Международный валютный фонд готовит очередной, уже третий пересмотр кредитной программы EFF, направленной на помощь Украине. До тех пор, пока не составят новый меморандум о сотрудничестве, решение о выдаче нового транша в размере миллиарда долларов приниматься не будет.
Тем не менее, украинские власти уверяют, что все уже согласовано и деньги Международного валютного фонда поступят в начале февраля. Правда, в расписаниях заседаний до 3 февраля украинского вопроса в повестке дня нет. Но глава Нацбанка Украины Валерия Гонтарева заявила, что у нее нет сомнений в том, что решение будет принято. Более того, в этом году она ожидает получение сразу четырех траншей МВФ. Напомним, что с 2015-го, когда была принята кредитная линия в размере 17,5 млрд долл., Киев получил пока только три транша Фонда.
Нетерпение, с которым украинское руководство ожидает новый транш кредита, вполне понятно. Экономическое положение страны особо не улучшается. Как сообщило Госказначейство «незалежной» 27 января, дефицит государственного бюджета Украины в 2016 году вырос в 1,6 раза по сравнению с 2015-м и составил 70,1 миллиарда гривен (2,57 миллиарда долларов). В то же время, дефицит Пенсионного фонда страны в 2017 составил почти 5 млрд долл., и это, кстати, одна из главных претензий МВФ. Кроме того, в этом году Киеву предстоит совершить выплаты по международным обязательствам, в том числе перед тем же МВФ, в размере 4,5 млрд долл.
Не стоит забывать, что в Лондонском суде рассматривается дело о задолженности Киева перед Москвой в размере трех миллиардов долларов. Если решение будет принято в пользу российской стороны, Украине придется или раскошеливаться, или еще больше ухудшать свою международную репутацию, отказываясь выполнять решение суда.
Формально на начало 2017 года золотовалютные резервы Украины составили 15,5 млрд долл. В принципе, этого должно хватить и на выплату по обязательствам, и даже на то, чтобы отдать долг России. Тем не менее, экономисты указывают, что часть этих резервов должна уйти на поддержание курса гривны, которая и так начала проседать.
Экс-министр доходов и сборов Александр Клименко на своей странице в Facebook написал, что вероятность дефолта Украины в 2017 году возросла до 43%. По его мнению, у Киева есть три сценария — «Продать Украину», «Банкрот» и «Операция «Рейтинг власти».
«Продать Украину», по мнению политика, значит, согласиться на все требования МВФ вплоть до увеличения пенсионного возраста и открытия рынка земли. Тогда Фонд выделит транш, скупит все, что еще можно, но дефолта удастся избежать. А вот если кредита не будет, вступит в силу сценарий «Банкрот», когда Киеву придется объявить уже не технический, а реальный дефолт. Наконец, третий вариант направлен на сохранение рейтинга власти — без транша МВФ Киев потратит все резервы подчистую и протянет 2017 год, но затем все снова сведется к дефолту.
Старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований, кандидат экономических наук Артем Пылин считает, что МВФ все же не оставит Украину, так как это будет означать провал западной политики, поэтому дефолт «незалежной» не грозит.
— Экономика Украины переживает очередной кризис, но непростые времена длятся уже четвертый год. Предыдущие три года были еще более сложными, но дефолта, как видим, не произошло. На мой взгляд, удастся его избежать и на сей раз, потому что объявление дефолта было бы полной политической и геополитической катастрофой для Украины со всеми вытекающими последствиями. Думаю, ни правительство Украины, ни ее западные спонсоры и кредиторы в этом не заинтересованы.
Скорее всего, страна получит какую-то помощь со стороны западного сообщества, и ее экономика будет поддержана. При всех сложностях, которые имеют место, Украине удастся избежать дефолта. Просто потому, что это повлечет огромные политические, экономические, репутационные и имиджевые потери, чего западные партнеры не допустят.
«СП»: — Но хватит ли Украине денег МВФ, это ведь не такая большая сумма?
— По сравнению с предыдущими годами ситуация во внешнем секторе будет выправляться. Показать такие объемы спада, которые мы наблюдали в прошлом, вряд ли возможно. Украина вышла на такой низкий уровень с точки зрения объема экспорта и получения иностранных инвестиций, что падать еще ниже сложно. Поэтому или будет продолжаться такая же ситуация, как сейчас, или будет небольшой прирост.
«СП»: — За счет чего?
— Динамика цен на мировых товарных рынках выправляется. Основные товары украинского экспорта, такие как зерно и металлы, так или иначе, будут находить спрос. Соответственно, какие-то доходы по экспорту Украина получать будет. Импорт же и так был сильно сокращен в предыдущие годы, прежде всего за счет падения закупок энергоносителей и сворачивания связей с Россией. Поэтому нет такого большого дефицита, как раньше. Искать средства для покрытия торгового баланса Украине уже не нужно.
С другими источниками валютных поступлений у Киева пока есть проблемы. Стране желательно привлекать прямые инвестиции, а не долговые ресурсы, которые придется отдавать, но как раз с этим у них большие проблемы. Иностранные инвесторы при нынешнем развитии событий не склонны вкладывать в Украину.
Поэтому весь поиск средств, скорее всего, снова упрется в попытки привлечь кредитные ресурсы со стороны международных организаций и стран-партнеров. Но Украине со временем будет все труднее их получать, потому что есть определенные вопросы к качеству государственного управления, к реформам. Кредиторы ведь заинтересованы в том, чтобы страна-получатель проводила эффективную экономическую политику, чего об Украине не скажешь.
«СП»: — С чем тогда связано то, что МВФ постоянно тянет с выделением траншей и пересматривает меморандум о сотрудничестве?
— Это стандартная практика МВФ в отношении стран, которые получают его ресурсы. Выделение каждого транша должно четко коррелироваться с тем, какие обязательства взяла на себя страна. Он увязан с конкретными реформами и мерами в макроэкономической политике и социальной сфере. Если МВФ принимает решение об отсрочке очередного транша, очевидно, что ряд требований Украина не выполнила.
Понятно, что эти условия МВФ очень непопулярны, они имеют высокие социальные издержки — повышение тарифов, снижение государственных расходов и так далее. Это несет внутриполитические риски, и Украина вынуждена учитывать это в своих отношениях с МВФ.
Фонд предлагает странам рецепт очень жесткого выправления ситуации. Он заинтересован в том, чтобы государственные финансы были приведены в полное соответствие с необходимыми требованиями. Если страна от этого отступает, она не получает транши вовремя. Кредиты МВФ тем и плохи, что несут большие социальные издержки. Но в случае с Украиной такие жесткие меры — это один из немногих путей, идя по которому страна может навести порядок в своих финансах и рассчитывать на стабильное существование.
Но кредиты МВФ не решают проблемы полностью. Украинские власти должны думать о притоке прямых инвесторов, о притоке технологий, создании новых предприятий и рабочих мест, чтобы добиться устойчивых темпов роста экономики. Получение кредитов — это не источник роста, а всего лишь инструмент временной стабилизации. Основой роста могли бы стать прямые иностранные инвестиции, но мы пока не видим их на Украине.
Анна Седова
Комментариев нет:
Отправить комментарий