Независимый, и от этого постоянно потеющий, эксперт Ричард Макларен готовится опубликовать вторую часть своего знаменитого доклада о применении допинга в России. Первую часть этого доклада он, впрочем, опубликовал не тогда, когда ему открылись ужасные факты, а ровно перед началом Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро.
Со второй частью доклада было еще интереснее. Сначала президент Всемирного антидопингового агентства WADA Крейг Риди обещал опубликовать эту часть до конца октября. Потом он же обещал опубликовать его в середине ноября. Теперь объявлено, что доклад будет опубликован в середине декабря.
Вы могли бы подумать, что господин Макларен просто хочет сделать свой доклад более тщательным. Собрать доказательства. Переговорить с заинтересованными лицами. Но – удивительно! Ричард Макларен за всё это время так и не появился в России, и ни один из российских спортсменов и тренеров не заявлял о том, что расследователь с ним связывался.
То есть источники господина Макларена не изменились — это всё тот же бывший глава РУСАДА Григорий Родченков, со слов которого и была составлена первая часть доклада, вызвавшего смех у тех, кому нужна достоверность, но приведшая к совершенно не смешным последствиям для наших спортсменов.
А если у Ричарда Макларена нет других источников, кроме Григория Родченкова — то почему тогда публикация второй части доклада постоянно откладывалась? Да очень просто: потому, что она должна была выйти непосредственно перед или во время заседания Международного Олимпийского комитета, где будут рассматриваться санкции против России.
Ожидая это, русские проводят превентивное мероприятие. На пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» заместитель председателя Следственного комитета Илья Лазутов заявляет, что «ряд спортсменов дали прямые показания о том, что Родченков склонял их к употреблению препаратов… которые впоследствии были определены как допинг». И что на запросы СК о Родченко в США и в Канаду о материалах из доклада Макларена и в Швейцарию — о тех самых пробирках для проб, — никаких ответов не поступило.
Попытка хорошая, но она, увы, не будет засчитана. Этот агнец уже заклан. Я не следователь и не эксперт по допингу, но я работаю в медиа скоро уже двадцать лет. И я отлично понимаю, зачем публикация любого компромата делается в определенное время. Именно затем, чтобы скомпрометировать.
Компрометация и восстановление справедливости — это совершенно разные вещи. И если бы господину Макларену, столь озабоченному допинговой чистотой международного спорта, было важно именно восстановление справедливости — то он бы опубликовал свои сенсационные изыскания сразу.
Если же его интересовала не справедливость, а конкретные санкции против русских спортсменов, причем даже не тех, кто виноват, а вообще всех — то тогда бы он, конечно, публиковал свой доклад в канун важного заседания.
Конечно, ни на какие запросы русского Следственного комитета никто не ответит. Ведь всё уже сказано в первой части доклада: господин Родченков как источник заслуживает доверия. А со спортивными чиновниками из России мы не разговаривали — зачем, если у нас есть Родченков? Международных спортивных чиновников и западную прессу такое объяснение вполне устраивает. Как и то, что, по словам руководителя Международного конвента «Спортаккорд» Франческо Риччи-Битти, «Ричард Макларен независим, но его работу полностью оплачивает WADA».
Независим, но его работу полностью оплачивает организация, заинтересованная в том, чтобы результат его работы был определенным. Это, если что, то самое обвинение в адрес русских информационных ресурсов, по результатам которого на днях была принята известная резолюция Европарламента.
Если же отнестись к Родченкову как к источнику хотя бы с небольшим недоверием, возникает много вопросов.
И первый из них: почему этот господин покинул Россию? Ведь тут у него всё было отлично. Он был, по его собственным словам, включен в систему. Наверняка получал, кроме своей зарплаты, хорошие бонусы. За секретность. Да покажите мне хотя бы одного русского человека, который бы бежал от подобных условий. Нет, из России бегут только те, на кого Россия начинает смотреть с подозрением.
То есть у господина Родченкова тут возникли проблемы. Мы о природе этих проблем не знаем, но можем догадываться. А теперь, после слов зампреда СК, надо догадки начинают обретать реальное наполнение.
Господин Родченков сам кормил спортсменов препаратами, которые, заметьте, только впоследствии были признаны допингом, а также уничтожал допинг-пробы, в чем потом обвинили русские спортивные власти.
Зачем он это делал? Да просто потому, что ему за это платило WADA. А WADA платило ему за это по той же самой причине, по которой платит «независимому» эксперту Макларену. Чтобы утопить русских спортсменов. А когда кто-то тут заподозрил господина Родченкова в подозрительной деятельности, тот немедленно сбежал.
Или кто-то скажет мне, что он сбежал не поэтому, а просто потому, что больше не мог терпеть это вот постоянное попрание правды? Так покажите мне другого такого, еще раз прошу я смиренно.
Нет, вы не покажете. Таких не существует. Просто потому, что мир, сволочь, реален, а не идеален.
И только по этой причине публикация второй части доклада Макларена будет иметь именно те последствия, которые уже предусмотрены WADA и теми, кто хочет исключить наших спортсменов из международного спорта вообще.
И никакие русские пресс-конференции тут не помогут.
Но за попытку — спасибо.