понедельник, 31 июля 2017 г.

НЕ НАШЕ ВСЁ. МАРИНА ЮДЕНИЧ

Иван Константинович Айвазовский родился 29 июля 1817 года в Феодосии, в Крыму.
Лунная ночь на Капри
Лунная ночь на Капри
Крым в июле 1817 года безусловно и бесспорно был частью Российской империи.
При рождении художнику было дано армянское имя Ованес, поскольку родился он в семье армянского купца. Биографы, впрочем, говорят о том, что в жилах его текла и турецкая кровь: по семейному преданию Айвазянов, один из сердобольных предков когда-то усыновил турецкого мальчика-сироту. Однако, это всего лишь легенда.
К чему я так подробно о том, что, в сущности, известно (ну или должно быть известно) всем?
К тому, что президент Украины П. Порошенко написал в день рождения художника Айвазовского буквально следующее: «В эти дни 200 лет назад в Феодосии родился выдающийся художник. Почтим наше наследие!»
К сему был прикреплён хэштег #славаУкраине. Как убедительное доказательство украинского происхождения Ивана Айвазовского, надо полагать.
Вопрос: «С какого перепугу?» — традиционно повис в воздухе. Впрочем, риторических вопросов того же порядка в воздухе висит уже добрый десяток.
По разумению экс министра культуры и депутата Верховной рады Оксаны Билозир, украинцем был Юрий Гагарин.
У вице-премьера Вячеслава Кириленко нет сомнений в том, что выдающимся украинцем был Сергей Павлович Королёв.
Всё тот же Пётр Порошенко обвинил Владимира Путина в том, что он «похитил в русскую историю киевлянку Анну Ярославну». Ту самую, которая  Anne de Russie, если кто вдруг не понял. De Russie. Но всё равно — украл.
Украинскими были объявлены князья Владимир, Святослав и Олег.
Украинским поэтом (она не терпела слова «поэтесса») стала Анна Ахматова.
В украинцы явочным порядком записан академик Вернадский.
И я так понимаю, очередь за нашим всем.
И вот вопрос: почему?
«Украинство» Айвазовского можно с натяжкой объяснить желанием Порошенко ещё раз подчеркнуть собственные крымские притязания.
Ну допустим, хотя повторюсь: в 1817 году Крым был давно и бесспорно российским, а если говорить о национальности художника, то я бы поняла (и приняла) армян, назвавших его своим наследием. Но у армян хватает ума понять: Айвазовский настолько велик, что он уже выше национального. Он — на все времена и для всех народов.
И как тут быть с остальными? С обеими Аннами, к примеру, — с княжной и с поэтом?
А если перестать ёрничать, то возникает неизбежный вопрос: почему? Или — зачем? Зачем народ, не обделённый ни талантами, ни даже гениями с маниакальным упорством приписывает себе чужих великих.
Впрочем, не народ, конечно, а отдельные политизированные его представители.
А им зачем?
Обоснованного ответа у меня нет. Это за рамками разумного, которое подлежит обоснованию и объяснению. Иррациональное это. Непонятное. И очень смешное.
Чисто конспирологически могу предположить, что авторы «проекта Украина», среди которых, полагаю, настоящих украинцев было мало либо не было вовсе, историю страны, народа, национальной культуры не знали и знать не хотели. Задачи у авторов были другие: рассорить народы, ослабить Россию, создать плацдарм для собственных военных и политических игр. До культуры ли тут! Потому симулякрам, посаженным на власть, культурные коды не вживили. Но это, повторюсь, конспирология.
Банальную завить и безграмотность мы здесь и сейчас рассматривать не будем исключительно из соображений гуманизма. И дабы ничем не омрачать память великого художника, юбилей которого на днях отметили люди во всём мире. Без оглядки на национальности и политические лозунги.

Комментариев нет:

Отправить комментарий