Ведущие авиаконструкторы США отмечают порочность самой идеи сделать универсальный самолёт на все случаи жизни
Илон Маск резко раскритиковал создателей американского истребителя F-35, который, по его словам, оказался неудачным из-за своей дороговизны и чрезмерных требований множества сторон еще на этапе разработки.
«Проектирование F-35 провалилось на этапе техзадания, поскольку слишком большое количество людей требовали от него слишком многого сразу. Это сделало его дорогим и сложным универсалом, ничем не выдающимся. Шансов на успех не было», – написал Маск в соцсети X (запрещена в РФ).
F-35 был разработан для ВВС США в конце 1990-х – начале 2000-х годов в рамках программы Next-Generation Air Dominance (NGAD). Он должен был стать доступной заменой тысячам истребителей четвертого поколения F-16. Ожидалось, что, как истребитель пятого поколения, он будет более эффективным.
С самого начала выпуска F-35 «страдали от бесконечного количества ошибок», пишет Business Insider. В 2021 году в конструкции F-35 насчитали 857 технических дефектов, ряд которых оказывали «критическое влияние на готовность к миссии» и ставили под угрозу жизнь пилота. В Lockheed Martin эти дефекты не устранили, а продолжали, как мы писали, «изготавливать бракованные истребители».
Ведущие авиаконструкторы США отмечают порочность самой идеи сделать универсальный самолёт на все случаи жизни. Один из главных конструкторов истребителя F-16 Пьер Спрей в интервью американскому интернет-ресурсу Digg.com назвал F-35 «индюком». В Америке индюк – один из символов гибрида глупости и сытости.
«Возьмите, например, F-35 вертикального взлета... Массивная двигательная установка "съедает" значительную часть грузоподъемности самолета, а относительно небольшие крылья не обеспечивают его необходимой маневренностью ни для воздушного боя, ни для непосредственной поддержки наземных сил. Тем же недостатком маневренности отличаются варианты, разработанные для ВВС и ВМС. Максимальная скорость F-35 в 1,6 Маха тоже вряд ли может поразить воображение, так как этот показатель у современных истребителей России, Европы и США либо достигает, либо превышает 2 Маха».
Что касается «невидимости» F-35, то она может быть обеспечена только в том случае, если он несет все свои бомбы и ракеты внутри фюзеляжа. Если же ракеты находятся на внешних подвесках, истребитель становится заметен. И даже при минимальной нагрузке F-35 «на самом деле не является малозаметным для российских и китайских радаров», пишет The Daily Beast.
Весной 2024 года американский портал The Epoch Times опубликовал статью «70 Percent or More of F-35s May Not Be Combat Capable» («70 и более процентов F-35 могут быть небоеспособными»), в которой, со ссылкой на отчёт Счетной палаты США (GAO) за 2023 год, обвиняет Пентагон в сокрытии реальных данных о боеспособности боевой авиации страны.
«В отчёте Счетной палаты правительства (GAO) о F-35 были раскрыты некоторые шокирующие статистические данные о том, насколько не готовы F-35 стоимостью в сотни миллиардов долларов обеспечить реальную боевую мощь. Фактически в отчете указывается, что только от 15 до 30 процентов F-35 могут быть боеспособными.
Но если бы вы прочитали типичную статью в средствах массовой информации, вы могли бы поверить, что в среднем около 55 процентов F-35 боеспособны. Однако вы ошибаетесь… Вас обманывают», – пишет обозреватель издания Марк Фреденбург, указывая на ставшую очевидной после публикации отчета GAO подтасовку Пентагона, долгие годы вводившего в заблуждение американскую общественность относительно реальной боеспособности ВВС США.
В «типичной статье» американских СМИ, а также во многих документах Пентагона приводятся цифры о готовности F-35 к «выполнению миссий» (mission capable), что у обычного человека ассоциируется с боеготовностью (combat capable), отмечает Фреденбург.
Обман заключается в том, как программный офис F-35 и министерство обороны определяют понятие «mission capable». Оказывается, что определение министерства обороны «mission capable» не означает способности к бою «combat capable».
Это означает, что самолёт может летать и выполнять по крайней мере одну миссию. Миссия может быть испытательной, тренировочной или любой другой, причем никак не связанной с боевыми действиями. Такие самолеты могут оказаться даже неспособными выполнять весь спектр испытаний или учений.
Есть и другой, более серьёзный, показатель: полностью готов к выполнению миссии (full mission capable). Такие истребители, в частности F-35, должны быть способны выполнять испытательные, разведывательные и боевые задачи. Данные отчета GAO о проблемах с F-35 с точки зрения «full mission capable» «шокируют», пишет Марк Фреденбург:
«Мало того что показатель полной боеспособности флота F-35 находится в районе 30 % (см. таблицу на странице 96 отчета), показатель полной боеспособности F-35B Корпуса морской пехоты составлял жалкие 15,5% в марте 2023 года. Более точные показатели «full mission capable» не опубликованы, но, учитывая текущие проблемы программы, в том числе ненадёжные двигатели… маловероятно, что ситуация улучшилась за последний год».
В настоящее время у США нет полностью боеспособных истребителей пятого поколения. Самый дорогой американский истребитель пятого поколения F-22 признан, как мы писали, полностью непригодным к эксплуатации из-за неблагоприятных технических характеристик.
В июле 2009 года производство F-22, который получил нелестное прозвище Technological Nightmare (Технологический Кошмар), было прекращено.
«Командование ВВС пришло к выводу, что, помимо прочего, Lockheed Martin F-22 Raptor не обладает необходимой глубиной и дальностью полета, чтобы в следующем десятилетии он оставался предпочтительным истребителем для завоевания превосходства в воздухе», – сообщил в мае 2021 года военный портал DefenseNews. В том же году истребитель начали выводить из эксплуатации.
Разработка американского истребителя шестого поколения, как мы писали, провалилась. В августе 2022 года ВВС отказались от разрабатывавшегося в течение 15 лет компаниями General Electric Aviation и Pratt & Whitney двигателя шестого поколения.
Военный портал Defense One опубликовал разгромную статью «Multibillion Engine Deals Show Air Force Wants to Maintain Three Future Warplane Makers», выражавшую возмущение ложью военных, которые уверяли, что истребитель шестого поколения уже летал и побил много рекордов. Выяснилось, как заявил весной прошлого года министр ВВС США Фрэнк Кендалл, что «самолёт все еще разрабатывается и не готов к массовому производству».
Илон Маск обрушил свою критику только лишь на F-35 по той простой причине, что его до сих пор продолжают выпускать.
Не ограничиваясь критикой дорогостоящей продукции пятерки ведущих компаний американского ВПК (Lockheed Martin, Northrop Grumman, Raytheon, General Dynamics и Boeing), Илон Маск стал одним из основателей оборонного стартапа Anduril Industries, Inc., специализирующегося на передовых автономных системах вооружений. Компания была основана, как мы писали, изобретателем Палмером Лаки совместно с инвесторами и основателями, связанными с компанией Palantir Technologies Питера Тиля и SpaceX Илона Маска.
Обе эти компании находятся в непростых отношениях с Пентагоном. В 2014 году SpaceX подала в суд на ВВС США «за право на конкуренцию» с крупнейшими оборонными монстрами, после чего тогдашний министр обороны Эштон Катчер распорядился предоставлять оборонные контракты и «нетрадиционным» подрядчикам.
В 2016 году Palantir подал в суд на армию США «за отказ рассматривать ее для крупного разведывательного контракта» и, выиграв дело, получил контракт на сумму до $800 млн.
«У меня было убеждение, что у крупных оборонных компаний нет подходящих талантов или правильной структуры стимулов для инвестирования в такие вещи, как искусственный интеллект, автономия, робототехника» – так объяснил Палмер Лаки свое решение открыть оборонный стартап.
Компания Anduril, которая была названа в честь меча Арагорна из «Властелина колец», объявила, что построит первый так называемый «объект Арсенала» в Соединённых Штатах, затратив на этот проект $1,5 млрд. В документе, озаглавленном «Восстановление арсенала демократии», Anduril излагает планы постройки военного завода, площадь которого составит около 500 тысяч кв. м и который после его запуска сможет «производить десятки тысяч автономных систем вооружения, удовлетворяющих насущные потребности Соединенных Штатов и наших союзников».
«Медленные и низкие темпы производства, негибкие процессы и разработка изысканных, специально разработанных для обороны систем препятствуют быстрому реагированию на потребности, – говорится в документе. – Сроки пополнения ключевых вооружений и боеприпасов составляют в среднем два года».
«Эти проблемы еще более резко контрастируют с войной на Украине, в ходе которой производственная база США не смогла удовлетворить спрос как на вооружение Украины, так и на пополнение собственных запасов после переброски оружия в Киев. Хорошим примером этого являются значительные трудности с пополнением запасов зенитно-ракетных комплексов "Стингер", поставляемых на Украину. Эта работа, по оценкам, займет два-три года и будет невозможна без вызова на военные заводы опытных работников-пенсионеров», – отмечает американский военный портал портал Warzone.
Anduril видит решение этих проблем американского ВПК во внедрении гибких, быстрых и масштабируемых процессов, которые используются в коммерческом производственном секторе, но которые практически отсутствуют в оборонной промышленности.
В настоящее время Anduril имеет крупные производственные мощности в штатах Калифорния, Миссисипи, Род-Айленд, Джорджия, а также в Австралии.
Сами основатели компании Anduril все же признают, что их амбициозные планы во многом фантастичны. Даже если эти планы сбудутся, то больших подвижек в оснащении Вооруженных сил США и их союзников не ожидается, так как на финансирование проектов Anduril собрано чуть более миллиарда долларов, в то время ненасытные монстры американского ВПК и примкнувший к ним Пентагон потратят в текущем году $886.
Соотношение расходов на действительно необходимые в современной войне вооружения и военную технику и на бесполезные «технологические кошмары» – почти один к тысяче.
Не будем печалиться по этому поводу.
Владимир Прохватилов
Илон Маск резко раскритиковал создателей американского истребителя F-35, который, по его словам, оказался неудачным из-за своей дороговизны и чрезмерных требований множества сторон еще на этапе разработки.
«Проектирование F-35 провалилось на этапе техзадания, поскольку слишком большое количество людей требовали от него слишком многого сразу. Это сделало его дорогим и сложным универсалом, ничем не выдающимся. Шансов на успех не было», – написал Маск в соцсети X (запрещена в РФ).
F-35 был разработан для ВВС США в конце 1990-х – начале 2000-х годов в рамках программы Next-Generation Air Dominance (NGAD). Он должен был стать доступной заменой тысячам истребителей четвертого поколения F-16. Ожидалось, что, как истребитель пятого поколения, он будет более эффективным.
С самого начала выпуска F-35 «страдали от бесконечного количества ошибок», пишет Business Insider. В 2021 году в конструкции F-35 насчитали 857 технических дефектов, ряд которых оказывали «критическое влияние на готовность к миссии» и ставили под угрозу жизнь пилота. В Lockheed Martin эти дефекты не устранили, а продолжали, как мы писали, «изготавливать бракованные истребители».
Ведущие авиаконструкторы США отмечают порочность самой идеи сделать универсальный самолёт на все случаи жизни. Один из главных конструкторов истребителя F-16 Пьер Спрей в интервью американскому интернет-ресурсу Digg.com назвал F-35 «индюком». В Америке индюк – один из символов гибрида глупости и сытости.
«Возьмите, например, F-35 вертикального взлета... Массивная двигательная установка "съедает" значительную часть грузоподъемности самолета, а относительно небольшие крылья не обеспечивают его необходимой маневренностью ни для воздушного боя, ни для непосредственной поддержки наземных сил. Тем же недостатком маневренности отличаются варианты, разработанные для ВВС и ВМС. Максимальная скорость F-35 в 1,6 Маха тоже вряд ли может поразить воображение, так как этот показатель у современных истребителей России, Европы и США либо достигает, либо превышает 2 Маха».
Что касается «невидимости» F-35, то она может быть обеспечена только в том случае, если он несет все свои бомбы и ракеты внутри фюзеляжа. Если же ракеты находятся на внешних подвесках, истребитель становится заметен. И даже при минимальной нагрузке F-35 «на самом деле не является малозаметным для российских и китайских радаров», пишет The Daily Beast.
Весной 2024 года американский портал The Epoch Times опубликовал статью «70 Percent or More of F-35s May Not Be Combat Capable» («70 и более процентов F-35 могут быть небоеспособными»), в которой, со ссылкой на отчёт Счетной палаты США (GAO) за 2023 год, обвиняет Пентагон в сокрытии реальных данных о боеспособности боевой авиации страны.
«В отчёте Счетной палаты правительства (GAO) о F-35 были раскрыты некоторые шокирующие статистические данные о том, насколько не готовы F-35 стоимостью в сотни миллиардов долларов обеспечить реальную боевую мощь. Фактически в отчете указывается, что только от 15 до 30 процентов F-35 могут быть боеспособными.
Но если бы вы прочитали типичную статью в средствах массовой информации, вы могли бы поверить, что в среднем около 55 процентов F-35 боеспособны. Однако вы ошибаетесь… Вас обманывают», – пишет обозреватель издания Марк Фреденбург, указывая на ставшую очевидной после публикации отчета GAO подтасовку Пентагона, долгие годы вводившего в заблуждение американскую общественность относительно реальной боеспособности ВВС США.
В «типичной статье» американских СМИ, а также во многих документах Пентагона приводятся цифры о готовности F-35 к «выполнению миссий» (mission capable), что у обычного человека ассоциируется с боеготовностью (combat capable), отмечает Фреденбург.
Обман заключается в том, как программный офис F-35 и министерство обороны определяют понятие «mission capable». Оказывается, что определение министерства обороны «mission capable» не означает способности к бою «combat capable».
Это означает, что самолёт может летать и выполнять по крайней мере одну миссию. Миссия может быть испытательной, тренировочной или любой другой, причем никак не связанной с боевыми действиями. Такие самолеты могут оказаться даже неспособными выполнять весь спектр испытаний или учений.
Есть и другой, более серьёзный, показатель: полностью готов к выполнению миссии (full mission capable). Такие истребители, в частности F-35, должны быть способны выполнять испытательные, разведывательные и боевые задачи. Данные отчета GAO о проблемах с F-35 с точки зрения «full mission capable» «шокируют», пишет Марк Фреденбург:
«Мало того что показатель полной боеспособности флота F-35 находится в районе 30 % (см. таблицу на странице 96 отчета), показатель полной боеспособности F-35B Корпуса морской пехоты составлял жалкие 15,5% в марте 2023 года. Более точные показатели «full mission capable» не опубликованы, но, учитывая текущие проблемы программы, в том числе ненадёжные двигатели… маловероятно, что ситуация улучшилась за последний год».
В настоящее время у США нет полностью боеспособных истребителей пятого поколения. Самый дорогой американский истребитель пятого поколения F-22 признан, как мы писали, полностью непригодным к эксплуатации из-за неблагоприятных технических характеристик.
В июле 2009 года производство F-22, который получил нелестное прозвище Technological Nightmare (Технологический Кошмар), было прекращено.
«Командование ВВС пришло к выводу, что, помимо прочего, Lockheed Martin F-22 Raptor не обладает необходимой глубиной и дальностью полета, чтобы в следующем десятилетии он оставался предпочтительным истребителем для завоевания превосходства в воздухе», – сообщил в мае 2021 года военный портал DefenseNews. В том же году истребитель начали выводить из эксплуатации.
Разработка американского истребителя шестого поколения, как мы писали, провалилась. В августе 2022 года ВВС отказались от разрабатывавшегося в течение 15 лет компаниями General Electric Aviation и Pratt & Whitney двигателя шестого поколения.
Военный портал Defense One опубликовал разгромную статью «Multibillion Engine Deals Show Air Force Wants to Maintain Three Future Warplane Makers», выражавшую возмущение ложью военных, которые уверяли, что истребитель шестого поколения уже летал и побил много рекордов. Выяснилось, как заявил весной прошлого года министр ВВС США Фрэнк Кендалл, что «самолёт все еще разрабатывается и не готов к массовому производству».
Илон Маск обрушил свою критику только лишь на F-35 по той простой причине, что его до сих пор продолжают выпускать.
Не ограничиваясь критикой дорогостоящей продукции пятерки ведущих компаний американского ВПК (Lockheed Martin, Northrop Grumman, Raytheon, General Dynamics и Boeing), Илон Маск стал одним из основателей оборонного стартапа Anduril Industries, Inc., специализирующегося на передовых автономных системах вооружений. Компания была основана, как мы писали, изобретателем Палмером Лаки совместно с инвесторами и основателями, связанными с компанией Palantir Technologies Питера Тиля и SpaceX Илона Маска.
Обе эти компании находятся в непростых отношениях с Пентагоном. В 2014 году SpaceX подала в суд на ВВС США «за право на конкуренцию» с крупнейшими оборонными монстрами, после чего тогдашний министр обороны Эштон Катчер распорядился предоставлять оборонные контракты и «нетрадиционным» подрядчикам.
В 2016 году Palantir подал в суд на армию США «за отказ рассматривать ее для крупного разведывательного контракта» и, выиграв дело, получил контракт на сумму до $800 млн.
«У меня было убеждение, что у крупных оборонных компаний нет подходящих талантов или правильной структуры стимулов для инвестирования в такие вещи, как искусственный интеллект, автономия, робототехника» – так объяснил Палмер Лаки свое решение открыть оборонный стартап.
Компания Anduril, которая была названа в честь меча Арагорна из «Властелина колец», объявила, что построит первый так называемый «объект Арсенала» в Соединённых Штатах, затратив на этот проект $1,5 млрд. В документе, озаглавленном «Восстановление арсенала демократии», Anduril излагает планы постройки военного завода, площадь которого составит около 500 тысяч кв. м и который после его запуска сможет «производить десятки тысяч автономных систем вооружения, удовлетворяющих насущные потребности Соединенных Штатов и наших союзников».
«Медленные и низкие темпы производства, негибкие процессы и разработка изысканных, специально разработанных для обороны систем препятствуют быстрому реагированию на потребности, – говорится в документе. – Сроки пополнения ключевых вооружений и боеприпасов составляют в среднем два года».
«Эти проблемы еще более резко контрастируют с войной на Украине, в ходе которой производственная база США не смогла удовлетворить спрос как на вооружение Украины, так и на пополнение собственных запасов после переброски оружия в Киев. Хорошим примером этого являются значительные трудности с пополнением запасов зенитно-ракетных комплексов "Стингер", поставляемых на Украину. Эта работа, по оценкам, займет два-три года и будет невозможна без вызова на военные заводы опытных работников-пенсионеров», – отмечает американский военный портал портал Warzone.
Anduril видит решение этих проблем американского ВПК во внедрении гибких, быстрых и масштабируемых процессов, которые используются в коммерческом производственном секторе, но которые практически отсутствуют в оборонной промышленности.
В настоящее время Anduril имеет крупные производственные мощности в штатах Калифорния, Миссисипи, Род-Айленд, Джорджия, а также в Австралии.
Сами основатели компании Anduril все же признают, что их амбициозные планы во многом фантастичны. Даже если эти планы сбудутся, то больших подвижек в оснащении Вооруженных сил США и их союзников не ожидается, так как на финансирование проектов Anduril собрано чуть более миллиарда долларов, в то время ненасытные монстры американского ВПК и примкнувший к ним Пентагон потратят в текущем году $886.
Соотношение расходов на действительно необходимые в современной войне вооружения и военную технику и на бесполезные «технологические кошмары» – почти один к тысяче.
Не будем печалиться по этому поводу.
Владимир Прохватилов
Комментариев нет:
Отправить комментарий