https://www.youtube.com/watch?v=Ek8jJn7HYV4
Провал «мессии» и очередного переворота в Грузии?
Как известно, Грузия находится в состоянии хронического политического кризиса, и его острая фаза длится уже более года. Власти обвиняют оппонентов в подготовке к политическому перевороту, а дирижируемое Вашингтоном оппозиционное нынешним властям формирование экс-президента Михаила Саакашвили «Единое национальное движение» (ЕНД) при поддержке Запада усиленно пытается вызвать волнения в грузинском обществе.
Результаты состоявшихся выборов не стали неожиданными: в 19 из 20 мест, где проходили выборы, выиграли представители правящей партии «Грузинская мечта — Демократическая Грузия»
Несмотря на то, что итоги второго тура, впрочем, как и первого, не были фальсифицированы (в противном случае правящая партия «Грузинская мечта» еще в первом туре выиграла бы повсюду), оппозиция их результатов не признает, анонсирует перманентные масштабные акции протеста и «разворачивание фронта по всей Грузии». Грузинские политики так и не сумели избавиться от болезни отрицания чужой победы даже тогда, когда она очевидна.
Оппозиция требует назначения внеочередных парламентских выборов, хотя по так называемому «документу Шарля Мишеля» — президента Евросовета, который после долгих проволочек подписали все оппозиционные партии, власти должны были согласиться на досрочное голосование, если бы им не удалось набрать 43% голосов. А они получили больше, хоть и не столько, на сколько рассчитывали.
Что же касается ожиданий «Грузинской мечты» от будущего состава местных властей, то здесь правящей партии повезло меньше — однопартийного большинства не удалось получить в 6 муниципальных собраниях, в том числе, во втором по величине городе — Батуми. А это чревато продолжением хаоса на местах со всеми вытекающими отсюда неприятными последствиями.
Правда, оппозиция явно обречена на проигрыш пока во главе нее будет стоять «Единое национальное движение» и одиозный во многих смыслах Саакашвили, авторитет которого уже давно подорван, несмотря на активные старания Вашингтона и посольства США «реанимировать его» в политической жизни Грузии.
В этих условиях становится очевидным бесспорный вывод из состоявшегося 30 октября 2021 года второго тура местных выборов в 20 из 64 муниципалитетов Грузии: грузины оказались более благоразумными, чем о них думали их экс-президент Михаил Саакашвили и те, кто его послал «взорвать Грузию», в надежде, что эта «мессия» обеспечит успех планам Вашингтона в этой стране. Результаты выборов подтвердили, что фактор влияния Саакашвили на грузинскую ситуацию оказался переоцененным в Вашингтоне.
Несмотря на то, что он разыграл хорошо спланированную и срежиссированную за океаном авантюру со своим возвращением, последующим арестом и драматической голодовкой, которая должна была растопить сердца грузин настроениями сочувствия и сострадания. Для развязывания нового протестного движения оппозиции нужен лидер, а никого другого, кроме уже провалившегося и не оправдавшего западных надежд Саакашвили, у нее нет.
Однако и для «Грузинской мечты» не все обстоит по результатам выборов радужно: общество в стране расколото практически пополам, так как перевес в голосовании минимален — в среднем порядка 10%. В такой, весьма подверженной возможности смещения баланса поддержки населения ситуации, нельзя забывать, что именно Грузия в 2003 году на постсоветском пространстве начале череду «цветных революций», пережив два успешных госпереворота — в 1992 году, когда в кресло грузинского президента водружали Эдуарда Шеварднадзе, а потом 18 лет назад — Саакашвили.
О готовности оппозиции совершить при поддержке Запада очередной государственный переворот говорит и начатое Службой государственной безопасности (СГБ) Грузии расследование по факту заговора с целью свержения государственной власти, о чем заявил 29 октября в ходе чрезвычайного брифинга заместитель начальника контртеррористического центра СГБ Бача Мгеладзе.
Иными словами, так называемая «критическая масса» — движущая сила переворотов — уже сформирована, и расформировать ее смогут разве что виртуозные действия нынешних грузинских властей. На данном этапе очевидно лишь, что власти Грузии еще раз подтвердили свою легитимность, но не факт, что им так же повезет на парламентских выборах 2024 года, которые состоятся только в том случае, если в стране не произойдет очередной переворот, «призрак» которого по Грузии уже бродит.
Чтобы остановить очередной переворот, «Грузинской мечте» в кратчайшие сроки потребуется начать и успешно завершить работу над исправлением ошибок для возвращения хотя бы части своего былого электората.
Абсурдность нынешней ситуации в Грузии заключается в том, что в стране борются за власть две силы: «Грузинская мечта» и «Единое национальное движение». На парламентские выборы идет множество мелких партий, а на муниципальные они ресурсы не тратят, что и объясняет ситуацию с доминированием двух партий. Однако, обе партии заинтересованы в противостоянии, так как таким образом они мобилизуют своих сторонников: оппозиция своих, а правящая партия сместила фокус внимания избирателей со своих действий на вопрос отношения к Саакашвили.
Обе партии категорически прозападные, но Запад не знает, как их помирить. И ЕС, и США оказались сейчас в глупом положении. При этом «Единое национальное движение» ведет себя как капризный ребенок, у которого отняли конфету: грозится отказаться работать в парламенте, вывести сторонников на улицу, требует, чтобы грузинские избиратели пересмотрели свой выбор.
Для России обе грузинские политические силы одинаковы. Там есть оттенки, но они несущественные… Ситуация с Россией, с которой Грузия в августе 2008 года разорвала дипломатические отношения, будет пребывать в том состоянии, в котором она находится сейчас: без оскорбительной риторики в адрес представителей российской власти, но с постоянным требованием, в том числе на международном уровне, отзыва Москвой признания независимости Абхазии и Южной Осетии.
Поэтому политический кризис этими выборами не закончится, протесты продолжатся, «Единое национальное движение» будет искать новые поводы для обострения. И «Грузинская мечта» эти поводы, конечно же, даст.
Владимир Платов, эксперт по Ближнему Востоку
Комментариев нет:
Отправить комментарий