С момента государственного переворота 2014 года серьезной деформации подверглась структура украинской экономики. Ключевой отраслью экономики вместо промышленности стало сельское хозяйство, а экспорт рабочих рук уже способен конкурировать с металлургией по количеству заработанной иностранной валюты.
На днях Национальный банк Украины изменил методику расчета объема частных денежных переводов в Украину и уточнил их оценки за 2015-2017 годы. Так, оценка притока валюты от «заробитчан», коих насчитывается не менее 5 млн человек, благодаря появлению новых данных о трудовой миграции из Украины на основе опроса Государственной службы статистики, а также по объемам частных денежных переводов на Украину, оцененных центральными банками Польши и РФ, за прошлый год увеличена на $2 млрд, до $9,3 млрд. По соотношению денежных переводов к ВВП на постсоветском пространстве впереди Украины лишь Молдавия, Киргизия и Таджикистан.
Только из Польши за 2017 год украинцами было переведено, по словам замминистра иностранных дел Бартоша Цихоцкого, 12 млрд злотых ($3,5 млрд), что эквивалентно 3-4% ВВП Украины. Для сравнения, за прошлый год Украина экспортировала продукции металлургии на $10,1 млрд.
Вот только в отличие от той же металлургии, экспорт рабочей силы генерирует «чистый» приток валюты, не требуя расходов на импорт сырья, энергоносителей и т.д. Безусловно, существуют государственные расходы на какое-никакое образование и социальное обеспечение будущих «заробитчан», но они весьма невысоки по сравнению с будущими валютными поступлениями. Кроме того, трудовая миграция позволяет несколько купировать градус социального недовольства, демонстрировать относительно невысокий уровень официальной безработицы и худо-бедно поддерживать валютный курс. У украинской правящей верхушки были съевшие собаку в этом вопросе учителя, а именно прибалтийские элиты, апробировавшие подобную политэкономическую модель еще два десятилетия назад.
В сущности, один украинский гастарбайтер полезнее для национальной экономики, чем толпа чиновников – мало того, что преимущественно некомпетентных, так еще и постоянно выискивающих новые способы залезть в карман населению. На такой большой куш, как переводы трудовых мигрантов, чиновники, естественно, хотят наложить свою лапу. В комитетах Верховной Рады имеются несколько законопроектов, где получателей доходов из-за рубежа планируют обязать платить налоги, а Государственная фискальная служба не раз призывала парламентариев урегулировать этот вопрос и в очередной раз напомнила получателям доходов из-за рубежа о необходимости подать декларацию.
Думается, что рано или поздно будет введена ответственность за неуплату налогов от полученных за рубежом доходов – мимо такой большой «кормушки» чиновники пройти явно не смогут. Тем более, по словам руководства Нацбанка, в ближайшие 2-3 года поток трудовых мигрантов из Украины будет увеличиваться. В свою очередь, соседняя Польша готова принимать у себя непритязательную рабочую силу из Украины, несмотря на обострение политико-исторических разногласий между странами в последние годы (заметим, что 77% украинцев занимаются в Польше физическим трудом и лишь 3% интеллектуальным). По данным Польского союза предпринимателей и работодателей, Польше в период 2016-2020 годов для поддержания экономического роста необходимо дополнительно 5 млн человек в течение следующих 20 лет. К тому же, ссылаясь на прибытие украинцев, консервативные польские власти категорически отказываются от размещения на своей территории ближневосточных и африканских беженцев, на чем настаивает Еврокомиссия.
Действительно, объективных предпосылок для уменьшения трудовой миграции из Украины нет. По опросам соцгруппы «Рейтинг» (сентябрь 2017 года), 44% респондентов желают работать за границей, причем среди молодежи этот показатель составляет 68%, а количество желающих переехать на ПМЖ за границу оценивается в 35% (рост на 5% за год). Проведенные Верховной Радой прошлой весной антисоциальные реформы (пенсионная, медицинская, ЖКХ, образовательная, судебная), эффект от которых в полной мере пока еще не ощутили на себе рядовые украинцы, с точки зрения идеологии ультралиберализма вполне логичны. Причина не только в существенном сужении «кормовой базы» для украинских элитариев, но и в том, что Украина рассматривается определенными западными кругами как такой себе резервуар дешевой и лояльной рабочей силы, которая, в конечном счете, должна снижать издержки на оплату труда на общеевропейском рынке.
Свою лепту в трудовую миграцию вносит «безвиз» и связанное с ним упрощение правил трудоустройства в соседних странах ЕС. По словам главы МИД Украины Павла Климкина, благодаря «безвизу» отток населения достиг 100 тысяч человек в месяц. Примечательно, что украинцы уже стали наибольшей «трудовой диаспорой» в Литве, где фиксируются наибольшие показатели трудовой миграции среди стран Евросоюза. Минимальная заработная плата в 500 евро в Польше против средней в 230 евро на Украине приводит к тому, что минимум миллион украинцев на постоянной основе проживает в Польше.
Зато Государственная служба занятости Украины может отчитаться об относительно невысоких показателях безработицы. По информации профильного ведомства, официальная безработица в условиях обвальной деиндустриализации и планомерного уничтожения малого и среднего бизнеса в интересах крупного капитала, в период 2013-2017 показатель безработицы вырос всего на 2%, до 9,7%. Статистическое ведомство утверждает, что при 17,2 млн экономически активного населения безработными являются 1,67 млн человек, а количество зарегистрированных безработных составляет 367 тыс человек. Средний размер помощи по безработице составляет 2033 грн ($75).
В то же время, 20 марта появилось заявление заместителя председателя Государственной службы занятости Юлии Жовтяк о том, что на Украине средняя заработная плата вакансий Государственной службы занятости составляет 4,3 тыс грн, а зарплата каждой четвертой вакансии – минимальная, 3,7 тыс грн. Фактически это лишняя констатация факта бедности даже работающих, две трети доходов которых направляются на оплату услуг ЖКХ и покупку продуктов питания.
Скрытая же безработица на Украине минимум вдвое выше официальной. Хотя вспоминая показатели безработицы в ряде стран Южной Европы, особенно среди молодежи (до 40%), можно констатировать, что Украина движется вполне в европейском тренде. Заметим, что грабительская тарифная политика государства демотивирует граждан официально устраиваться на работу ввиду нежелания уменьшить размер либо вовсе лишаться субсидии на оплату услуг ЖКХ.
Госкомстат утверждает, что на одну открытую вакансию претендуют 4 человека из числа стоящих на учете в Госслужбе занятости, однако в действительности это число нужно умножать в несколько раз. В 2015-2016 годах фиксировались антирекорды в Запорожской области, где на одно рабочее место претендовали 150-180 человек. В стране сложилась парадоксальная ситуация, когда армия и силовые структуры стали чуть ли не ключевыми работодателями.
В общем-то, благодаря Майдану и последовавших за ним событиям Украина превращается в страну массовой эмиграции. Думается не за горами то время, когда майданная правящая верхушка будет продвигать через подконтрольных ей «экспертов» лозунг «От каждой семьи – по гастарбайтеру!». Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий