Собственно, не для кого не секрет, что Кавказ один из самых напряжённых регионов мира с точки зрения опасности обострений, политических кризисов и прочего. От Балкан его отличает только то, что всегда там было чуть меньше политических игроков и стран, включённых в собирательный «Большой Кавказ». В остальном та же пороховая бочка – вид сбоку.
На фоне иных политических событий, происходящих сейчас по всему миру Кавказ возможно и не примечателен. Зачастую его и не слышно особо. Ни в части экономики это не самый оживленный регион, ни в части политических событий. Разве что обострение старых болезней региона может вывести наблюдателя из состояния летаргии в отношение Кавказа. Видимо эта летаргия закончена. Громом пушек в Нагорном Карабахе.
Для всех третьих участников политической игры, будь то Евросоюз или страны региона, это прекрасный повод в очередной раз изобразить любовь к миру. К нему призвали многие государства от Франции до Ирана. Эти заявления понятны и дежурны. Большинству участников игры события на Кавказе не интересны, касаются они напрямую только непосредственных участников (Грузию, Армению, Азербайджан), а также прилежащие страны – Турцию и Россию. Все остальные, даже близкий к месту событий Иран, по сути, за схваткой, хотя, конечно в политическую игру вокруг вовлечены.
Закавказье является неспокойной окраиной российской зоны комфорта (зоны, которая должна быть тихой, спокойной и конструктивной, для того, чтобы России было спокойно, хорошо работалось). Одновременно это является зоной геополитических поползновений Турции, которая в последние годы не скрывает своих реваншистских настроений по возвращению к территориям контроля прежней Османской Империи.
Остальные страны имеют в регионе интересы работать против региональных держав. Грузия откровенно используется в антироссийском действии. Страны Европы Армению пытаются втянуть в игры ЕС против России. Азербайджан становится точкой развертывания турецких интересов и, одновременно, пунктом давления в отношение Ирана.
В результате оказывается, что Большой Кавказ становится местом серьезной геополитической игры, в которой задействован большой состав игроков. И разжигание конфликтов в этой зоне может быть делом рук кого угодно.
Исходя из этого очевидно, что в условиях тотального осложнения международно-политической обстановки, появления различных зон напряженности вещь не просто предсказуемая, но и естественная. И Кавказ здесь не исключение. Полноценные боевые действия, ведущиеся в Нагорном Карабахе – отзвук общей напряженности на мировой арене, разрядить которую может, видимо только третья мировая. Не дай Бог.
Армяно-азербайджанское противостояние
Первым выстрелом нового осложнения на Кавказе стал длящийся уже три десятилетия армяно-азербайджанский конфликт в Нагорном Карабахе. Там, разумеется, всегда неспокойно. По насекло раз в течение годы проходят перестрелки, артиллерийские удары и т.д. К этому уже привыкли. Но сейчас конфликт разгорелся с новой силой и с повышенной интенсивностью.
Армяно-азербайджанский конфликт не имеет успешного завершения. Наверное, единственной формой в которой это конфликт не продуцировал бы человеческие жертвы являлся Советский Союз, сдерживавший агрессию в рамках идеологии дружбы народов. Но стоило только союзу «поплохеть» в зоне конфликта начались активные боевые действия.
Сейчас обострение в Нагорном Карабахе со всей очевидностью инспирировано Турцией. Слишком уж Эрдоган рьяно начал вписываться в событийный ряд. Слишком часто в кадре мелькают турецкие журналисты. Слишком часто произносятся наименования видов военной техники и вооружений, изготовленных в Турции. Некоторые производители уже начали пиар на крови, например производители турецких беспилотных летательных аппаратов.
Обе стороны конфликта кидаются громкими заявлениями. Для обоих сторон, как следует из заявлений этот конфликт – отечественная и священная война в одном флаконе.
Для обеих сторон этот конфликт непродуктивен, так как ни азербайджанская сторона не продвинется серьезно в возвращении Нагорного Карабаха ни армянская не сможет обеспечить отсутствие будущих попыток противника разрубить этот узел силой.
Ни Россия, ни Турция в конфликт еще не по серьезному не вступили. Турция обходится своими прокси силами, в виде боевиков с севера Сирии, поставками военной техники, разведывательной информацией и громкими реляциями в поддержку «азербайджанских братьев».
Турции эта активность нужна для сдерживания российских действий в Идлибе, поскольку все, что происходит в бывшем Советском Союзе для России имеет значение. В таком случае, и этот конфликт будет для России вызовом. Правда он может оказаться вызовом для Турции, особенно если в очередной раз Азербайджан понесет существенные потери и будет вынужден прекратить боевые действия.
При любых обстоятельствах этот конфликт временный, ровно до того момента, как Россия ударит кулаком по столу и потребует немедленно остановиться, одновременно прищемив руку Турции. Но Россия не спешит проявить активность и стать однозначно по ту или иную сторону баррикад. А зря, так как в противном случае это приведет к падению российского имиджа у всех участников конфликта, не исключая Турцию.
Грузинский выбор
Другим острым фронтом Большого Кавказа в скором времени станет Грузия. Но в Грузии речь о какой-то войне не идет. Вернуть под свой контроль Абхазию, или Южную Осетию грузинские власти не способны. Перевести конфликт в конструктивную плоскость – не хотят. Но главная опасность, практически неизбежная ожидает Грузию на ближайших парламентских выборах.
Интересны они будут в первую очередь участием в них партии Саакашвили. Мятежный политик, осевший в Киеве, не забывает и историческую родину. Там он возглавляет партию, которая стремится стать правящей. У нее есть некоторые потенциалы к этому, однако не самые сильные. Все же ставленники Мишико уже давно выведены за скобки аппаратных игр. А вот в разрезе грузинской улицы у Саакашвили есть и поддержка и ресурс. И этот ресурс будет использован.
В Тбилиси гарантировано будет очередная цветная революция. Не важно кто победит. Партия Саакашвили или его оппоненты из Грузинской мечты. Это ничего не изменит в будущих событиях. После выборов партии не признают результат и начнут уличное противостояние, которое в условиях Грузии может легко перейти в перестрелку.
Проиграй партия Саакашвили и он выведет на улицы тысячи своих сторонников, проиграй его оппоненты и это же сделают они. Неизбежно. Несколько дней активного протеста нам обеспечено, а уж там все будет зависеть от того, кто будет контролировать основные центры принятия и реализации политических решений в Грузии просто силовым захватом. В Грузии очень популярно регби. И послевыборные события будут большим матчем по регби, во время которого победит тот, кто продавит своего оппонента.
России возвращение на руководящие должности Саакашвили, будет неприятно, ног не смертельно. По сути, разница между Саакашвили и Зурабишвили только в том, что первый готов на силовые действия, а вторая на дипломатические и экономические. Что из этого первым погубит прозападный режим в Грузии, непродуманные силовые действия, или невнятная экономическая политика? Совершенно не важно. Важно то, что обе силы тащат Грузию к экономическому краху. Раньше спасал туризм, сейчас его нет.
В противостоянии Саакашвили и его противников все же следует поставить на противников. Это хотя бы потому это стоит сделать, поскольку Саакашвили не может сдержать себя в надежде достичь политического результата. Получается провал.
Нет, разумеется, его не посадят и не убьют. Революциями хорошо управлять сидя за тысячи километров, в частности в Киеве. Но осень будет окрашена в цвета горящих тбилисских улиц, и бьющегося стекла. Без шансов на национальное возрождение и плодотворный труд.
Северный Кавказ в напряжении
Стоит отметить еще один фронт Большой Кавказской войны, ныне не называемый в СМИ, но присутствующий. Это – Северный Кавказ, а точнее российские его регионы. По большому счету мы уже привыкли, что Кавказ успокоен. Но это не совсем так.
На самом деле внутри Северного Кавказа тлеет уголек будущих пожаров. Да, многие проблемы оказались решенными. Благодаря активной работе федерального центра и личному вкладу Кадырова практически нивелирована террористическая угроза в Чечне. Благодаря активной работе Васильева уничтожена смычка боевиков с местным чиновничеством. Благодаря работе других глав регионов улучшилась ситуация в других неспокойных регионах Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии. Но проблема не ликвидирована. Сейчас на повестке дня три вопроса.
Как нейтрализовать рост исламского радикализма, который переходит из фазы острого военного кризиса с бандами, вооружёнными огнестрельным оружием в плоскость рафинированного богословия, когда сознание людей мягко обрабатывается по лекалам религиозных догматов. Противостоять этому может только более доходчивое и качественное в донесении своих идей богословие. В Чечне это есть в других регионах Кавказа нет.
Второе – это экономическая ситуация. Не секрет, что регионы Кавказа находятся внизу экономического рейтинга регионов. Там велика безработица, мал приток инвестиций в основные фонды, а главным драйвером роста является бюджет Российской Федерации. Это неприемлемо.
Третье – отсутствие выработанной и четкой кавказской политики со стороны федерального центра. До настоящего времени Россия не понимает, что же собственно хочет видеть на Кавказе. Совокупность самобытных республик, управляемую местными политическими группами, или единицы общегосударственной административной системы?
В первом случае есть опыт Кадырова, но, с другой стороны, есть и обратный опыт, когда местные кадры дозволили ситуацию до ручки. Во втором нужно понять, как встроить самобытный Кавказ в общегосударственные стратегии.
Попытки проводятся. Вице-премьер Ю. Трутнев пытается начать радиацию проекта экономического развития Кавказа, на Кавказ брошены силы М. Бабича из Минэкономразвития. Насколько удачно и успешно узнаем, но это позволит решить две из трех заявленных проблем. В частности, проблемы экономического развития и единой интегрированной концепции развития. А это вещь необходимая в условиях Кавказа, который активно пытаются поджечь.
Тропы Большого Кавказа
Куда идет Кавказ? Это будет понятно только после того, как разрешатся общемировые кризисы. Закончится президентская гонка США, сменятся элиты в странах Европы, будет решена проблема Эрдогана – возмутителя спокойствия. Кавказ же останется ареной, но никак не субъектным игроком. Нет в условиях Кавказа возможности присутствующим там странам играть в геополитику, но нет и возможности не участвовать игре, только чужой.
Так что игра продолжится. Нет, разумеется, ни в военный конфликт Армении и Азербайджана до последнего солдата и последнего клочка земли, ни в Грузинское противоборство до полного искоренения той или иной политической силы не верится. Все это лишь попытки давления на участников большой геополитической игры.
Вот только в этой игре нужно местным народам понимать, что в отличие от других регионов, где попытка выбрать направление развитие и сотрудничество с той или иной силой может завершиться большими или меньшими потерями, либо успехами на Кавказе она может завершиться большой кровью, поскольку быть пешками в геополитической игре опасно, не быть фигурами – невозможно.
Прошлые попытки сыграть в маленькую геополитическую игру на фоне игры большой обернулось для Закавказья необходимостью скорейшего поиска защиты со стороны Российской Империи. На новом этапе развития ситуации ни одна из стран Кавказа не может рассчитывать на то, что XXI век приносит стабильность и гарантии. И Турция, и Иран вполне способны на активность, угрожающую странам Закавказья их фактической ассимиляцией, либо устранением с политической арены.
При всем этом, очевидно, что доминантой политики больших держав государственность кавказских стран не будет. Хотя бы в силу малости их роли и значения, экономического веса и военно-политических возможностей.
Есть ли для Большого Кавказа шанс на гармоничное развитие. Да, но только отбросив ложные идеи возможности решить свои проблемы пройдя между жерновов большой геополитической игры. Это как зерно, которое с большей вероятностью будет измолото этими жерновами, чем прорастёт в новое растение. Это нужно помнить. Тем более, что историческая память должна у народов Закавказья быть впечатана в генетику, в подсознание, в корень народов. Не первый же век живут в таком окружении.
А пока мы наблюдаем за новым витком противостояния на Кавказе, чужой кровью, чужими руками. Но лишь до поры, когда Россия окончательно вернет не только силы действовать, но и волю к этому.
Комментариев нет:
Отправить комментарий