
По данным западных военных аналитиков и OSINT-ресурсов, в ноябре 2025 года российские ВКС провели операцию, которая может войти в учебники современной войны.
Обновлённый многоцелевой истребитель Су-30СМ2 в первом же боевом вылете уничтожил только что развёрнутый на херсонском направлении американский ЗРК Patriot PAC-3. Всё произошло менее чем за 24 часа после того, как батарея была официально передана украинским расчётам. Для НАТО это уже не просто потеря техники, это сигнал о том, что эпоха безусловного превосходства западных систем ПВО в небе над Украиной завершается
Су-30СМ2: когда «Супер-Фланкер» становится дешевле и злее Су-35

Информация о характеристиках Су-30СМ2 начала появляться в англоязычных специализированных изданиях (The Drive, Aviation Week, Janes) ещё весной 2025 года. Главное отличие от базового Су-30СМ — установка двигателей АЛ-41Ф1С (тех же, что на Су-57) и радиолокатора Н035 «Ирбис-Э», ранее стоявшего только на Су-35С.
Тяга на форсаже выросла с 2×12 500 кгс до 2×14 500 кгс
Дальность обнаружения воздушных целей — до 400 км
Максимальная боевая нагрузка осталась 8000 кг, но выросла дальность применения оружия
Унификация с парком Су-35 и Су-57 снизила стоимость эксплуатации на 25–30 % (данные Janes)

По оценке американского аналитика Дэвида Экса (David Axe, Forbes), Су-30СМ2 фактически превратился в «бюджетный Су-35 с возможностями пятого поколения по цене четвёртого». Именно такая машина, по данным OSINT-каналов, 18 ноября 2025 года выпустила пару ракет Х-31ПД с дистанции около 180 км, после чего батарея Patriot прекратила существование на радарах.
Patriot в роли дорогой мишени: почему миллиарды не спасают
Американский портал Breaking Defense в материале от 22 ноября 2025 года прямо пишет: «Потеря ещё одного Patriot стала возможной из-за исчерпания запаса дорогих ракет-перехватчиков PAC-3 CRI». Стоимость одной такой ракеты — от 6,9 до 7,2 млн долларов (данные Congressional Research Service, 2025). При этом российская Х-31ПД стоит, по открытым оценкам, менее 1 млн долларов.
Ситуация усугубляется тактикой ВКС:
Массированное применение дешёвых ложных целей (типа МАЛД-аналогов и отечественных «Кабриков»)
Работа на предельных дальностях с быстрым выходом из зоны поражения
Применение РЭБ, снижающее вероятность захвата цели радаром AN/MPQ-65
В результате расчёт Patriot вынужден расходовать по 2–4 дорогостоящие ракеты на одну ложную цель. Когда запас заканчивается, батарея становится беззащитной перед реальной атакой.
По подсчётам Oryx (на 25 ноября 2025) подтверждённые потери Украины — минимум 6 пусковых установок Patriot и 2 РЛС AN/MPQ-65. Реальные цифры, по оценке Пентагона (утечка в The Washington Post), могут быть в 2–2,5 раза выше.
С-70 «Охотник»: беспилотный «теневой флот» уже в строю

Параллельно с модернизацией пилотируемой авиации Россия завершает испытания тяжёлого ударного БПЛА С-70 «Охотник».
Британское издание UK Defence Journal 20 ноября 2025 года опубликовало спутниковые снимки Новосибирского авиазавода, где видны сразу 12 серийных машин в различной степени готовности.
Ключевые подтверждённые характеристики (по данным американского Intelligence Online):

Взлётная масса — до 25 тонн
Боевая нагрузка во внутренних отсеках — до 8 тонн
Дальность — более 6000 км
ЭПР — менее 0,1 м² (оценка ЦРУ, 2025)
Возможность управления в режиме «loyal wingman» с Су-57
Важно, что «Охотник» уже прошёл боевые испытания в Сирии (2024) и, по косвенным данным, применялся над Украиной для разведки и постановки помех. Американский генерал Джеймс Хеккер (командующий ВВС США в Европе) в интервью Defense News назвал С-70 «самой серьёзной угрозой после гиперзвуковых ракет».
Синергия пилотируемых и беспилотных систем: западные аналитики в растерянности
Комбинация Су-30СМ2/Су-35 + С-70 создаёт эффект, который западные эксперты называют «асимметричным кошмаром»:
Су-57 обнаруживает цель на дистанции 300+ км и передаёт целеуказание
С-70 выходит в зону пуска, оставаясь малозаметным
Удар наносится оружием с дальностью 200–500 км (Х-59МК2, «Гром-Э1»)
Пилотируемые самолёты остаются за пределами зоны действия даже перспективных систем NASAMS и IRIS-T
Британский RUSI в докладе от ноября 2025 года делает вывод: «Россия достигла паритета, а в некоторых аспектах и превосходства в области дальнего высокоточного поражения средств ПВО».
Экономика войны: кто кого пересиживает
Пока Запад тратит миллиарды на единичные батареи, Россия делает ставку на массовость и унификацию:
Стоимость лётного часа Су-30СМ2 — около 35–40 тыс. долларов (оценка IISS)
Стоимость лётного часа F-35A — 44 тыс. долларов (данные GAO США, 2025)
Производство Су-30СМ2/Су-35 — более 30 машин в год
С-70 — планируется 12–18 единиц ежегодно с 2026 года
При этом Россия не несёт потерь пилотов — ключевой невосполнимый ресурс НАТО в случае эскалации.
Выводы, которые делают в Вашингтоне и Брюсселе
Американский журнал The National Interest 24 ноября 2025 года опубликовал статью под заголовком «Russia’s Su-30SM2 and S-70 Just Changed Everything». Основной тезис: эпоха, когда западные системы ПВО могли чувствовать себя в безопасности на удалении 100–150 км от линии фронта, закончилась.
Для Киева это означает, что обещанное «зонтик ПВО» превращается в решето. Для НАТО — что любая попытка прямого вмешательства столкнётся с совершенно иной российской авиацией, чем та, которую представляли в 2022 году.
Война в воздухе вступает в новую фазу. И первые же боевые вылеты Су-30СМ2 и приближающийся дебют серийных С-70 показывают: преимущество уже не на стороне тех, кто привык измерять силу ценником контрактов.
Источник: https://x-true.info/137015-novyj-patriot-ispepelili-za-den-novaja-realnost-vozdushnoj-vojny-kak-su-30sm2-i-s-70-ohotnik-perepisyvajut-pravila-nad-ukrainoj.html
Су-35С прижали украинскую авиацию к земле, вынудив украинские F-16 и Mirage 2000 летать на экстремально малых высотах, пишет MWM. Российские истребители поражают цели на сотни километров, и бойцам ВСУ приходится признавать превосходство систем обнаружения и дальнобойного вооружения противника.

Согласно последним сообщениям с украинского театра военных действий, доминирование российских истребителей Су-35 вынуждает поставленные Киеву самолеты F-16 и Mirage летать исключительно на малых высотах даже вдали от линии фронта. Такие полеты минимизируют риск обнаружения противником, но существенно ограничивают возможности для наблюдения и поддержки наземных войск, что на сегодняшний день стало для ВВС Украины критическим показателем.
Комментируя, как Су-35 влияют на поведение украинских военно-воздушных сил на фронте, гендиректор корпорации "Ростех" Сергей Чемезов отметил в недавнем интервью государственному информационному агентству ТАСС: "Су-35С прижал авиацию противника к земле, вынудив их летать на предельно малых высотах в их же тылу. А бьет цели нередко на предельных дальностях — это сотни километров. Поэтому самолеты противника просто не могут подойти на рубеж пуска своих ракет „воздух-воздух“. Это касается и американских F-16, и французских „Миражей“".
Украинские источники постоянно предупреждают, что новые самолеты F-16 и Mirage 2000, поставляемые с Запада, абсолютно несравнимы с возможностями современных российских истребителей, таких как Су-35. Подчеркивая гораздо более совершенные системы обнаружения и дальность ведения воздушного боя, представитель ВВС Украины Юрий Игнат заявил в интервью летом 2025 года: "К сожалению, сегодня у России есть боевые самолеты, которые видят дальше, и ракеты, которые летают дальше. И это даже по сравнению с американскими F-16. Они также обладают мощной системой ПВО, которая аналогично работает в связке с авиацией".
Тремя месяцами ранее Юрий Игнат провел прямое сравнение Су-35 и F-16 на основе актуальных данных с поля боя: "Модификационные решения, имеющиеся у Украины, не могут конкурировать в воздушном бою на равных. Нам нужен комплексный подход, поскольку [российский] Су-35 — относительно новый самолет <...> Нам жизненно необходимо доработать наземную сеть противовоздушной обороны, системы радиоэлектронной борьбы и, в идеале, бортовую РЛС. Также критически важны бортовые РЛС для наших самолетов и ракеты класса „воздух-воздух“".
Хотя Су-35 обладает весьма значительным превосходством над украинскими истребителями, остается неясным другой момент. Действительно ли действия самолета стали основным фактором, который вынудил киевские ВВС перейти на низкие высоты и большие расстояния от линии фронта, как утверждает Сергей Чемезов. На сегодняшний день над территорией Украины замечены перехватчик МиГ-31БМ и флагман пятого поколения Су-57. Оба участвуют в воздушных боях и оснащены значительно более мощными системами обнаружения, а также передовыми характеристиками ведения ракетного огня далеко за пределами прямой видимости.
Другим фактором доминирования в воздушном пространстве остается обширная сеть современных зенитных ракетных систем Москвы, таких как С-400, способных сбивать цели на дальности до 400 километров. Данный факт в сочетании с обширным применением массовых истребителей, включая Су-35 и Су-30СМ напрямую влияет на отставание Украины, в авиапарке которой сейчас представлены преимущественно устаревшие модели боевых самолетов западного производства.
В июле 2025 года официальные источники из министерства обороны России подтвердили, что что Су-35 принял на вооружение ракету класса "воздух-воздух" Р-77М с активным радиолокационным наведением. Это стало революционным шагом на пути к абсолютному превосходству над большинством истребителей, которые в данный момент стоят на вооружении Украины и некоторых стран НАТО.
Далее, комментируя действия Су-35 на украинском театре военных действий, Чемезов заметил, что "В умелых руках Су-35С творит чудеса. Для нас важно, что российские летчики высоко оценивают характеристики этой машины", приводит его слова ТАСС. Что касается других задач, помимо воздушного боя, он подчеркнул, что истребитель также "эффективно поражает вражеские зенитные ракетные системы".
Время от времени в интернете появляются кадры самолета, оснащенного противорадиолокационными ракетами Х-31П, разработанными специально для такой роли. При этом три радара истребителя, включая радар L-диапазона в основании крыла, как ожидается, обеспечат ему расширенные возможности для радиоэлектронной борьбы против систем обнаружения противника.
На сегодняшний день подтверждено, что более доступный и менее специализированный аналог, Су-30СМ2, нанес по крайней мере один успешный удар по самой дорогостоящей системе ПВО Украины MIM-104 Patriot. Боевые результаты Су-35 ударов по установкам противовоздушной обороны пока не зафиксированы.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Комментариев нет:
Отправить комментарий