Холдинг "Вертолеты России" планирует до конца 2025 года произвести более 1100 вертолетов. Об этом сообщил президенту России Владимиру Путину генеральный директор холдинга "Вертолеты России" Андрей Богинский.
"С 2021 по 2025 годы мы планируем произвести и реализовать на внутреннем и внешнем рынке более 1100 вертолетов. При этом уже в 2023 году доля гражданской продукции превысит 50 процентов", – отметил Богинский.
За предыдущие пять лет холдинг поставил на внутренний и внешний рынок 865 вертолетов с газотурбинными двигателями. "Это второй результат в мире для гражданских и военных", – подчеркнул Богинский.
По его словам, мощности холдинга позволяют производить порядка 360 вертолетов в год.
Холдинг намерен удержать лидирующие позиции еа мировом рынке и к 2030 году планирует увеличить производительность и выручку в три раза по сравнению с 2020 годом, а консолидированную прибыль увеличить в четыре раза, сообщил Богинский. Источник
Ледовые оковы
Российская империя, СССР, Российская Федерация – имена самого большого государства с самой протяжённой государственной границей. Но значительная часть территории страны находится в арктическом и субарктическом поясах. Там же пролегает большая часть современной почти 39000-километровой морской границы России.
Климат такой, что льды на северных морях и реках держатся зачастую более полугода, а ведь водные глади и толщи всегда были важным источником ресурсов и транспортными артериями. Особенно важен с этой точки зрения Северный морской путь, соединяющий Карелию и Балтику с Дальним Востоком. А ещё важны реки, впадающие в северные моря, по которым можно перебраться и в южные регионы страны.
Прокладывать во льду пути для кораблей люди научились давно. Поморские народы использовали перегруженную лодку-сани: её пологим носом втаскивали на лёд, который после проламывался под весом груза.
Парусные суда XVIII-XIX веков для прохода через северо-восток (огибая Канаду с севера) оснащались специальным днищем, которое должно было выталкивать судно при смерзании льда, а потом проламывать гладь. Первые пароходы оснащались гребными колесами по бортам и не могли эффективно проламывать льды на ходу, поэтому на палубах таких ледоколов устанавливали краны с «гирями», которые крошили лёд вокруг бортов.
Машина против льда
Первый эффективный ледокол современного типа появился именно в Российской империи. Им в 1864 году стал переоборудованный из частного портового буксира ледокол «Пайлот» постройки Кронштадтских верфей. Буксир обладал винтовым движителем на корме, поэтому гребные колеса не были бы ему помехой в преодолении ледяных препятствий. Осталось только немного укрепить корпус, срезать носовую оконечность под углом 20° к линии киля и вуаля: «Большое удобство для публики, желающей ехать в Петербург, и для приезжающих оттуда доставляет винтовой пароход «Пайлот» почётного гражданина Бритнева, который ходил до настоящего открытия навигации три раза в день с пассажирами в Ораниенбаум, а именно в 8, 12 и 3 ч». Так писала газета «Кронштадтский вестник» весной того же года.
Через два года «Пайлот» победил соревнование в Финском заливе с ледоколом «гиревого» типа, а аномально холодной зимой 1877/88 годов чертежи «Пайлота» были проданы в замёрзший Гамбург, где построенные суда-двойники получили восторженные овации. Затем чертежи были куплены в Дании, Швеции, США. Так русский «современный тип» ледокола разлетелся по миру.
В России тоже не забывали об этом типе кораблей, построили несколько двойников «Пайлота», а во второй половине XIX века появились более крупные суда. Впрочем, работали они, как правило, на реках и в прибрежной зоне. Например, паровые ледоколы «Байкал» и «Ангара» работали одновременно железнодорожными паромами на одноименных водоёмах.
Покоряя Арктику
Толстые льды Северного Ледовитого океана были пока не по силам этим кораблям, хотя ещё адмирал Макаров задумывался об арктических ледоколах. Первый такой – «Ермак» – появился в 1899 году. Хотя в арктических водах его поначалу использовали неохотно, оставляя работать на Балтике и в Северном море. Русско-японская война скорректировала эти планы. В Первую и Вторую мировые войны ледокол включали в состав флота и вооружали, он проводил сквозь льды военные и грузовые конвои, эвакуацию.
Но звездный час «Ермака» – начало 1938 года. Во льдах Арктики замёрзли все советские ледоколы и конвои. «Ермак» освобождал караваны из ледяной ловушки, эвакуировал экспедиции, доставлял снабжение в арктические поселения, оставшимся зимовать экипажам и исследователям. За два месяца ледокол побывал на всём маршруте Северного морского пути.
Побратимом «Ермака» был ледокол «Святогор», спущенный на воду в 1916 году для проводки военных конвоев. Корабль после интервенции попал в Великобританию, был возвращён и переименован в «Красин». В интербеллум водил флотилии в Арктике, участвовал в спасении застрявших судов, в экспедиции по спасению команды дирижабля «Италия», германского парохода «Монте Сервантес». После начала Второй мировой пересёк весь мир, чтобы попасть с Дальнего Востока в Англию и проводить северные конвои с ленд-лизовским грузом. Работа была опасной, «Красин» был целью для немецких подлодок, авиации и «Адмирала Шпеера», но чудом уцелел. После войны был модернизирован, использовался в Арктике до конца 1980-х.
Были в Арктике и другие ледоколы – паровые, дизельные, ледорезного (с острым килем, рубящим лёд) и классического (проминавших льдину) типа. Но приближалась новая эпоха…
Сила атома
После войны особое внимание уделяли атомным технологиям, и им пророчили место в каждом доме. До атомных кухонь и автомобилей дело не дошло, а вот поместить реактор в крупное судно – оказалось делом вполне себе реальным и выгодным. Первым атомным ледоколом в мире стал «Ленин», спущенный на воду в 1959 году. Такому судну с мощной энергоустановкой уже не грозило замерзание или застревание во льдах.
Следующее поколение атомных ледоколов – «Арктика» – выпускалось на протяжении 30 лет. Они были оснащены сразу двумя реакторами, что прибавило кораблям скорости и мощности, а меньший по численности экипаж размещался в комфортных условиях – на корабле есть баня, бар, бильярд, бассейн, волейбол, актовый зал. Эти корабли не только проделывают пути во льдах для конвоев, но служат и научным целям. Именно ледокол «Арктика» стал первым в мире кораблём, достигшим Северного полюса, а сейчас возит туда туристов.
Технически корабли оснащены двойным дном, изменяемым с помощью балластов дифферентом, возможностью ломать лед задним ходом, мощным радиооборудованием, вертолётными площадками.
Другие виды
В 1988 году появился «Севморпуть» – гибрид ледокола и грузового корабля, то есть «лихтеровоз». Атомные ледоколы с малой осадкой трудятся также в устьях рек, могут подняться по их течению. Дизельные ледоколы никуда не пропали – выполняют свою работу на малых и местных маршрутах. В целом каждый корабль, предназначенный для эксплуатации в наших широтах, имеет в своей конструкции определённый лимит ледокольной возможности, это относится даже к прогулочным теплоходам на Москва-реке.
А со стапелей отечественных доков начиная с 2010-х годов сходят ледоколы нового поколения.
Автор: Андрей Райн
Комментариев нет:
Отправить комментарий