пятница, 29 июля 2022 г.

Экономическое процветание Германии подошло к концу

Одной из главных причин заката «немецкого чуда» специалисты считают добровольный отказ Берлина от дешевых российских энергоносителей.

Первая экономика Европы не растет уже почти пять лет. Восстанавливается после пандемии она медленнее всех остальных крупных экономик. Сейчас же страна, много лет считавшаяся экономическим локомотивом Старого Света, и вовсе оказалась на грани рецессии. Все это, а также крупные проблемы с энергетикой позволяют экономистам из Wall Street Journal говорить о том, что экономическое процветание Германии подошло к концу.

Многолетняя успешная ставка Германии на производство основывалась на четырех китах: свободная и открытая мировая торговля, резкий рост спроса в Китае, высококвалифицированная рабочая сила в ФРГ и дешевая энергия из России. Сейчас у всех четырех китов серьезные проблемы, а это не может не означать серьезных проблем и для самой немецкой экономики.

Разрывы цепочек поставок и проблемы в глобальной торговле, коронавирусная пандемия и события на Украине заставили цены на комплектующие и сырье взлететь до небес. Рост китайской экономики, крупнейшего торгового партнера ФРГ, резко замедлился. Рабочая сила в Германии стареет и быстро теряет квалификацию. Ожидается, что по мере старения населения численность рабочей силы в течение следующего десятилетия сократится в ФРГ менее чем до 5 миллионов человек.

Что же касается энергетического кризиса, то в нем немецкие политики могут винить только себя самих. До февраля этого года Россия поставляла Германии по низким ценам 55% потребляемого немцами газа, 50% угля и 35% нефти. Естественно отказ от этих дешевых энергоносителей, сыгравших большую роль в становлении Германии первой экономикой Европы, не может пройти для немецкой экономики бесследно. Достаточно сказать, что уже сейчас каждая шестая немецкая компания, каждое шестое промышленное предприятие вынуждены, по данным Ассоциации немецких торгово-промышленных палат (DIHK), снижает или вовсе закрывает производство из-за высоких цен на электроэнергию, спровоцированных санкциями против России. Французские компании, к примеру, платят за электроэнергию на треть меньше немецких.

Не удивительно, что МВФ в конце июля резко понизил прогноз по развитию немецкой экономики. Экономисты Фонда считают, что в этом году она вырастет на 1,2%, а в 2023 – на 0,8%. Для сравнения, в 2021 году рост составил 2,9%.

Немецкое экономическое чудо, т.е. стремительный рывок из руин после Второй мировой войны к одному из самых богатых государств планеты во многом базировалось на экспорте. От экспорта зависит приблизительно каждое четвертое рабочее место в стране. Для сравнения: в США этот показатель в 4 раза ниже и составляет лишь 6%. Немецкий внутренний рынок слишком мал, чтобы переварить все товары, производимые немецкими компаниями.

Однако и экспорт, главный драйвер экономического роста ФРГ, перестал расти с конца 2017 года. Промышленное производство же за четыре последних года снизилось почти на 15%. В числе прочих тяжелым камнем на его шее повисло снижение конкурентоспособности немецкой экономики, которая по этому показателю сейчас уступает даже итальянской.

«Нынешний кризис не закончится через несколько месяцев,- заявил недавно канцлер Олаф Шольц на открытии переговоров между представителями бизнеса и профсоюзов.- Нам следует готовиться, что эта ситуация в ближайшем будущем не изменится (в лучшую сторону)».

Немецкой экономике, конечно, приходилось и раньше сталкиваться с серьезными потрясениями. Она сумела вполне успешно преодолеть, к примеру, воссоединение с Восточной Германией три десятилетия назад. Серия реформ на рынке труда в начале нулевых помогла снизить стоимость рабочей силы в Германии и вернуть высокую конкурентоспособность немецким товарам. Именно после реформ нулевых начался резкий рост немецкого экспорта. Несколько лет Германия являлась даже ведущей экспортной державой планеты и опережала США и КНР.

Затем был финансовый кризис 2008 года, после которого немецкая экономика тоже быстро восстановилась и даже обошла американскую за счет поворота в сторону Китая.

Приблизительно в это время канцлер Меркель заключила крайне выгодные для немецкой экономики соглашения с Россией по поставкам дешевых энергоносителей, которые существенно способствовали дальнейшему росту экономики. Сейчас же Берлин стремится как можно быстрее от них отказаться и перейти на энергоносители от других поставщиков, за которые придется платить в разы больше.

Доказательством трудностей, которые переживает сейчас немецкая экономика, является и растущее число компаний, переводящих производство за границу.

Инвестиции и производительность тормозила и многолетняя приверженность руководителей немецкой экономики к уменьшению долга. В результате чистый объем капитала вырос в 1999-2019 годах в Германии, по данным бельгийского аналитического центра Брюггеля, на 21%, а во Франции, например, на 41%. Еще больше он увеличился в США – на 54%. Причем, по объему инвестиций ФРГ уступает Франции и Италии даже в ключевых секторах промышленности.

Сыграла свою роль в проблемах немецкой экономики и слабая демография: в Германии еще в семидесятые годы прошлого года начала снижаться рождаемость, что привело к дефициту рабочей силы. Почти в половине машиностроительных компаний ФРГ существует дефицит квалифицированной рабочей силы. В предстоящие годы Берлину необходимо привлекать около 400 тыс. рабочих ежегодно. Причем, речь идет не о чернорабочих, а о квалифицированных рабочих.

expert.ru

Украина проигрывает войну, а вместе с ней и Европа

Помимо разрушений на территории самой Украины, война привела к значительным жертвам в остальной Европе, поскольку континент явно теряет свои самые конкурентоспособные энергоносители, что ставит под угрозу традиционные преимущества в сфере производства и способствует ускорению инфляции. Инфляционная волна, вызванная скачком цен на энергоносители, безусловно, крайне негативно отразится на благосостоянии населения предстоящей зимой.

Уже много лет Европа пытается диверсифицировать свой импорт энергоносителей, но у нее нет всеобъемлющего плана действий на случай нештатной ситуации, такой как резкое сокращение поставок нефти и газа из России с началом войны на Украине. Европейские политики сильно преувеличили потенциал альтернативных источников энергии, таких как СПГ, и сегодня сталкиваются с необходимостью обращаться к альтернативам, которые еще недавно являлись политически неприемлемыми, как, например, возобновление добычи угля в Германии.

Как же могло случиться, что был допущен столь крупный просчет? Очевидно, что европейское руководство оказалось не в состоянии предвидеть реальных экономических последствий войны, развязанной против России в Европе и в целом на Западе. Отчасти самоуверенность, характерная для политики ЕС в отношении России в начале войны, опиралась на твердое убеждение в том, что комбинация антироссийских санкций и военной помощи Украине приведет к значительному ослаблению политического, социально-экономического и военного положения Москвы, что завершится ее поражением. Этим объясняются, например, решительные заявления о том, что Россия должна быть побеждена на поле боя, которые еще в марте звучали из уст представителя ЕС по иностранным делам.

Можно утверждать, что ошибочная оценка последствий войны уходит корнями в ложные данные американской и британской разведки, которые прогнозировали быстрое поражение России в результате экономической войны, и следовательно, незначительное влияние антироссийских санкций на Европу.

Теперь европейское руководство убедилось, что все обстоит иначе, и оно вынуждено срочно искать выход из положения. Между тем, политические потрясения также имеют место. Наиболее заметными жертвами внутриполитических трений, обусловленных их собственными санкциями против России, стали британский премьер Борис Джонсон и итальянский Марио Драги. Еще более важно, что нынешнее европейское руководство во главе с Урсулой фон дер Ляйен, Эммануэлем Макроном и Олафом Шольцем готово изменить курс ЕС без существенного ущерба для своего авторитета.

С другой стороны, все громче звучат голоса несогласных европейских политиков, таких как премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, который недавно прямо заявил, что антироссийские санкции и попытки вооружить Украину провалились. По его словам, Украина не может выиграть войну и чем больше оружия Запад направит Киеву, тем больше территории потеряет Украина в конечном итоге, поэтому необходимо срочно прекратить вооружать Украину и сосредоточить усилия на дипломатическом урегулировании.

Главной причиной нынешних проблем Европы является ее неспособность сбалансировать свои экономические интересы и интересы безопасности с достаточной степенью автономии, с тем чтобы иметь возможность защищать эти интересы. Такая европейская двойственность отнюдь не нова. Она уходит корнями в послевоенную архитектуру безопасности и связана с последствиями распада Советского Союза в 1991 году. Что касается Украины, она проявилась в неспособности европейских стран обеспечить соблюдение Киевом Минских соглашений, которые были призваны гарантировать мирное развитие отношений между Россией и Украиной, но не были реализованы Францией и Германией из-за постоянного давления США и Украины.

Представляется, что только значительные политические перемены в европейских странах, а именно во Франции, Германии и Италии, могут позволить Европе уйти с нынешнего саморазрушительного пути конфронтации с Россией. В противном случае, любая политическая инициатива, направленная на прекращение войны, будет оставаться в руках США и России, а это значит, что любое долгосрочное мирное соглашение не будет учитывать интересы Европы. Это было бы поистине трагично, если бы ключевая европейская проблема, такая как война на Украине, была решена в ходе переговоров между евразийской и американской державами без участия Европы.

Оскар Сильва-Валладарес

Перевод Игорь Абрамов

источник


Донаты на сайт Яндех кошелёк - 410017649256522

Комментариев нет:

Отправить комментарий