его команду. На него давят и его же парламентские структуры, и бизнес-элиты, и вроде бы как союзники, и (исподволь) католические церковные элиты, и все, кто только имеет возможность оказать влияние.
Это щупальца, голова спрута — международный финансовый капитал.
До сих пор Трамп довольно ловко маневрировал между полюсами, но уже есть признаки, что получаемая им информация, как источник принятия решений, потихоньку тоже берется под контроль. Более того, окно возможностей по маневру между полюсами скоро закроется.
Как только закончится байденовская помощь, Трамп окажется перед категорическим выбором. Либо он задвинет Келлога, ограничит вроде бы как самостоятельность Рубио и примет решение в ущерб либерал-глобалистам, но в пользу здравого смысла. Либо уступит давлению.
Если же он выделит новый пакет военной помощи хотя бы на один доллар, хоть за деньги США, хоть за европейские, украинский конфликт станет его войной окончательно и бесповоротно. И никакие мантры в стиле «это не моя война» более работать не будут.
В отличие от сделки по редкоземельным металлам, тут вовлеченность не может быть частичной.
Если Трамп доманеврируется до сдачи этих своих нынешних принципиальных позиций либерал-глобалистам, это будет означать его моральную и политическую смерть. Это будет самая большая ошибка, которую президент может совершить. Но это уже не будет иметь значения, поскольку вероятность мировой ядерной войны сразу же возрастет многократно. (Впрочем, глобалисты могут развязать ее и без ошибки Трампа, особенно если воспользуются волшебной салфеткой Макрона.)
Поэтому не удивительно, что Трамп предпочел бы установление мира до того, как необходимость выбирать припрет его к стенке. А его взбесившиеся оппоненты — совсем наоборот.
К сожалению, все эти заокеанские подковерные игры разума весьма влияют на наши отечественные дела. Да, Трамп нам не друг, всего лишь ситуационный попутчик, и то временный. Да, многие у нас невзлюбили его за профессиональную деформацию высказываний.
Но и большого выбора противников наших врагов в меню не предусмотрено. Поэтому хочется пожелать Трампу твердости характера и здравомыслия в нелегком и опасном деле вразумления либерал-глобалистов.
Читайте также: В США установили личности людей, подписывавших документы от имени Байдена
Сергей Лисичкин, специально для «Русской Весны»

Комментариев нет:
Отправить комментарий