понедельник, 31 октября 2022 г.

Обзор 31.10.2022










Немного мыслей об атаке на Севастопольскую бухту …


Итак, подробности беспилотной и безэкипажной атаки на Севастополь: нападение предпринято под руководством британских спецслужб в субботу утром, задействовано было порядка десятка воздушных БпЛА и семь автономных морских аппаратов-камикадзе. Силами кораблей Черноморского флота все цели уничтожены, незначительное повреждение получили морской тральщик «Иван Голубец» и боносетевое заграждение в Южной бухте, конец цитаты из субботнего сообщения.

На самом деле, по словам севастопольцев, повреждены оказались три корабля, а фрегат «Адмирал Макаров» якобы на полтора месяца выбыл из строя. По распространяемым видео с украинской стороны стало понятно, атаковали начиненные взрывчаткой морские дроны-камикадзе. Стремительные гражданские скутеры (скорее всего) канадского производства, переделанные в контактные надводные торпеды. Копии ранее обнаруженного неизвестного изделия недалеко от Севастополя.


Позже Министерство обороны сообщило: морские беспилотники были запущены с побережья возле Одессы, перед атакой они двигались в зоне безопасности «зернового коридора», созданного для вывоза продовольствия из украинских портов. Со дна были подняты обломки, среди которых нашлись канадские навигационные модули, позволившие отследить полный маршрут движения. Скорее всего:

«аппараты были спущены с борта одного из гражданских судов, зафрахтованных Киевом или его западными покровителями для вывоза сельскохозяйственной продукции из морских портов Украины»

Думки тяжкие

Опять не всё благополучно в королевстве … черноморском, военно-морском. Нехорошие новости из Крыма, а особенно вокруг Флота становятся более тревожными, что настораживает - регулярными. Ладно, пусть большое начальство думает, у него на то голова большая. Лично постараюсь кирзовым пехотным разумением разобрать ситуацию с точки зрения военно-технической.

Первый вопрос, которые задали Читатели: откуда катера-камикадзе могли отчалить? Откуда угодно, но вряд ли из самой Одессы или Очакова. Почти три сотни километров, необходимость по очень широкой дуге обогнуть Крымский полуостров при постоянном патрулировании сил морской авиации Черноморского Флота … сомнительное предприятие, для тех надводных скутеров – невозможное, а для подводных дронов запас хода на электрических двигателях тоже недостаточен.

Ведь сообщается о повреждении боносетевого заграждения, некоторые ТГ-каналы говорили – именно в подводной его части. Это могут сделать только безэкипажные аппараты, которые 27-го августа Великобритания передала Украине. А коль помянуты нашим оборонным ведомством, что подрывы «Северных Потоков» совершены при участии рыжих ухарей Его Величества, то класс дронов-камикадзе угадывается, но об этом ниже.

Скорее поставлю на варианты: морские беспилотники запустили с гражданских сухогрузов, участвующих в «зерновой сделке». Либо с какой-то импортной баржи стран Черного моря из района острова Змеиный.


О чём не говорит пока Министерство обороны, пофантазирую с Вашего позволения. Если атака была комбинированной, то концепция применения необитаемых аппаратов силами Королевского Флота гласит: должны использоваться надводные, полупогруженные, подводного и воздушного базирования дроны, подкрепленные ракетным ударом. Последний компонент из уравнения убираем, ещё не поставили таких дальнобойных боеприпасов Украине, оставляем первые четыре.

Что сразу вызывает массу вопросов. Пробраться в хорошо защищенную бухту, якорную стоянку целого военно-морского флота – задача нетривиальная. Тут не отбояришься закладкой координат в память малозаметной полупогруженной лодочки, чтобы она иногда сверялась с маршрутом по GPS-навигации, периодически всплывая, как пластиковые лайбы наркокурьеров. Требуется телеуправление оператором, а для этого расчёт должен находиться довольно близко к самому аппарату.

На одном видео заметно, как ловко дрон-камикадзе уклоняет от очередей из пулемёта, пока по нему не шарахнули ракетой с вертолёта. Хорошо известно: Севастопольская бухта охраняется по высшему разряду. Причалы и якорные стоянки прикрыты боновыми заграждениями из сетей, препятствующих самым разным угрозам: самоходным аппаратам, подводным диверсантам со всякими средствами передвижения.

Сете-боновое заграждение

А в надводном положении вообще трудно предположить объект, способный пробраться на внутренний рейд. Но они пробрались. Явно изготовлены из материалов, поглощающих излучение радаров.

Так что, если главными подозреваемыми названы англичане (а не французы с их безэкипажными морскими аппаратами спутникового наведения) – то ищите боевые расчёты контроля, причём очень недалече от Севастополя. Знающие люди бают – не далее 50-ти морских миль подобная телеметрия работает эффективно. Хотя управление посредством воздушных беспилотников тоже возможно, янки, шведы и норвежцы удачно пробовали такое пару лет назад на учениях.

Подводная угроза

Но поразмышляю о собственных подозрениях, никак не освещенных в коротких сообщениях нашего оборонного ведомства. 27 августа Великобритания официально уведомила: инфернальная и коварная Россия минирует акваторию Черного моря, законопатила украинские порты минными банками, препятствует вывозу зерна голодающим Африки. Поэтому, киевскому режиму будут поставлены подводные беспилотники противоминного назначения.

Тип техники и номенклатура изделий не уточнялась, но не нужно быть Штирлицем, чтобы понять о чём речь, ведь сказано: аппараты могут работать на глубине до 100 метров, несут средства наблюдения, обнаружения и распознавания мин. И вообще, В Черном море на глубинах более 200-от найти что-либо проблематично, там висит сплошной глей ила пополам с сероводородом, непроницаемая гидроакустическая локация. Ставить там донные мины не имеет смысла (против чего?), а обнаружить объекты – почти не представляется возможным.

Американцы сообщение британских коллег более подробно растолковали, будут совместно готовить операторов из ВСУ и вместе с подводными аппаратами передадут … устаревшие тральщики типа «Sandown». Как они собираются добраться до украинских портов – не уточнили. Но тип аппаратов легко установить, чтобы не рисковать штучными секретными изделиями или мелкосерийными, которые Королевский Флот униженно вымаливает каждый год у правительства. Речь идёт о массовом изделии, давно применяемом - беспилотном комплексе «REMUS 100».


Он имеет дюжину модификаций, с начала «нулевых» регулярно модернизируется, в семействе есть уже многоцелевые, очень крупные и тяжелые «REMUS 300/600», способные работать на больших глубинах, нести самую разнообразную «специальную» аппаратуру, большей частью засекреченную. Использовали первыми «REMUS 100» ВМС США, закупив у бриттов после вторжения в Ирак для разминирования акватории Персидского Залива и успешно обезвредили десятки «сюрпризов».

«REMUS 100» - миниатюрная подлодка на электрическом приводе, длиной полтора метра и весом до сорока килограмм. Максимальная скорость движения – пять узлов (9,3 км/ч) экономичный ход - около трех. Заряда батарей хватает на десять рабочих часов. Глубины – до 100 метров. Управлять аппаратами можно посредством расчёта операторов (через кабели), основным средством навигации является инерциальная система датчиков и вычислителей.

В надводном положении используется спутниковая система GPS и даже Wi-Fi, что позволяет проводить аппарат заранее заданным маршрутом. Когда «REMUS 100» погружается, то включает штатные гидроакустические станции бокового обзора. Если аппарат в недружественных водах – информация записывается на носитель, если враг не мешает, данные в реальном времени передаются оператору. Который видит трехмерную карту акватории, расположенные там объекты. Система простая, дешёвая, очень удобная в использовании.

Но есть и другого рода модификации «REMUS 100», предназначенные для разведки в радиусе до 35-40 морских миль от судна операторов, либо для диверсий, на место штатной аппаратуры ставится десятикилограммовый боезаряд. Но в 2010-ом подобные эксперименты Королевским Флотом были прекращены, мощность БЧ слишком мала для причинения серьёзного ущерба, а сам подводный аппарат для таких подрывов – дорог.

Линейка «REMUS»

Но! Специализированное военное он-лайн издание «UK Defence Journal» (Журнал обороны Великобритании) сообщал об учениях Королевского и американского Шестого военно-морских Флотов, когда несколько «REMUS 100» с боевой частью использовались для прохождения боновых заграждений, расчищая проход для более крупных подводных необитаемых аппаратов и торпед, способных повредить боевые корабли условного противника. Номенклатура таких роботизированных изделий широкая, управлять некоторыми можно с расстояния сотен морских миль.

Вопросы

Итак, в почти пятичасовой атаке использовались различные виды БпЛА, роботизированных скоростных скутеров и (уверен) подводные дроны для прохождения боновых заграждений. За всем пристально наблюдал американский беспилотник-разведчик RQ-4B-40 «Global Hawk» с бортовым номером 11-2046 и позывным «FORTE10».


Он не мог корректировать действия малых беспилотников-камикадзе, как утверждают некоторые медийные ресурсы, лишь сообщал расчётам данные о действиях обороны Черноморского Флота: вскрывал районы ПВО, обрабатывал сигналы боевого управления, фиксировал нашу реакцию на различных траекториях подлета и подхода дронов-камикадзе.


Совершенно точно «срисована» вся система ПВО нашей главной военно-морской базы, ведь при объявлении «полной боевой» начинают работать частоты и комплексы, которые не используются в режиме ожидания и дежурной фиксации целей. Аппараты, которые атаковали «из полупогруженного положения», тоже уничтожены и неизвестно, какого они рода, с какого парохода. А в надводном положении шли точные копии ранее обнаруженного подле Севастополя неизвестного аппарата, потом отбуксированного в море и подорванного от греха подальше:


Хотя как … неизвестного: издание «Maritime Executive» уверено, что перед нами «морской миноискатель», автономный необитаемый подводный аппарат AUV SeaCat («Морская кошка»). Что есть большая неправда, ни разу не похоже.


Уцелевший безэкипажный найдёныш в бухте Омега неизвестен, собран на базе канадского гражданского скутера. Но явно таранно-ударного назначения, может нести до 60-ти килограммов взрывчатки, так считают военно-морские эксперты французского издания «Naval News». Одна тонкость: такие аппараты с телеметрией и приборами визуального наблюдения очень небольшого радиуса действия, 50-60 морских миль.

Опять упираемся судно-матку, оператора на крымском берегу или БпЛА, поскольку поверить в присутствии подводных лодок НАТО в Чёрном море или использования для атак турецких … это война.

Теперь заглянем в нашу Южную бухту, где по утверждению министерства Обороны, повредили боносетевое заграждение, прикрывающее, насколько знаю - подходы к причалам. Туда как-то пробрались (на внутренний рейд главной базы ЧФ!) три морских беспилотника врага. А ещё одну четверку расстреляли огнем корабельной артиллерии ЧФ и морской авиацией на подходе. Смотрим:


Главные ворота в Севастопольскую бухту представляют собой небольшое пространство между Северным и Южным бетонными молами, возведенными для защиты внутреннего рейда главной базы от осенних штормов. До 1986-го, пока строились молы, вход в бухту от диверсантов и прочих неожиданностей был закрыт специальной стальной сетью, которая уходила до самого дна вниз, аж на 16 метров. «Швейцаром» для входящих-выходящих кораблей и судов был специальный буксир, круглосуточно таскавший боновое заграждение туда-сюда.

боновое заграждение Балаклавской бухты

Девятый месяц идёт Спецоперация … Командовании ВМФ, может быть … ну так, сподобится боновое заграждение длинной 400 метров поставить на главные ворота Севастопольской бухты? А лучше два или три. Дорога мирная жизнь с прогулочными и рыболовными посудинами, без всякого порядка шастающими по внутреннему и внешнему рейдам? Не случайно посвятил часть статьи поставленным ВСУ необитаемым аппаратам «REMUS 100», у которых малый запас хода. Идеальное оружие для террора.

Дальше. Севастопольцы утверждают, что военные моряки сбивали утром барражирующие боеприпасы польского производства типа «Warmate». Их передала Украине Литва ещё в конце августа, числом 40 штук. Абсолютно бесполезная для атаки на флот игрушка, оружие диверсантов или передней траншеи на фронте: пять кило общего веса, 530 грамм взрывчатки в боевой части. Но малозаметная, легкая в освоении даже ребёнком.

Если информация о польских «Warmate» правдива, то начинаем беспокоиться больше, аппараты в воздухе могут находиться не более часа, устойчивость дальность связи с оператором дрона – не более 10 километров. Это как, диверсанты в самом Севастополе, в ближайших окрестностях? Конечно. Вспоминаем атаку на Штаб Черноморского Флота в день ВМФ, взрывы на складах и аэродроме Бельбека, а три дня назад какая-то маломощная жужжалка прилетела на Балаклавскую ТЭС.

«Warmate»

Выводы.

Данные продолжают поступать противоречивые о результатах массированной комбинированной атаки на Севастополь. Единственный добравшийся до города боеприпас-камикадзе упал недалеко от местного профтехучилища на улице Хрулева, повредив лишь оконное остекление.

Видимо, был ссажен средствами РЭБ. Но его маршрут понятен – летел в сторону 13-го судоремонтного завода Черноморского флота в Килен-бухте, единственного места, где корабли могут чиниться. Что он своими полкило взрывчатки хотел поломать? Да ничего, налицо проверка архитектуры ПВО города и главной базы военно-морского Флота.

Как могут повредить огромные боевые корабли композитные или дюралевые «байдарки» с шестью десятками кило взрывчатки, если ударят над ватерлинией? Да никак, если целью не является буксир или небольшое вспомогательное судно. Задача атаки на Севастополь - частоты и места генерации излучения наших РЛС-станций, постов радиоэлектронной борьбы. Не только в Севастополе, а вообще в Крыму, так устроена эшелонированная оборона, поднимаемая по общей тревоге.


Используя маломощные средства поражения, американцы и англичане пристально нас изучают. Сначала дюжина дронов прибыла, следом жди ещё больше. Если наглухо не запечатать украинские порты полной морской блокадой. А прочие гражданские суда, идущие вне привычных торговых маршрутов, нужно настойчиво сопровождать, даже досматривать. Идут боевые действия, давно вышедшие за пределы степей Тавриды. Вспоминаем «Северные Потоки», держим в уме «Турецкий « и «Южный». Не о зерне нужно думать, о безопасности Чёрного моря.

А что до Севастополя, то с махновщиной в городе пора заканчивать. Военной контрразведке и силовикам стоит вспомнить, как именно охранялась (гласно и негласно) главная база Черноморского Флота в советские времена. А когда появлялись самолёты дальней радиолокационной разведки США в непосредственной близости от нашей базы, какие именно маневры устраивала советская морская авиация вокруг соглядатая, заставляя того в панике убраться. Многое нужно вспоминать ... чтобы потом не поминать погибших моряков и боевые корабли.

Исторические напёрстки



Донаты на сайт Яндех кошелёк - 410017649256522

Комментариев нет:

Отправить комментарий