В настоящее время производители автомобилей из Европы переживают крайне тяжелые времена. Оставляя рынок России несколько лет назад, они даже не подозревали, что получат сразу два ножа в спину от «родных» США и Евросоюза.
Вашингтон еще с 3 апреля ввел пошлину в 25% на импортируемые автомобили на американский рынок. После этого власти ЕС ввели внутренние пошлины на электромобили, изготовленные в Китае (до 45,3% в зависимости от типа), но ударило это по Volvo, Renault и другим компаниям, у которых там заводы. Получилось, что Вашингтон и Брюссель как бы воткнули два ножа в спину европейского автопрома. Сейчас европейский автопром находится буквально при смерти, он бьется в последних конвульсиях, и если ему срочно не окажут помощь, ему наступит конец.
Например, компания Volvo Cars (входит в китайскую автомобилестроительную Geely) сообщила в отчете о кошмарном втором квартале 2025 года – операционная прибыль упала на 63,75%, с 8 млрд до 2,9 млрд шведских крон (около $297 млн). Она попала под ставку 18,8%, но президент США Дональд Трамп угрожает поднять пошлины еще до 50%. Для Volvo Cars это будет завершение бизнеса не только в США.
В свою очередь, акции Renault обвалились почти на 18% после снижения годового прогноза прибыли. Эта французская компания не продает автомобили в США, но спрос в Европе настолько упал, что Renault не выдерживает конкуренции с китайским автопромом и другими европейскими компаниями. Кроме того, автомобиль Dacia Spring от Renault, который собирается в КНР, попал под пошлины в ЕС в размере 19,9%.
При этом сами китайцы не унывают и наращивают экспорт гибридных автомобилей, которые не облагаются такими пошлинами. Более того, китайцы строят заводы в Венгрии и Испании, чтобы обойти барьеры из пошлин и другие тарифные нагромождения. Появление новых заводов еще больше ухудшит положение европейского автопрома, ведь за 2024 год рынок новых автомобилей в ЕС вырос на мизерные 0,8%, зато производство упало на 6,2%.

Журналисты уже назвали обсуждаемое нововведение попыткой поджечь Россию. Кто-то снова решает свои финансовые проблемы за счёт кошельков обычных граждан. О том, как хотят "тряхнуть" автовладельцев, "Новороссии" рассказал обозреватель "Царьграда" Иван Прохоров.
- Инициатива РОАД о налоге для старых машин взорвала Сеть. Что именно они предложили?
- Российская ассоциация автодилеров, по сути, объявила войну владельцам авто старше 15 лет. Их план: драконовский транспортный налог, обязательный техосмотр дважды в год и запредельные страховые выплаты. Это не стимуляция рынка, а грабеж средь бела дня под соусом заботы об экологии и безопасности.

Этому авто явно больше 15 лет. Фото: "Новороссия"
- Неужели это такая проблема? Что, в России так много авто старше 15 лет?
- А вы как думаете. Посмотрите в окно. А лучше на цифры.
Средний возраст машины в России - 14 лет, в десятках регионов - свыше 15. У нас 4 миллиона старых Toyota, миллионы Lada, которым по 17 лет. Очень часто это единственное транспортное средство для пенсионеров. И заставить их платить гигантские налоги - это фактически отнять у них авто. Простых русских людей возьмут новым налогом за горло.
- РОАД ссылается на кризис в автопроме: продажи упали на 27%, лишь 16% могут купить новую машину...
- А почему люди их не покупают? Во-первых, качество новых отечественных авто невысокое, по сравнению с теми же "китайцами", а цены - высокие, добавьте к этому кредиты под 30 процентов годовых. Кто пойдет на это?
Дилеры хотят, чтобы государство заставило людей брать такие кредиты, обрекая себя на кабалу ради новой "Весты"?
Это не решение кризиса - это циничное перекладывание проблем бизнеса на народ.

А куда девать старые машины, если они еще на ходу? Фото: "Новороссия"
- РОАД говорит: "Старые машины опасны и неэкологичны". Вы согласны?
- Это лицемерие. Если бы РОАД действительно заботилась о безопасности, она требовала бы бесплатный техосмотр и субсидии на ремонт. Но нет! Их цель, похоже, заработать на принудительном ТО и страховках. А "экология"? Пусть сначала добьются от автозаводов реальных стандартов Евро-6, а не клеят на "Москвич 3" таблички "ЭКО".
- Глава РОАД Подщеколдин заявил: "Весь рынок в красном, дилерам не выжить без господдержки".
- Поддержки чего? Устаревшей дилерской модели?
Производители уже продают авто онлайн.
Дилеры сегодня - это лишнее звено, которое накручивает цены за "сетку на радиатор".
Если их бизнес умирает, то, как говорится, ничего личного... Государство должно помогать не им, а гражданам и заводам.

Пора избавляться от авто, пока не обложили налогами. Фото: "Новороссия".
- То есть их инициатива грозит массовым недовольством.
- Даже не просто недовольством, а революцией.
Владельцы старых авто - самая массовая группа в стране: пенсионеры, бюджетники, семьи с детьми.
Когда у них изымают последнее имущество - это социальная мина. Даже на фронте уже бьют тревогу неспроста: враг мечтает о таких "реформах", чтобы взорвать Россию изнутри.
Об этом пишет военный телеграм-канал "ТРОЙКА". А известный общественник Сергей Колясников на своем канале задается вопросом: "Они хотят массовые беспорядки в федеральных масштабах?"
- Кто выиграет от этой инициативы, кроме дилеров?
- Ясно кто: страховые компании - они взвинтят тарифы под видом "рисков".
СТО - им обеспечен поток на принудительный техосмотр.
Банки - если люди влезут в кредиты для новых авто.
А проиграют все: граждане обнищают, рынок подержанных авто рухнет, а новые машины всё равно не станут доступнее.

А если "москвичонок" еще дышит? Фото: "Новороссия".
- РОАД напоминает, что в 2012-м каждый третий мог купить новое авто, а сейчас - лишь 16%...
- И вместо того, чтобы спрашивать, почему у людей нет денег, они предлагают добить оставшиеся 84 процента.
Причина кризиса - не старые машины, а падение реальных доходов, инфляция и отсутствие вменяемой госполитики в автопроме.
РОАД требует "костыли" для себя вместо реформ для отрасли.
- Что можно предложить как альтернативу?
- Во-первых, снизить ключевую ставку - это удешевит кредиты.
Во-вторых, запустить госпрограмму утилизации с реальными субсидиями.
В-третьих, налоговые льготы для производителей, снижающих цены.
И главное - заставить заводы работать на потребителя, а не штамповать "аналоговнет" за 3 млн руб.
А что же касается РОАД, то я напомню, что первым главой этой организации был Березовский. Кажется, это многое объясняет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий