Единственная основа урегулирования внутриукраинского конфликта
В последние месяцы от украинских официальных лиц всё назойливее звучали заявления о том, что Минские соглашения «устарели», что они требуют «апгрейда», что ни о каком особом статусе Донбасса и изменениях в украинской Конституции касательно децентрализации управления не может быть и речи, а Берлин и Париж, дескать, с позицией Киева согласны.
Новым в проведении этой линии стало постановление Верховной рады о местных выборах, согласно которому на «оккупированных территориях» они могут пройти только после восстановления действия на них в полной мере украинских законов и украинского контроля над границей. Это в корне противоречит алгоритму Минска. Многие восприняли этот акт Рады как фактическую денонсацию Минских соглашений.
В тот же день по инициативе немецкой стороны состоялся телефонный разговор Ангелы Меркель и Владимира Путина, после которого пресс-служба Кремля сообщила: «С обеих сторон дана негативная оценка недавним заявлениям официальных лиц Украины о необходимости пересмотра минского «Комплекса мер». Подтверждена безальтернативность Минских соглашений как единственной основы для урегулирования внутриукраинского конфликта»
Чётко высказался посол Франции в Киеве Этьен де Понсен: «По нашему мнению, важной задачей сегодня является реализация тех выводов, которые были приняты по результатам декабрьского саммита «нормандского формата» в Париже. Только при этом условии мы можем рассматривать организацию следующей новой встречи в этом формате». Фактически французский посол солидаризировался с позицией Москвы.
По появившейся в СМИ информации, экстренный звонок Меркель Путину был попыткой предупредить резкую реакцию Москвы на демарш Верховной рады, но условием России стало чёткое подтверждение Парижем и Берлином их позиции относительно незыблемости Минска, выполнения в полном объёме решений парижского саммита, а также принятие мер воздействия с их стороны на Киев.
Комментарий Марии Захаровой, прозвучавший через неделю, содержал призыв к Германии и Франции «побудить киевские власти к выполнению своих обязательств». В то же время официальный представитель МИД РФ сказала: «Мы отмечаем определенные позитивные подвижки в ходе выполнения Киевом, Донецком и Луганском решений парижского саммита нормандского формата. Так, вчера, 22 июля, в ходе видеозаседания Контактной группы стороны подписали документ, который называется «Меры по усилению режима прекращения огня».
Это значит, что результат воздействия Парижа и Берлина на Киев проявился. Да, соглашений о прекращении огня заключалось немало, но все они приводили лишь к кратковременному улучшению ситуации; последнее же соглашение внушает определённые надежды, ибо конкретизирует меры по его соблюдению.
Предусматриваются запрет на наступательные и разведывательно-диверсионные действия, а также запрет на использование любых видов летательных аппаратов сторон; запрет на применение любого огня, в том числе снайперского. Запрещается размещение тяжёлого вооружения в населённых пунктах и их окрестностях, в первую очередь на объектах гражданской инфраструктуры, включая школы, детские сады, больницы и помещения, открытые для общественности.
Предусматривается обязательство применять дисциплинарные меры за нарушение режима прекращения огня. Ответный огонь в случае наступательных действий допускается лишь в том случае, когда он открыт по приказу соответствующего руководства ВСУ и руководства армий ЛДНР после безуспешной попытки использовать создаваемый координационный механизм. Самое важное, что все эти меры должны быть приведены в действие специальными приказами ВСУ и армий ЛНР и ДНР.
А спустя несколько дней, в воскресенье, 26 июля, состоялся телефонный разговор президентов России и Украины. Пресс-служба Кремля сообщила: «Дана позитивная оценка согласованию на заседании Группы 22 июля дополнительных мер по прекращению огня, которые вступают в силу с 27 июля. Акцентирована важность безусловного соблюдения этих договорённостей участниками конфликта». С российской стороны подчёркнута приоритетность реализации принятых лидерами «нормандского формата» решений, в том числе по итогам саммита в Париже в декабре 2019 года.
В. Путин охарактеризовал принятое 15 июля Верховной радой постановление о проведении местных выборов в 2020 году как противоречащее Минским соглашениям и ставящее под угрозу перспективы урегулирования. Выражена серьёзная озабоченность в связи с недавними заявлениями высокопоставленных украинских официальных лиц о неприемлемости ряда положений «Комплекса мер» и необходимости его пересмотра. «Президент России особо отметил, что ещё раз озвученная Владимиром Зеленским в ходе нынешнего телефонного разговора позиция о безальтернативности минских договоренностей должна найти своё подтверждение в реальных действиях киевских властей».
Итак, Владимиру Зеленскому в разговоре с Владимиром Путиным пришлось признать безальтернативность Минска. «Стороны также обсудили закон об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, который находится на рассмотрении в политической подгруппе ТКГ, и закон о децентрализации, предусматривающий изменения в Конституцию Украины. Было акцентировано внимание на необходимости успешной реализации договоренностей, достигнутых четырьмя лидерами в Париже, в контексте важности проведения следующего саммита «нормандской четверки» в Берлине», – отмечала Страна.UA.
Зеленскому, таким образом, пришлось обсуждать принятие закона об особом статусе и признать договорённости предыдущего саммита, имея в виду, что следующий саммит возможен только в случае выполнения указанных договорённостей. Курс Киева на ревизию Минских соглашений и расчёт на то, что Берлин и Париж в этом его поддержат, провалился.
Это не значит, что выполнению Минских соглашений открыта зелёная улица. Слабый Зеленский подобен флюгеру, поворачивающемуся туда, куда дует ветер. Твёрдая позиция России и давление западных партнёров по «нормандской четвёрке» заставили его продемонстрировать готовность следовать Минску, но ведь и реакцию украинского «патриотического сообщества», перед которым Зеленский испытывает, не побоюсь этого выражения, животный страх, несложно спрогнозировать. Кроме того, противников мирного урегулирования на основе Минских соглашений полно и в команде Зеленского, и среди «слуг народа» в Раде.+
Позиции противников мира сильны и сложностей на пути к миру будет много.
Поэтому прогнозы делать преждевременно, хотя о дипломатическом успехе России можно говорить уже сейчас. Продолжать саботаж Минского процесса, обвиняя в этом Россию, Киеву стало неизмеримо сложнее.
Антон Каневский, Фонд стратегической культуры
Комментариев нет:
Отправить комментарий