суббота, 27 марта 2021 г.

"Постскриптум" с Алексеем Пушковым. 27.03.2021



О самочувствии доллара после Анкориджа: к вопросам глобального управления в современных условиях

О самочувствии доллара после Анкориджа: к вопросам глобального управления в современных условиях

На Западе не было ни одного сколько-нибудь крупного СМИ, которое не оттопталось бы на встрече американских и китайских представителей 18-19 марта в Анкоридже

Превозносили госсекретаря США «крутого парня» Энтони Блинкена, попытавшегося «по-хозяйски» отчитать китайскую делегацию, которая «приехала произвести впечатление на публику». Однако достаточно пройтись по репортажу BBC, чтобы убедиться: так, как китайцы осадили американцев, ещё не делал никто.

В Анкоридже в адрес США прозвучали прямые обвинения в подстрекательстве к «атакам на Китай», в давлении на другие государства, в создании препятствий для свободной торговли. А введение новых санкций против КНР накануне переговоров приехавший в Анкоридж член Политбюро ЦК КПК, руководитель аппарата Центральной руководящей группы по иностранным делам Ян Цзечи сравнил с плевком на стол, за который их пригласили пообедать.

Что же касается старых обвинений относительно «геноцида» уйгур в Синьцзяне и подавления демократии в Гонконге, то, попросту говоря, Блинкену посоветовали не лезть не в своё дело, отказавшись что-либо обсуждать с ним по этим вопросам. От кого Вашингтон стерпел бы такое?

Последовавшие вслед за дипломатической дуэлью в Анкоридже события указывают на то, что Пекин хорошо подготовлен к взаимодействию с Соединёнными Штатами на равных. За последние двадцать лет КНР заняла прочные позиции на мировых рынках. Если в 2020 году объём экспорта товаров и услуг у США составил 1,4 триллиона долларов, то у Китая – 2,5 триллиона. Китай владеет крупнейшим в мире валютным резервом в долларах, составлявшим на конец февраля 2021 года 3,2 триллиона. И похоже, в Пекине собираются перековать доллары в оружие противодействия Соединённым Штатам.

…Через 48 часов после встречи делегаций в Анкоридже в Пекине приземлился самолёт с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым. В живописном городе Гуйлинь, где находится завод электроники компании China Aerospace Science and Technology Corporation, его торжественно встречал китайский коллега Ван И. New York Post писала: «Российский министр иностранных дел начал визит в Китай с того, что заручился поддержкой Пекина в том, чтобы уменьшить зависимость обеих стран от доллара США и противодействовать американским санкциям».

Что ж, после Анкориджа это логично. С. Лавров заявил в интервью китайским СМИ, что «риск санкций нужно уменьшить… поддерживая использование местных и других международных валют, которые могут заменить доллар США, и таким образом постепенно отходить от международной системы платежей, контролируемой Западом». Китайское издание Global Times в свою очередь отметило, что российско-китайское партнерство «является ключом к сбалансированию гегемонии США».

Два министра иностранных дел, отмечала Global Times, заявили, что «США должны прекратить запугивания, остановить вмешательство во внутренние дела других стран и формировать группировки для борьбы с другими странами»; обсудили ядерную сделку с Ираном, мир в Афганистане, ситуацию в Мьянме, в Сирии, изменения климата и реформу ООН, но самой важной частью переговоров была судьба доллара США. На его судьбу могут серьёзно повлиять согласованные действия Пекина и Москвы. МИД КНР заявил по этому поводу: «Чем более нестабилен мир, тем больше необходимость укрепления китайско-российской кооперации. Китай и Россия, стоя плечом к плечу в тесном взаимодействии и твердой оппозиции гегемонии и запугиванию, должны быть опорой миру и стабильности на планете».

Подписанное китайским и российским министрами иностранных дел заявление «О некоторыx вопросах глобального управления в современных условиях» стало первым программным документом, определяющим новый мировой порядок не по-американски. Применительно к судьбе доллара США это значит, что предложение России ослабить зависимость науки и технологии обеих стран от доллара через укрепление национальных валют и постепенное избавление от международной платёжной системы, контролируемой Западом, Пекином принято.

Если Европа задумалась о создании собственной системы международных платежей, чтобы избавиться от контролируемой американцами системы SWIFT, то для Азии этот вопрос значим ничуть не в меньшей мере. «Китай и Россия могут работать вместе, чтобы бросить вызов гегемонии доллара, большой список стран поддержал бы этот призыв и присоединился к новой системе», – говорит директор Института науки и технологии в Ухане Dong Dengxin.

По-видимому, новая система международных расчетов будет опираться на китайскую International Payment System, к которой уже подключились несколько российских банков. Испытание на прочность она пройдет в государствах Центральной Азии, вдоль маршрута «Пояс и путь». Одна из задач этой платёжной системы – стать привлекательной для государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) с населением в 649 миллионов человек и совокупным ВВП почти в 3 триллиона долларов.

В Пекине, конечно, понимают, какова на сегодняшний день разница «весовых категорий» китайской и российской экономик, но видят в Москве «наследницу» гаранта международной безопасности и военной силы СССР, имеющую весомое влияние на многие регионы на Ближнем Востоке, в Центральной Азии и Европе, которые являются ключевыми для «Пояса и пути».+

Елена ПустовойтоваФСК

Выход Вашингтона из кризиса ляжет на плечи мировой экономики

Эмиссия США базируется на доминировании доллара в международной торговле, отметил профессор кафедры менеджмента и бизнес-технологий РЭУ им. Г. В. Плеханова, доктор экономических наук Валерий Масленников

Сегодня годовщина CARES Act

Ровно год назад, 27 марта 2020 года, бывший президент США Дональд Трамп подписал CARES Act: федеральный закон, предусматривающий выделение американской экономике рекордной в истории суммы в 2,2 трлн долларов.

Целью закона, как обозначил Трамп в Twitter, является предоставление срочной помощи семьям, рабочим и бизнесу США.

CARES Act стал реакцией Вашингтона на пандемию COVID-19, введение карантинных мер и сворачивание бизнеса: они привели к падению американской экономики на 32,9% во втором квартале 2020 года. США ответили на события денежной стимуляцией населения, организаций и потребительского спроса, когда домохозяйствам и экономическим агентам направлялись прямые дотации.

Меры дали результат: в третьем квартале 2020 года американская экономика показала рост в 33,4%, почти сравнявшись с докризисным показателем, но вторая волна пандемии перечеркнула успех: США закончили год падением на 3,5%.

События в экономике США сказались на внутриполитическом раскладе: Трампа сменил Джо Байден, но политика печатания все новых долларов и заливания народного хозяйства деньгами сохранилась при новой администрации.

Байден подписал новый закон, гарантирующий американцам помощь в 1,9 трлн долларов. Есть данные, что финансовая политика будет подкреплена еще одним законопроектом на 3 трлн долларов. Деньги на это берутся благодаря политике количественного смягчения ФРС США: ведомство эмитировало за 2020 год триллионы новых долларов.

Политика США базируется на мировом доминировании доллара

«Кризис в американской системе существует, но он носит скрытый характер. Мир оплачивает печатание денег ФРС: особенность экономики США заключается в том, что другие страны кредитуют их печатный станок», — констатирует Масленников.

Такой расклад сложился из-за того, что доллар является ведущей мировой валютой и доминирует во многих золотовалютных резервах стран мира.

Эмиссия ФРС США выкупается центробанками других государств и оседает на их счетах. В результате в экономике Соединенных Штатов нет серьезной инфляции, доллар сохраняет покупательную способность, несмотря на астрономические объемы эмиссии.

«Мир не отказывается от расчетов в американской валюте, наоборот, привязка усиливается. Мы финансируем как внешний, так и внутренний долг США. На баланс ФРС приняты фантастические цифры обязательств: если раньше американский долг выкупался внешними игроками, то сегодня в данном процессе ведущую роль играет регулятор», — резюмирует Масленников.

Американцы сами себя кредитуют путем эмиссии доллара и масштабных государственных программ.

«Система останется устойчивой, пока в мировом обращении будет доллар и учет в глобальной торговле ООН ведется в американской валюте. РФ может заявлять об уходе с долларовой зависимости, но учет операций придется вести в данной валюте. Эти факторы поддерживают печатный станок США: пока доллар не покинет 40-50% оборота, вряд ли произойдет что-то серьезное», — заключает Масленников.

Политика заливания кризисов деньгами применяется в США с событий 1973-1974 годов, но цифры растут. Для борьбы с Великой рецессией администрация Барака Обамы 17 февраля 2009 года выделила 831 млрд долларов. Через 11 лет цифра возросла почти в три раза, а заявления Байдена говорят, что это не предел: США продолжат инвестировать в экономику триллионы новых долларов.

Растет госдолг США и долларовая масса, но американская экономика не испытывает видимых трудностей.

«Кризиса в США не видно: американцы продолжают менять бумажки на реальные ресурсы. Сегодня процесс еще больше упростился: достаточно переписать нули в компьютерно-учетной системе. Пока от доллара не откажутся в международной торговле, вряд ли произойдет что-то серьезное из-за такой политики финансовых властей США», — констатирует Масленников.

США возвращают большое правительство

Директор Центра региональной политики РАНХиГС, доктор экономических наук Владимир Климанов в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что в «коронакризис» в США изменилась парадигма экономической политики.

«Оценивать последствия «коронакризиса» 2020 года нужно будет через какое-то время, когда стабилизируется ситуация на мировых рынках и разрешится проблема с пандемией, но все равно мы можем сделать несколько выводов. Первый из них заключается в том, что во время кризиса сильно увеличивается роль государства в экономике», — резюмирует Климанов.

Объемы государственной поддержки, как видно на примере США, могут быть слишком большими по отношению к внекризисной ситуации.

«Меры, которые сегодня предлагаются Байденом, вообще являются беспрецедентными, и неслучайно нобелевский лауреат Пол Кругман заявил, что тезис Билла Клинтона о конце эры большого правительства уходит в прошлое», — заключает Климанов.

В США несколько десятилетий проводилось сворачивание программ поддержки населения и бизнеса, но теперь там наступает новая эпоха финансово-экономической политики, которая будет реализована за счет долларовой эмиссии.+

Дмитрий Сикорский, Экономика сегодня


Донаты на сайт Яндех кошелёк - 410017649256522

Комментариев нет:

Отправить комментарий