Направленная на повышение инфляции и ослабление национальной валюты политика может причинить слишком большой ущерб, говорит эксперт по экономике Украины. Известный экономист Андерс Ослунд, ведущий научный сотрудник влиятельного Аналитического центра в области международных отношений Atlantic Council, раскритиковал команду президента Владимира Зеленского за проводимую ими экономическую политику
Создается впечатление, что влиятельные политики в окружении Зеленского руководствуются сегодня опасной идеей о том, что высокая инфляция и значительная девальвация национальной валюты якобы способствуют экономическому росту.
Я настоятельно призывают их пересмотреть отношение к этой идее до того, как она причинит слишком большой ущерб.
В 1970 годы значительная часть западного мира была в восторге от упрощенной формулы кейнсианской экономики. Большее количество денег считалось предпочтительным вариантом, а вопрос о способе финансирования не воспринимался как важный.
Центральные банки в то время подчинялись правительствам. Вот пример расхожей мудрости того времени: если безработица растет, то стране нужно обеспечить более высокий уровень инфляции, что позволит сократить безработицу и увеличит занятость.
Разумеется, эта схема не работала.
К концу 1970 годов Европа и США столкнулись с инфляцией, которая составила почти 20 процентов, а также с безработицей и низкими темпами экономического роста. Этот период стагфляции в конечном итоге был остановлен. В 1979 году Пол Волкер, возглавив Федеральную резервную систему США, снизил инфляцию с помощью высоких процентных ставок.
В течение следующих двух десятилетий страны по всему западному миру стали проводить такую же монетарную политику. Основным ее принципом стала независимость центрального банка.
Задача Центрбанка заключалась в следующем: проводить такую монетарную политику, чтобы инфляция была на низком уровне и была предсказуемой. Правительствам больше не разрешалось получать инфляционное финансирование от своих ЦБ.
Еще один принцип состоял в том, чтобы обменный курс был плавающим на рынке. Центральные банки должны были проводить «таргетирование инфляции», корректировать процентную ставку для сдерживания инфляции, но в то же время они должны были соответствующим образом корректировать и обменный курс.
Инфляционные ожидания стабилизировались, и то же самое произошло с обменными курсами. В течение последних трех десятилетий все ответственные политики в странах с развитой экономикой стремились удерживать годовую инфляцию в районе двух процентов, и в большинстве случаев им это удавалось.
Сегодня мало кто ставит под сомнение логику этих экономических принципов. После глобального финансового кризиса 2008-2009 годов самые развитые экономики стали испытывать дефляционное давление, поэтому центральные банки стали пытаться повысить инфляцию с помощью количественного смягчения.
В отличие от этого Украина страдает от высокой инфляции, которая образовалась из-за финансового кризиса, вызванного разграблением страны Виктором Януковичем.
В период с 2014 года по 2019 год президент Петр Порошенко и несколько сменивших друг друга правительств в Украине смогли создать нормальные западные финансовые рамки с помощью международных финансовых институтов.
В Украине был создан независимый и высокопрофессиональный центральный банк, который смог справиться с инфляцией. Кроме того, удалось также прекратить предоставление значительных кредитов Нацбанком Украины мошенникам из числа владельцев банков, которые затем переводились на их личные счета и никогда не возвращались.
Если посмотреть назад, то можно сказать, что осенью 2019 года НБУ недооценил то, насколько быстро он сможет победить инфляцию. Это означало, что НБУ недостаточно быстро сократил процентную ставку, и в результате курс гривны оказался слишком высоким. Это привело к тому, что экспорт Украины немного снизился в последние три месяца 2019 года.
Если взять более широкий контекст хаотичной в целом экономики Украины, то это была относительно небольшая ошибка. К сожалению, нынешние влиятельные украинские политики, судя по всему, все еще обеспокоены этим вопросом, несмотря на тот факт, что подорожание гривны, вызвавшее сокращение экспорта, уже осталось в прошлом.
По каким-то непонятные причинам принимающие важные решения политики теперь взяли на вооружение дискредитировавшее себя представление о том, что инфляция способна стимулировать экономику.
Конечно, вновь запустить инфляцию не составляет никакого труда. Нужно лишь увеличить государственные расходы и финансировать их с помощью монетарной эмиссии.
Однако высокая инфляция и снижение курса национальной валюты не будут стимулировать рост. Наоборот, это отпугнет как местных, так и иностранных инвесторов. В конечном итоге высокая стоимость, связанная с новым снижением инфляции, ляжет на плечи жителей Украины.
Растущая тревога по поводу экономики выходит за рамки монетарной политики правительства. После недавней отставки главы НБУ Якова Смолия из-за предполагаемого политического вмешательства многие наблюдатели тоже стали выражать сомнение в том, сможет ли Украина добиться получения дополнительного финансирования от Международного валютного фонда.
Тем временем растущая неопределенность по поводу валютного курса ограничивает способность Украины привлекать иностранные инвестиции.
Несмотря на утверждения правительства об обратном, создается впечатление, что администрация Зеленского отказалась от идеи независимого ЦБ, что является ключевым условием для дальнейшего сотрудничества с МВФ.
Совсем недавно, в июне 2020 года, Украина подписала новое соглашение с МВФ, в котором подчеркивается необходимость сохранения независимости НБУ.
Правительство Украины, судя по всему, рассматривает вопрос о значительной монетарной эмиссии для стимулирования инфляции и снижения курса гривны, а это противоречит содержащейся в соглашении с МВФ цели относительно финансовой стабильности.
Нынешняя ситуация напоминает конец 2010 года, когда тогдашний президент Украины Виктор Янукович ясно дал понять, что будет игнорировать все дальнейшие рекомендации МВФ. В результате Украина больше не смогла получать кредиты от МВФ, и так продолжалось до ухода Януковича в 2014 году.
Когда МВФ отказался от финансирования, другие международные кредиторы тоже прекратили финансирование, и Украине стало сложно продавать евробонды. В 2012-2013 годах международные финансовые рынки были закрыты для Украины.
С учетом публичных призывов президента Зеленского к снижению процентной ставки и к девальвации гривны на 11 процентов, вполне естественно, что украинская валюта находится в настоящее время в процессе ускоренного обесценивания.
Только отчаянные инвесторы будут в такой ситуации покупать внутренние украинские бонды, а иностранные инвесторы на развивающихся рынках, как правило, обладают значительным опытом.
Принятое на прошлой неделе НБУ решение об относительно высокой процентной ставке в шесть процентов успокоило рынок. Однако в июле курс гривны по отношению к доллару снизился более чем на четыре процента.
Дефолт Украины продолжает оставаться маловероятным. Золотовалютные запасы Украины выросли и составляют сегодня 28,5 миллиарда долларов, что позволяет Киеву погасить свои международные долги.
Улучшенные торговые условия должны позволить Украине добиться позитивного платежного баланса. Однако Украина делает это на фоне слабой экономической политики и поэтому будет вынуждена сократить импорт, а это приведет к падению курса гривны и снижению жизненного уровня.
С марта 2020 года Украина последовательно отказывалась от сотрудничества с теми институтами, которые обеспечивали в последние годы рост макроэкономической стабильности, а также от соответствующих идей.
В то же время команда Зеленского начала проводить опасную политику, направленную на повышение инфляции и ослабление национальной валюты. Если подобная политика будет продолжена, она отпугнет как внутренних, так и иностранных инвесторов, а также замедлит экономический рост.+
Нет оснований ожидать значительного улучшения ситуации в экономике Украины до того момента, пока не произойдет возвращение страны к политике макроэкономической стабильности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий