воскресенье, 12 ноября 2017 г.

Служу России. Эфир 12.11.17



Военная приемка. «Проход». Робот-сапер в танковой броне

Главный герой этого выпуска «Военной приемки» — робот «Проход-1».
Робот-сапер, у которого нет аналогов в мире. Его сделали из танка Т-90, теперь он может управляться и экипажем, и дистанционно. Его задача — уничтожение мин и создание проходов в минных полях. Специально для журналистов «Военной приемки» разработчики «Прохода» наглядно продемонстрируют, как он уничтожает мины с помощью трала и очередью из тяжелого пулемета «КОРД», который установлен на крыше этой боевой машины. Кроме того, мы впервые покажем вам работу в боевых условиях младшего брата «Прохода» — роботизированного комплекса на базе БМП-3 «Вихрь», а также побываем на закрытом заводе, где для него создали электронного помощника — мобильную роботизированную платформу «МРП-100». Она может вести разведку в таких недоступных местах, куда не пройдёт «Вихрь», и работать в качестве диверсанта-камикадзе, минируя вражеские позиции. Наконец, настоящий эксклюзив — роботы-разведчики, вернувшиеся из Сирии.





Ещё смертоноснее. Чем удивит новый "Белый лебедь"

\\

Прототип перспективного стратегического бомбардировщика Ту-160М2 поднимется в воздух уже в феврале 2018 года. Чем он будет отличаться от стоящих на вооружении самолётов и почему российской стратегической авиации они так нужны, разбирался журналист Лайфа Михаил Котов.

В пятницу стало известно, что прототип новейшего стратегического бомбардировщика Ту-160М2 совершит свой первый полёт уже в феврале 2018 года. Министр обороны России Сергей Шойгу рассказал, что серийное производство планируется развернуть к 2021 году, а впоследствии — выйти на выпуск трёх-четырёх самолётов в год. Ранее заявлялось о намерении создать пятьдесят таких машин. Зачем России столько бомбардировщиков и чем Ту-160М2 будет отличаться от Ту-160? Попробуем разобраться.


Лебединая песня


"Белый лебедь" Ту-160 стал одним из последних и, наверное, самых красивых детищ советских авиаконструкторов. Этот самолёт во многом самый-самый. Это самый крупный и самый мощный в истории военной авиации сверхзвуковой самолёт. Он же самый большой самолёт с изменяемой геометрией крыла, самый тяжёлый боевой самолёт в мире и самый скоростной бомбардировщик из находящихся на вооружении. Ту-160 может развивать скорость 2200 километров в час, что сравнимо с современными истребителями, его взлётная масса составляет 275 тонн.

Ту-160 — это один из компонентов российской ядерной триады вместе с ракетами шахтного базирования и атомными подводными лодками. Предполагается, что в случае ядерной войны группа Ту-160, сопровождаемая истребителями и самолётами-заправщиками, сможет связать истребители противника боем и достичь точки пуска ракет. Крылатые ракеты, идущие к цели на малой высоте, значительно сложнее увидеть на радарах, чем баллистические, идущие на большой высоте.

Первый полёт этот самолёт совершил в 1981 году, однако в серийное производство вышел в 1984-м, а в войсках появился лишь в 1987-м, когда СССР стоял уже на грани развала. В январе 1992 года Борис Ельцин принял решение о возможной приостановке продолжавшегося серийного выпуска Ту-160 в том случае, если США прекратят серийное производство самолёта B-2. Это была попытка сделать хорошую мину при плохой игре. Американцы спокойно продолжили производство, а у России в тот момент не было средств на продолжение строительства.

Всего было создано 35 единиц, из которых — 27 серийных самолётов. На тот момент, когда Советский Союз уже трещал по швам, 19 самолётов находилось на Украине, на территории военного аэродрома Прилуки. После разрыва Союза удалось вернуть только восемь самолётов в качестве оплаты за газ, остальные были разрезаны и уничтожены по программе Нанна — Лугара, уцелел лишь один — оставленный для авиамузея в Полтаве.


Российские же "Белые лебеди" остались на авиабазе Энгельс и были модернизированы. Погиб лишь один самолёт: во время испытательного полёта в 2003 году произошла катастрофа — самолёт с бортовым номером 01 разбился в Советском районе Саратовской области при заходе на посадку. В настоящее время на вооружении России стоит 16 модернизированных Ту-160. Каждый из них имеет собственное имя.

Модернизация изнутри наружу

Самолёты стареют изнутри. Начиная с пятидесятых годов прошлого века авиаконструкторы создают фюзеляжи и крылья, достаточно эффективные и в настоящее время. Именно это позволяет оставлять на вооружении таких авиационных долгожителей, как B-52 и Ту-95, которые совершили первые полёты в далеком 1952 году. А вот авионика устаревает гораздо быстрее.

За последние семьдесят лет совокупность бортовой электроники пережила множество изменений. Те же американские B-52 за время своей эксплуатации модернизировались 11 раз, и по большей части менялась авионика или системы управления.

С Ту-160М2 ситуация ещё более ясная. У него прекрасный по современным меркам планер самолёта (этим термином специалисты называют фюзеляж, крылья, оперение, словом всё, кроме силовой установки и авионики). Поэтому все изменения коснутся исключительно бортовой электроники. На Ту-160М2 предполагается установка интегрированной модульной авионики (ИМА). Такая платформа идеальна для мультифункционального использования, то есть одни и те же мощности используются для решения максимального количества задач.

Кроме того, самолёт получит новые комплексы радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и системы управления вооружением. На приборной панели пилотов появятся мультифункциональные дисплеи, изменится нашлемное оборудование, станут удобнее прицеливание и навигация. Всё это для того, чтобы сделать из Ту-160 не только элемент ядерной триады но и инструмент, способный на точные точечные удары, причём не обязательно ядерные.

Также предполагается оснастить новые самолёты двигателями НК-32 серии 02 с улучшенными характеристиками, произведёнными на самарском предприятии ПАО "Кузнецов". Предполагается, что за счёт установки модернизированных двигателей Ту-160М2 станет более экономичным, что увеличит его дальность полёта без заправки. Как сильно, пока не известно. В настоящее же время дальность его полёта составляет внушительные 13 950 километров.

Веские аргументы


Основными ракетами, используемыми в Ту-160М2, станут крылатые ракеты класса "воздух — поверхность" Х-555, Х-101 и её вариант с ядерной боеголовкой Х-102.

X-555 — это модернизированная советская крылатая ракета Х-55. Её особенностью является полёт на дозвуковых скоростях с огибанием рельефа местности. На маршевом участке эта ракета может лететь на высоте всего от 40 до 110 метров над поверхностью, что делает её практически несбиваемой. При этом ракета не только использует заложенную в неё цифровую карту рельефа местности, но и постоянно обеспечивает сравнение этой карты с реальными показаниями высотомера и выдачу при необходимости соответствующих команд на корректировку курса.

В случае необходимости ракета может совершать противоперехватные манёвры, делая резкие рывки, чтобы уйти от ракеты перехватчика. Специально для ракеты разработана малогабаритная боевая часть с термоядерным зарядом мощностью 200–500 килотонн. С учётом точности попадания ракеты это гарантирует уничтожение цели. Единственный минус этой ракеты — не самая большая дальность, всего около 2000 километров, с конформными топливными баками — 2500 километров.

Х-101— это крылатая стратегическая ракета "воздух — поверхность", упор в которой сделан на технологию снижения радиозаметности. По некоторым данным, такая ракета имеет дальность до 9000 километров. Скорее всего, это завышенная цифра, однако многие источники говорят о 4500–6000 километров дальности. Ту-160 может нести 12 таких ракет в двух внутренних отсеках.

Ракеты Х-101 могут перенацеливаться прямо в процессе полёта, если поступила команда о более важной цели. На лету она может изменять профиль полёта и двигаться на высоте всего 30 метров над уровнем поверхности. Естественно, есть и ядерный вариант этой ракеты — Х-102 с боеголовкой мощностью 250 килотонн.

Оба вида ракет были испытаны в 2015–2017 годах во время контртеррористической операции в Сирии. Естественно, применялись ракеты с неядерной боевой частью.

Ту-160М2 или ПАК ДА?


А как же перспективный авиакомплекс дальней авиации (ПАК ДА)? Его первый полёт планировался на 2025 год, а принятие на вооружение — на 2028-й. Не помешает ли работа над новым "Белым лебедем" его разработке? Не сдвинет ли сроки?

И да и нет. С одной стороны, работы по проекту Ту-160М2 могут передвинуть сроки создания ПАК ДА на год или два. С другой — уже заявлялось о том, что на проекте Ту-160М2 будут опробованы новейшие элементы авионики, которые предполагается впоследствии использовать при создании перспективного бомбардировщика. "Белым лебедям" придётся сыграть роль промежуточного звена. Дело в том, что стоящие уже более шестидесяти лет на вооружении стратегические бомбардировщики Ту-95 придётся выводить из состава. Увы, но срок службы не бесконечен даже у самых замечательных самолётов. К этому времени ПАК ДА может быть ещё не готов, а значит, вся нагрузка стратегической авиации ляжет на Ту-160.

По-хорошему, к этому времени России нужно бы иметь ещё тридцать единиц Ту-160М2 вдобавок к 16 уже летающим "Белым лебедям". В этом случае можно быть уверенными в возможностях российской стратегической авиации в любой момент нанести удар смертоносными крылатыми ракетами.

Впрочем, как и с любым оружием ядерного сдерживания, хочется надеяться, что мы так и продолжим видеть эти огромные и грациозные машины лишь на парадах и учениях. И стране не понадобится пускать в смертельный и самоубийственный полёт всю стаю этих прекрасных "птиц" с ядерными ракетами под крылом.

«Задача Ту-95 — троллить другие страны»


Стратегический бомбардировщик «ТУ-95» на аэродроме части дальней авиации в Тверской области, 1995 год (Фото: Илья Питалев/РИА Новости)

Прототип Ту-95, дальнего бомбардировщика, не нуждающегося в представлении, 65 лет назад впервые поднялся в воздух. Самый скоростной в мире самолет с винтовыми двигателями и единственный турбовинтовой бомбардировщик – это лишь немногое из того, что делает самолет-легенду уникальной машиной,


Самолет-ракетоносец Ту-95К-22 в полете, 1988 год (Фото: Сергей Федоров/РИА Новости)

В конце 40-х годов, когда межконтинентальных баллистических ракет еще не существовало, перед советскими конструкторами была поставлена задача увеличить дальность тяжелой авиации для доставки ядерного оружия к территории потенциального противника.

Первой попыткой сделать межконтинентальный бомбардировщик стала глубокая модернизация Ту-4, дальность которого удалось увеличить до 8000 км. Однако начавшаяся война в Корее показала уязвимость бомбардировщиков с поршневыми моторами перед реактивными истребителями, которые не оставляли им шансов прорваться к стратегическим объектам.

Та же проблема встала и в США, где работы по созданию дальнего бомбардировщика были начаты немного раньше. Фирма Boeing выиграла конкурс у конкурентов, представила свой прототип самолета X-52, и поскольку работа велась в форсированном режиме, их самолет B-52, оснащенный четырьмя спарками турбореактивных двигателей, поднялся в воздух уже весной 1952 года.

Информация о разработке этого самолета была известна в советском Генштабе, поэтому Туполеву было предложено создать бомбардировщик с дальностью, превышающей 10 тыс. километров и скоростью не ниже 850 км/ч. Но главное, он должен был также иметь турбореактивные двигатели.

Были изучены множество проектов со всеми перспективными авиадвигателями СССР. Но проведя расчеты, Андрей Туполев понял, что на основе имевшихся и даже разрабатываемых в стране турбореактивных двигателей, достичь заданной дальности не удастся, и настоял на турбовинтовых двигателях.

В ОКБ-156 непосредственную разработку Ту-95 возглавил Н. Базенков, позднее – главный конструктор всех самолетов семейства Ту-95.

Разработка самолета «95» началась в соответствии с постановлением Совета министров от 11 июля 1951 года. В машине решено было совместить несовместимое – турбовинтовые двигатели и крыло со стреловидностью 35 градусов, рассчитанное на полет с околозвуковыми скоростями.


Демонстрационный полет Ту-95, 1992 год (Фото: Николай Малышев/ТАСС)

В основу конструкции положили технические решения, отработанные на бомбардировщике Ту-85. Наличие стреловидного крыла позволяло разместить позади кессона центроплана вместительный бомбовый отсек близко к центру тяжести самолета.

Установка на крыле четырех очень мощных моторов с винтами требовало обеспечения его вибропрочности. В ОКБ Жданова предложили свой вариант – установить на каждый двигатель редуктор и соосные четырехлопастные винты, вращающиеся в противоположном направлении.

Это конструкторское решение в мировой авиации на тот момент было беспрецедентным.

«Получили очень высокий КПД винтомоторной установки 0,85-0,87, это очень много, по-моему непревзойденный до сих пор», — вспоминает помощник генерального директора ОАО «Туполев» Владимир Ригмант.

В сентябре 1951 года началось изготовление первого экземпляра, через год чисто опытная машина со спаренными двигателями ТВ-2Ф по 6250 л.с. уже была готова.

Первый испытательный полет состоялся 12 ноября 1952 года, экипаж летчика-испытателя Алексея Перелета провел в воздухе 50 минут. Всю зиму и весну 1953 года шли испытания самолета. Однако на этом прототипе удалось совершить лишь 17 полетов - 11 мая взлет на нем для испытателя Перелета стал последним.

«Нахожусь в районе Ногинска. Пожар третьего двигателя. Освободите посадочную полосу, – успел передать по радио командир. — С пожаром справиться не удалось, он разрастается, горят мотогондолы, шасси. До вас осталось километров сорок». Еще Перелет успел сообщить об отрыве двигателя и о том, что приказал экипажу покинуть самолет.

Бомбардировщик рухнул в заболоченный лес, погиб командир Перелет и три члена экипажа. В катастрофе обвиняли самого Туполева, и тех, кто отвечал за приемку моторамы, которая могла привести к отделению двигателя. Однако впоследствии оказалось, что в КБ Кузнецова скрыли факт разрушения шестерен редукторов с возникновением пожара еще во время проведения испытаний на стендах. Расследование установило, что причиной катастрофы стало разрушение промежуточной шестерни редуктора вследствие ее недостаточной усталостной прочности.

Несмотря на это после проведенных доработок бомбардировщик был принят к производству в двух модификациях: Ту-95 и Ту-95М. До принятия на вооружение в шестидесятых годах первых баллистических межконтинентальных ракет он оставался основным советским стратегическим средством сдерживания.

Высокая мощность двигателей и особая конструкция винтов обусловили беспрецедентную шумность советских «медведей» - его присутствие засекалось даже гидроакустиками подводных лодок.

Самолет оказался «шумным» во всех отношениях. Вспомнить хотя бы фурор, который произвел сделанный на его основе пассажирский лайнер Ту-114, на котором Никита Хрущев прибыл во главе делегации в США в 1959 году.

А 30 октября 1961 года специально оборудованный Ту-95В доставил на Новую Землю самый мощный в мире термоядерный заряд (57 мегатонн), ударная волна от которого трижды обогнула земной шар.

«В XXI веке «Медведь» все еще летает над Тихим и Атлантическим океаном. Одна из его главных задач – троллить другие страны», — писал в мае 2017 года американский журнал National Interest.


Удачный планер и заложенные возможности глубокой модернизации позволили самолету, спроектированному еще в начале 50-х годов, оставаться в воздухе и в XXI веке.


Турбовинтовые стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-95 пролетают над Покровским Собором во время Парада в честь 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, 9 мая 2010 (Фото: Сергей Гунеев/РИА Новости)

В настоящее время на вооружении России стоит модификация бомбардировщика Ту-95МС – носитель крылатых ракет X-55. Впервые боевое применение этих самолетов состоялось в Сирии в ноябре 2015 года.

Павел Котляр

Комментариев нет:

Отправить комментарий