Показная эйфория польских правителей по поводу приобщения этой страны к клубу владельцев американских истребителей Ф-35А производит впечатление «хорошей мины при плохой игре»
Итак, свершилось! Как сообщило министерство национальной обороны Польши, 31 января 2020 года на польской авиабазе Демблин министр обороны Мариуш Блащак подписал польско-американское межправительственное соглашение о поставке Соединенными Штатами Польше по линии американской программы межправительственных иностранных военных продаж 32 истребителей пятого поколения Lockheed Martin F-35A Lightning II на сумму 4,6 миллиарда долларов. Польская пресса хвастливо отмечает, что это на 1,9 млрд долл меньше, чем значилось в уведомлении о планируемой поставке, направленном Агентством министерства обороны США по военному сотрудничеству Конгрессу США в сентябре 2019 года.
Таким образом, Польша якобы одержала впечатляющую победу в ходе дискуссии с Вашингтоном о стоимости данного приобретения. И, тем самым, еще раз доказала свою самостоятельность, весомость и важность в глазах американских партнеров, которые пошли на такие феноменальные уступки Варшаве.
Суровая бухгалтерия неоколониализма
Ну, а теперь давайте вернемся с заоблачных высот польской официальной эйфории на почву твердых фактов и неопровержимой логики.
Итак, даже если допустить, что 4,6 млрд долларов — это финальная стоимость контракта на получения Польшей 32 боеготовых истребителей Ф-35А, то и тогда каждый из таких самолетов обойдется Варшаве примерно в 144 миллиона долларов.
При этом, указанная сумма более чем в полтора раз превышает стоимость продажи аналогичного истребителя Ф-35А министерству обороны США. Вот одна из наиболее свежих справок на данную тему:
«В сентябре 2018 года Министерство обороны США и компания Локхид-Мартин финализировали контракт на сумму 11,5 млрд долл США на производство и поставку 11-й партии истребителей F-35 в количестве 141 самолёта по самой низкой цене за единицу за всю историю программы. Стоимость самолёта снижается 11-й год подряд. Цена одного F-35A, включая планер и двигатель, составляет 89,2 млн долл (на 5,4% ниже, чем в предыдущей партии — 94,3 млн).»
Даже при том, что в польском случае следует учитывать затраты на обучение персонала, довольно странно предполагать, что они равны половине стоимости каждого самолета.
Столь невысокая цена Ф-35А для ВВС США объясняется тем, что президент Дональд Трамп не так давно поставил компанию-производитель «Локхид-Мартин» перед тяжелым выбором — либо она радикально сокращает стоимость Ф-35 для американских ВВС, либо вся программа может быть свернута. Однако, при этом, президент США не выдвигал никаких требований по поводу снижения цены для стран-сателлитов США. Более того, вполне очевидно, что именно на эти страны патриот Трамп, лоббирующий интересы американского военно-промышленного комплекса, вознамерился возложить дополнительное бремя по оплате того «дискаунта» на Ф-35, который получили ВВС США.
В числе этих стран, очевидно, оказалась и Польша. Которой теперь придется оплачивать не только реальную стоимость Ф-35, но еще и существенную часть той разницы в цене, по которой эта техника поставляется на американский рынок.
Такова, на самом деле, реальная цена польского бахвальства об их мнимой независимости и влиятельности, которая, якобы, позволила им «уложить на лопатки» в этом вопросе сам Вашингтон.
Верный способ разорить небольшую страну
Однако и это еще только цветочки! На самом деле всё обстоит еще хуже! Дело в том, что объявленная цена польского контракта – 4,6 млрд. долларов далеко не полная! Вот что пишет по этому поводу осведомленный российский военно-промышленный бюллетень БМПД:
«В обоих случаях (сентябрьское уведомление и нынешнее подписанное соглашение) вооружение в планируемую поставку не входит и должно закупаться отдельно.
Подписанный контракт включает в себя обучение только 24 польских пилотов и около 100 человек наземного персонала. Обучение следующих потребует заключения дополнительных платных контрактов с США.»
Таким образом, становится понятно, что сумма 144 млн. долларов за каждую единицу Ф-35А не является окончательной и его полная стоимость в польском клиническом случае может легко достигнуть – 160-170 млн. долларов. Что, фактически, будет равнозначно установлению мирового рекорда.
Такова на самом деле истинная цена дружеских отношений Польши с Америкой и того «великолепного» в финансовом отношении контракта, который она намедни подписала. Причем подписала именно на тех условиях, которые продиктовал ей Вашингтон. И от которых даже не пахнет какой-то независимостью Польши и, уж тем более, уважением к ней со стороны американского старшего брата.
В целом же, стоимость нынешнего контракта, с учетом всего жизненного цикла этого весьма дорогостоящего аппарата, требующего весьма тщательного обслуживания, который составляет не менее тридцати лет, можно смело умножать как минимум на три. А то и на пять.
Таким образом, финансовая сторона этой «исторической сделки» сильно напоминает известный анекдот: «Хотите разорить небольшую страну? Подарите ей крейсер!» Продолжая эту военно-морскую аналогию можно сказать, что Польше подарили даже не крейсер, а целый авианосец, на содержание которого она теперь будет работать всю оставшуюся жизнь.
Но и это еще не вся печаль!
Билет в один конец по дороге в Ад
В конце концов, подобную технику приобретают для какой-то конкретной цели. Дежурные восторги польских чиновников насчет неземного счастья приобщения к самому современному оружию НАТО, можно спокойно вывести за скобки.
Важно лишь то, что время достижения оперативной готовности всех 32 польских Ф-35А уходит куда-то в туманную даль за пределами 2030 года. То есть, это вложение с очень отложенным практическим результатом. За десять лет в мировой авиации много чего может случиться. В том числе даже отказ самих США от самолетов семейства Ф-35 как таковых. В Америке уже сегодня поговаривают об ошибочности ставки на сверхдорогие, универсальные истребители и на необходимость их замены более простыми специализированными машинами нового поколения. Так что поляки со своей «архипередовой» техникой вполне могут оказаться в дурацком положении не успевших вскочить в последний вагон уходящего поезда технического прогресса.
И это не говоря уже про то, что главный козырь самолетов семейства Ф-35 – их легендарная «невидимость для радаров», уже сегодня превращается в нечто вроде рекламного трюка с целью нагреть клиента на приличную сумму:
«Радиолокационная станция (РЛС) загоризонтного обнаружения типа «Контейнер» с большой долей вероятности засекла и отслеживала полеты американских истребителей F-35 вдоль границ Ирана в момент крушения самолета «Международных авиалиний Украины». Об этом пишет «Российская газета» со ссылкой на и.о. главы МИД России Сергея Лаврова.«В это время в воздухе на границе с воздушным пространством Ирана было минимум шесть F-35», — заявил он, указав, что эта информация еще требует проверки.Как пишет газета со ссылкой на экспертов, заметить и идентифицировать на таком расстоянии почти все летающие объекты может только «Контейнер». Истребители F-35 считались невидимыми.»
И, конечно же, самое худшее, что может случиться с Польшей, это если Ф-35А действительно когда-нибудь достигнут оперативной готовности. И кто-нибудь, разумеется, не в самой Варшаве, а далеко за океаном, решится применить их в реальном деле. А поскольку таким делом может быть только агрессия Запада против России, то мне остается только пожалеть несчастную Польшу. Особенно, если заокеанские «мудрецы» додумаются вооружить польские ударные самолеты ядерным оружием малой мощности, которое на Западе сейчас стремительно входит в моду, как якобы «почти неядерное» и общедоступное к применению в условиях «почти конвенциональной» войны.
Не знаю, возможно, от Америки в этом случае действительно что-нибудь останется. Но то, что Польша при таком раскладе будет перепахана российскими «Искандерами», причем, вполне возможно, в ядерном снаряжении вдоль и поперек, сомневаться не приходится.
Так что, по большому счету и в конечно итоге, нынешний польский контракт на покупку американских Ф-35А очень сильно смахивает на покупку чудовищно дорогостоящего билета в один конец с конечной остановкой на станции Ад.
Юрий Селиванов, специально для News Front
Комментариев нет:
Отправить комментарий