Недавняя история с шаром — далеко не первый случай того, когда были зафиксированы полёты подобных аэростатов. В самом начале президентства Байдена похожий шар пролетал над континентальной территорией США. А в конце 2022 года ещё один шар курсировал вокруг Гавайев
Более того, несколько таких шаров были замечены в небе над США и в эпоху Трампа. Тогда они летали над Техасом, Флоридой, Вирджинией, Калифорнией, Гавайями и Гуамом. Впрочем, Трамп и члены его кабинета отрицают, что когда-либо об этом слышали.
И теперь стало ясно, почему — в Пентагоне просто решили не уведомлять политическую власть в Вашингтоне об этих шарах. Сначала их и вовсе причислили к неким НЛО. А затем не захотели признавать своей ошибки. Это олицетворяет то, как работает “дипстейт” — который сам определяет, в чём ему отчитываться перед президентом США, кому он формально подчиняется, а в чём нет.
В Вашингтоне все полёты аэростатов рассматривают как попытку устроить слежку за важными военными базами США, находящимися в штатах, где эти шары были замечены. Кроме того, может оцениваться реакция США на полёты в своём воздушном пространстве — с работой радаров и ПВО.
Однако есть и более алармистские теории. Некоторые конгрессмены уверены, что такие аэростаты могут в будущем применяться как средства доставки биологического оружия. Или альтернативный сценарий — взрыв ядерной боеголовки в верхних слоях атмосферы, который вызовет электромагнитный импульс с уничтожением немалой части инфраструктуры на территории США.
Разоблачения истории с шарами не только вызвали политический переполох в Вашингтоне — но и укрепили позиции антикитайских ястребов. Они видят эти инциденты буквально покушением на суверенитет США — и будут усиливать давление на Китай, ведя к очередному витку эскалации.
Ключевые уроки СВО для Вашингтона
Специальная военная операция России на Украине привела к тому, что в США снова разгорелись дебаты – в правильном ли направлении идет строительство и развитие американских вооруженных сил?
Ежегодно США тратит сотни миллиардов долларов на оборону. Однако при неучастии США в военном конфликте политики редко получают представление о том, окупились ли эти затраты. Другое дело, когда другие страны ведут войну, используя американскую военную технику и тактику, как сегодня на Украине.
Как пример: арабо-израильская война «Судного дня» 1973 года. Хотя в конце-концов Израиль отбился, война стала катастрофой для еврейского государства. Несмотря на опытное военное руководство с многолетним коллективным боевым опытом и вооружением США, Израиль потерял более 800 единиц бронетехники и 100 штурмовиков. Спустя всего шесть лет после того, как Израиль быстро сокрушил объединенную арабскую армию во время Шестидневной войны, война Судного дня резко контрастировала с ней: она тянулась несколько недель, требовала экстренной помощи США для восполнения потерь техники и стала тревожным звонком — и не только для Израиля. Американское оборудование и тактика, используемые израильской армией, показали себя не самым лучшим образом против советских оппонентов в египетских и сирийских вооруженных силах. Был сделан вывод, что если американские силы не адаптируются к текущим реалиям, они могут быть так же близки к поражению в потенциальном конфликте в будущем.
Сегодня СВО вполне может дать столько же опыта о войне 21-го века, сколько Война Судного дня дала о конфликтах 20-го века. На протяжении десятилетий США строили вооруженные силы для внезапных конфликтов и быстрых ударов, где бал правят скорость и точность. Но спустя год после начала СВО, стало ясно: Соединенным Штатам нужно будет готовиться к конфликту совсем другого типа, чем тот, который они планируют вести сегодня.
Например, следует учесть важность танков: как оказалось, альтернатив бронетехнике для захвата территории, особенно на открытой местности, немного. И здесь явно выявляются противоречия даже в самих ВС США: например, Корпус морской пехоты США еще в 2020 году отказался от танков и вывел их из боевого состава, тогда как армия, напротив, ориентируется на применение танков.
Флот также оказался затронут: выяснилось, что боевые корабли оказались чрезвычайно уязвимы для атак ракетным оружием и морскими беспилотниками. США, обладающие самым мощным по боевому потенциалу флотом, не могут этого не признавать.
Применение авиации оказалось также неожиданным: СВО показала, что авиация действительно все еще может действовать в пределах досягаемости вражеских ракет — не безнаказанно, но и не с гарантированным поражением. Что еще более важно, война подчеркивает растущую важность дронов. В некотором смысле пилотируемая авиация уступила место беспилотной авиации в битве за небо над Украиной.
Ключевые уроки также были извлечены для космоса и киберпространства. СВО называют первой коммерческой космической войной. Частные космические компании сыграли огромную роль в конфликте — от обеспечения связи до обеспечения разведданными ВСУ в реальном времени. Взаимные кибератаки также не оправдали ожиданий.
Тем не менее, уроки СВО учитываются мало: армия США по-прежнему продвигает программу Future Vertical Lift — дорогостоящую разработку пяти новых типов вертолетов, несмотря на все потери вертолетов. ВМФ по-прежнему вкладывается в большие надводные корабли, а ВВС по-прежнему наращивают парк пилотируемых самолетов, несмотря на господство беспилотников в воздухе.
Самый важный урок СВО заключается в том, что дешевое и многочисленное оружие превосходит высокотехнологичное, но дорогое, а современные войны сопряжены со значительными потерями. Побеждает не тот, у кого есть серебряная пуля, а тот, у кого больше патронов.
Если Соединенные Штаты действительно извлекут уроки из этой войны, как они это сделали после Войны Судного дня 50 лет назад, они могут обеспечить качественное превосходство американских вооруженных сил на десятилетия вперед. Если этого не произойдет, второго шанса может и не быть.
Комментариев нет:
Отправить комментарий