На форуме "Армия-2018" появились картинки с зенитной ракетой 40Н6Е. И это всё более ведёт к уверенности в том, что, наконец-таки, будет сделано значимое заявление о том, что она будет принята на вооружение. И комплекс С-400 наконец станет универсальным, каким и задумывался изначально. Тем более, что другое событие может говорить и о том, что он, наконец, закроет все диапазоны дальностей - от малой до большой дальности. А вкупе с интересными сведениями о разработках новых радиолокационных систем. может оказаться что "стелсы" уже на грани потери своего смысла. В принципе, они и так не были "невидимками", просто большинство радаров в мире (которые, кстати, далеко не новые) видели их просто на меньшей дальности, чем обычные самолёты - то есть, о невидимости как таковой речи не шло. Потому "стелсы" могли построить свой полёт на избегании радаров могущих их обнаружить. А сейчас может оказаться, что как сигнал о захвате радаром и индикация о приближении ракеты могут оказаться крайне неприятным сюрпризом для пилотов "стелс"-самолётов, особенно западных. Об этом и другом ниже:
Итак, точкой отправления для меня стал материал ТАСС, размещённый ещё 3 июля:
МОСКВА, 3 июля. /ТАСС/. Россия завершила государственные испытания дальнобойной ракеты 40Н6Е для зенитной ракетной системы С-400, сообщил ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе.
"На полигоне Капустин Яр завершились госиспытания дальнобойной ракеты 40Н6Е системы С-400. Межведомственная комиссия признала их успешными, подписан соответствующий акт", - сказал собеседник агентства. Он уточнил, что "ракета может быть принята на вооружение до конца лета". В Концерне ВКО "Алмаз-Антей" не стали комментировать ТАСС предоставленную источником информацию.
По данным Минобороны, 40Н6Е способна поражать цели на максимальную дальность 400 км. По неподтвержденным данным, наибольшая высота стрельбы ракетой достигает 185 км. Установочная партия 40Н6Е, как сообщалось в открытых источниках, была выпущена в конце 2013 года. В 2015 году Минобороны впервые заявило об успешной стрельбе этой ракетой по воздушной мишени. ...(обрезано)
Кому интересно, то вполне неплохая презентация инфографики на ТАСС.
Суть ситуации в том, что в составе С-400 заявлены ракеты, закрывающие дальности начиная от средней, но по факту, система всегда демонстрировалась только с одним типом ракет 48Н6Е2 и Е3 - с дальностью от 5 до 200/250 км. соответственно. А вот самый дальний "кулак" системы до сих пор был не публичен. Хотя та же инфографика выше и говорит о 2015 годе как о дате принятия на вооружение, но по факту статья ТАСС говорит скорее об августе 2018 года (как о дате, приуроченной к текущему форуму). В итоге таки получаем, что самая большая дальность оказывается почти закрыта для пуска обычными самолётами противника большинства обычных тактических ракет - ведь их запускают с большой высоты теперь видимой и простреливаемой. Характеристики, приведённые ниже на картинке опубликованы на форуме "Армия-2018". Саму ракету не показали, судя по всему.
Но обратите внимание по меньшей мере на одну деталь - скорость ракеты. Вопрос тут в том, что если тот же истребитель противника если имеет скорость максимальную порядка 2000 км/час на высоте имеет отличные шансы удрать на дистанциях более 200 км. от ЗРК. Правда при своевременном обнаружении пуска ракеты. Потому что по достижении максимальной дальности ракета выработает своё топливо не сократив расстояние до нужного для подрыва боевой части. Таким образом, ракета более опасна самолётам ДРЛО, РЭБ, транспортникам и дозаправщикам, которые не успеют уйти с дистанции менее 300 км. (опять же при своевременном обнаружении пуска ракеты). Похоже что фото ракет в транспортно-пусковом контейнере на пусковой установке не было ещё опубликовано. ИМХО ТПК должны быть толще обычных.
Кстати, тут стоит упомянуть конкурента 40Н6Е:
С-300В4
ЗРС C-300B4 является дальнейшей модернизацией ЗРС С-300В и С-300ВМ. Она относится к приоритетным образцам вооружения ПВО и обеспечивает поражение баллистических ракет и аэродинамических целей на дальностях до 400километров и высотах до 37 километров. ЗРС С-300В4 имеет повышенные боевые возможности, достигнутые за счёт введения новых комплектующих изделий, внедрения современной элементной базы и вычислительных средств, что позволило улучшить технические и эксплуатационные характеристики ЗРС, в том числе условия работы боевых расчётов. Скорость тяжёлой ракеты ЗРС С-300В4 составляет 7.5М, подрыв БЧ радиокомандный. Одна из ракет С-300В4 9М82МВ с дальностью 350 км и управляемой БЧ и возможностью активного маневрирования на заатмосферных высотах имеет собственную скорость 9М.
В 2012 году завершена модернизация всех комплексов С-300В до уровня С-300В4, также в 2013 году поставлены 3 новых дивизиона С-300В4 и заключён контракт на поставку до 2015 года ещё новых дивизионов.Эффективность нового комплекса В4 в 1,5-2,3 раза больше, чем прежнего С-300В3.
Честно говоря, для меня гиперзвуковая 9М82 выглядит много приличнее чем появившаяся 40Н6Е. Кстати, по другим данным при скорости 7,5М (число Маха для разных высот разное, но "пляшущее" в районе скорости звука) она поражает цели до 400 км. Отсюда вопрос - а нужно было доводить медленную 40Н6Е вместо адаптации под С-400 9М82?! Или это скорее под инозаказчиков?
Далее другой интересный момент. Как выясняется С-400 это ещё не до конца С-400 без двух типов ракет. То есть, те ракеты, что мы видим ниже на фотографиях разных машин-пусковых (три типа) - это разные модификации 48Н6! Да, дальнобойные и мощные, но это только по сути один из трёх основных типов ракет для С-400. Про дальнобойную я написал выше. Но есть и ещё один тип ракет на фото не попавший. Итак:
Это всё выше тягачи первых серий с 2007 года. Или БАЗ-6402 - стандартный тягач для ЗРК выпусков 2007-2014 года.
Это у нас уже МЗКТ-543М - штатная ПУ с 2010 года. Именно эта машина охраняет небо над Хмеймимом (самая нижняя фотография выше), обратите внимание что на первом фото на котором развёрнуты ЗРК С-400 у моря их охраняет ЗРПК "Панцирь".
А это уже МЗКТ-7930. В серии с 2014 года. Так вот, это как раз уже пусковая установка ИМЕННО С-400!!!
Почему? Объясню. Дело в том, что именно с неё С-400 начинает употреблять те ракеты, которых не было на поздних С-300 (точнее на версиях для нашей армии - ПМ1, ПМ2, для экспортных ПМУ-1 и ПМУ-2 они заявлены! но никто их в том же Иране не видел). А именно 9М96 - ракеты средней дальности до 120 км. дальности "заточенные" под поражение КР. В теории они могут быть в таком же пусковом контейнере что и 48Н6, но в количестве 4 штуки. Но на практике никто этого не видел.
Проблема в том, что нет ни одной фотографии 9М96, запускаемой с С-400. Кстати, видео пусков с сухопутной ПУ тоже нет.
Зато есть фото как должна выглядеть ПУ с этой ракетой (пусть и С-300 ПМУ-2)! Смотрим ниже:
"Макет пусковой установки ЗРС С-300ПМУ2 "Фаворит" с 3 штатными ракетами 48Н6Е2 и кассетным контейнером с 4 ракетами 9М96 " взято тут (музей ПВО)
Вроде бы маркером готовности этой ракеты, которую инфографика ТАСС числит находящейся на вооружении аж с 1999 года являются два других ЗРК - морской "Полимент-Редут" и промежуточный, "заточенный" под задачи ПРО ЗРК "Витязь". Притом называлось, что именно проблемы с ЗРК держали сдачу флоту головного фрегата серии "Адмирал флота СССР Горшков", причем несколько лет. Впрочем, с ЗРК "Витязь" ситуация не лучше - обещали завершить испытания в начале 2015 года и даже начать производство. Казалось бы, добавь к имеющейся давно ракете средства обнаружения и наведения и имей "профит". Но тем не менее, с момента демонстрации Путину на заводе собранного ЗРК прошло уже почти три года (сам ЗРК показали ещё на МАКС-2013), но результат госиспытаний документально не оформлен, как и не состоялась демонстрация комплекса в сборе на форуме "Армия 2018". С другой стороны, фрегат в июле 2018 наконец сдан флоту, что говорит о том, что комплекс скорее боеготов чем нет. И я бы рискнул сказать что, наконец, 9М96 увидим и в составе С-400. Почему я считаю это важным фактором? Хотя бы потому, что ракета 9М96 оптимальна для поражения крылатых ракет и гораздо больше чем более дорогая и громоздкая (почти две тонны весом или почти в пять раз больше чем 9М96) 48Н6. Иначе говоря, уничтожать крылатую ракету при помощи 48Н6 - как уничтожать танк кидая на него сверху другой танк или хотя бы БМП. Потому появилась концепция ЗРК "Витязь" (С-350) который должен обеспечивать ПРО важных районов - скорее промышленных, но как вариант ИМХО и районов сосредоточения войск в глубине территории. Впрочем, есть хорошая статья, которая выражает сомнения по поводу готовности новых ЗРК на текущий момент. Что решать ввиду имеющегося недостатка информации о состоянии дел, - это уже дело каждого. Я - за оптимизм.
Пусковая С-350.
Стелсы. Или нет?
Теперь уже о "стелсах". Дело в том, что в России, КНР и США идут полным ходом работы по созданию нового типа радиолокационных станций, основанных на радиофотонике. И уже вполне ожидаемы реальные результаты теорий о том, что новые РЛС станут в разы компактнее и мощнее. И давешний фокус для китайского радара, обнаружившего "стелсы" F-22 ажно над Кореей (речь минимум о 300 км.) при максимальной дальности обнаружения в 500 км., может оказаться вполне себе повседневной обыденностью, когда "любая собака" с новым радаром, а не только с таким большим, как на картинке ниже, сможет рассматривать "стелс" как обычный самолёт и наводить на него ракеты.
Потому на фоне полученных разведданных о работах над новым поколением РЛС за рубежом, как и вкладок наших учёных может оказаться будет принято решение о судьбе Су-57, тем более что мы не успели ввязаться "стелс"-гонку по настоящему - то есть получить серийные строевые машины. И потому это наше счастье что у нас есть возможность решить строить ли Су-57 или не строить. В любом случае у нас будет 10-15 лет до того момента, когда новые типы радаров начнут становится слишком распространены для того чтобы "стелс" мог использовать свои качества по назначению. А далее риски начнут возрастать. Потому я не удивлюсь что притормаживание заказа на Су-57 связано не столько с деньгами, но и с фактором определения роли Су-57 в ВКС, которая в связи с возможным увеличением возможностей противника обнаружить его будет трансформироваться и снижаться. Как обстоят дела с радиофотонной радиолокацией в США, могут прояснить свободно владеющие английским языком камрады, которые могут найти статьи по теме.
В целом о радиофотонике было хорошее интервью на Афтершоке.
В прошлом месяце о серьёзном продвижении в деле постройки новых РЛС доложил концерн РТИ. Таким образом, над темой работает не только КРЭТ! Кстати речь идёт не только о компактных радарах для ЛА и БЛА - но явно и много более компактных радиолокационных ГСН (головок самонаведения) ракет как "воздух-воздух" так и "земля-воздух", как и о новом поколении крылатых ракет для ударов по поверхности.
Также рекомендую эту статью по теме.
Комментариев нет:
Отправить комментарий