Западный мир в периоде полураспада
Вызов брошен
Пожалуй, уже ни у кого не осталось сомнений, что миропорядок, сложившийся после Второй мировой войны, и гегемония США, установившаяся после распада СССР, разрушены практически до основания. Взамен, как указывается в официальных доктринальных документах США, наступила эпоха соперничества великих держав – России, США и Китая. К таким же выводам пришли и отечественные аналитики, однако взгляд европейцев на сложившуюся до последнего времени ситуацию оставался как бы в тени.
И вот Центр исследования безопасности в швейцарском Цюрихе подготовил объёмный доклад под названием «Стратегические тренды 2023», в котором изложен европейский взгляд на ключевые события в глобальной политике. По мнению экспертов Центра, Россия и Китай бросают вызов концепции либерального международного порядка. Причём стремление ослабить США, как там считают, является «важной движущей силой китайско-российского партнёрства».
Утверждается, будто специальная военная операция на Украине подорвала европейскую безопасность, а угроза вторжения Китая на Тайвань подтверждает текущие угрозы мировой безопасности. При этом заявление о «безграничной дружбе» между Россией и Китаем приводит авторов доклада к выводу, что руководитель Китая Си Цзиньпин может рассматривать конфликт на Украине как «первый залп в широкой конфронтации Востока и Запада за контроль над международной системой».
Эксперты соглашаются с опубликованной в октябре 2022 года Стратегией национальной безопасности США, в которой говорится, что и Россия, и Китай бросают вызов международному миру и стабильности путём «экспорта нелиберальной модели международного порядка». При этом именно Китай назван в докладе единственным конкурентом, имеющим возможности изменить международный порядок, а Россия для США всего лишь «острая угроза». В этом контексте в докладе используется следующая формулировка: «Россия – это изгой, а не равный, Китай же – равный, а не изгой».
Здесь необходимо отметить, что американская гегемония Китай, конечно же, не устраивает, однако вполне устраивают текущие правила международного порядка, поскольку Пекин, в чём не сомневаются в Вашингтоне, сегодня получает наибольшую выгоду от глобализации, которую Америка выстраивала под себя. Как известно, ещё до окончания холодной войны США приложили немалые усилия для либерализации Китая и превращения его в свой промышленно-производственный придаток, поощряя дальнейшую интеграцию Поднебесной в мировую экономику и международные институты. Кульминацией стало вступление Китая в ВТО.
В известной степени результат был достигнут: США сосредоточились преимущественно на финансовом рынке и практически утратили промышленную базу, а Китай превратился в «мировую фабрику», и теперь правила ВТО «играют» против США, что, собственно, и признал советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан, когда озвучивал «Стратегию восстановления американского экономического лидерства».
Россию не устраивает ни гегемония США, ни установившиеся после развала СССР правила международного порядка, где ей уготована роль сырьевого придатка Запада. Но и в большой политике нет худа без добра, а тот факт, что американские и европейские стратеги ставят в первоочерёдности угроз на первое место Китай, по большому счёту Москве только на руку, если, конечно, не зацикливаться на фантомных амбициях. Недооценивая Россию, Запад автоматически направляет главные ресурсы на противостояние Китаю, в результате вряд ли сможет бесконечно, как это сейчас заявляется, поддерживать Украину в конфликте с Россией. США уже сейчас в преддефолтном состоянии.
Собственно, такая тенденция видна уже и невооруженным глазом: если на первых порах военная помощь Украине исчислялась миллиардами, то сейчас – миллионами. При этом Белый дом, которому пока что не удалось договориться с республиканским большинством в Палате представителей, заявляет, что до конца финансового года не планирует запрашивать у Конгресса средства на поддержку Киева. И уже есть опасения, что «украинский бюджет» Пентагона закончится к середине лета.
Блоковый мир
По оценкам авторов доклада, Запад больше всего беспокоит активное участие Пекина в международных институтах, куда США дорога по определению закрыта, а возможность влиять минимальна, это – Шанхайская организация сотрудничества, группа БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), а также собственная китайская экономическая инициатива «Один пояс – один путь» и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций.
При этом Китай, констатируют эксперты из Цюриха, стремится ограничить присутствие США в Азиатском регионе, заявляя о ещё более широких амбициях – о создании «сообщества единой судьбы для всего человечества», естественно, в китайской парадигме. Выступая в 2017 году на съезде КПК, Си Цзиньпин практически прямым текстом заявил, что Китай вступил в «новую эру, где он должен занимать центральное место». А вот слова товарища Си после того, как он стал председателем КНР в третий раз: «Мир претерпевает невиданные за столетие глубокие изменения, но время и ситуация благоприятствуют нам».
На этом основании европейские эксперты делают вывод о том, что Китай может стремиться не только к созданию сферы влияния в Азии, но и к созданию «китаецентричного» мирового порядка, в котором Китай будет играть ведущую роль и уже на своё усмотрение формировать правила глобальной игры, взяв в свои руки «руководство разнообразной группировкой государств, состоящей в основном из недемократических развивающихся стран Глобального Юга». Вот чего боится Запад.
Противопоставить этой тенденции авторы доклада предлагают расширение альянса «стран с либеральной демократией» как в Европе, так и в Азии под прикрытием «американского ядерного зонтика». Причём в расширенном смысле, что предполагает размещение ядерного оружия США на территории этих стран и обучение местного персонала применять его.
На самом деле ничего нового: то же «блоковое мышление», такое же деление стран на те, которые глядят в рот США и признают так называемые либеральные правила, и на те, которые остались приверженцами международного порядка, – на страны «демократий» и «автократий», если исходить из позиций, озвученных США. А другого «языка» международного общения, кроме языка либеральной диктатуры (отсюда и навешивание по сути своей ярлыков), в Вашингтоне так и не освоили.
И вот что важно. Несмотря на принципиальное совпадение ключевых моментов в национальной политике России и Китая (например, о необходимости борьбы с гегемонией США), отражённое в совместном заявлении от 4 февраля 2022 года, а также по результатам визита Си Цзиньпиня в Москву в марте этого года, европейские эксперты выражают надежду, что «тесного военного альянса между Россией и Китаем заключено не будет». Дескать, наоборот, рост активности Китая в Центральной Азии, по их мнению, будет ущемлять интересы России.
Возможны варианты…
Авторы доклада рассматривают три сценария дальнейшего развития миропорядка. Первый вариант: после «фрагментации» мира ни у одной страны не будет возможности управлять международной повесткой, и тогда мир, в отсутствие общих правил поведения, может скатиться к хаосу. В случае установления многополярного мира, чего, например, добиваются Россия и Китай, Соединённым Штатам, как вариант, пришлось бы принять тезис о том, что новый статус этих стран, претендующих на региональное лидерство, не будет угрожать американским интересам. Однако, по мнению экспертов, так называемые либеральные демократии вряд ли смирятся с таким порядком вещей.
В итоге авторы приходят к выводу, что наиболее вероятным сценарием может стать «антагонистический мировой порядок», в котором утверждается конфронтация между Востоком и Западом, выраженная противостоянием США и их союзников с Китаем в партнёрстве с Россией. Такая ситуация в некотором роде напоминает классическую холодную войну США и СССР, только в расширенном масштабе.
С той разницей, что во времена прежней холодной войны, когда у конкурирующих блоков было минимальное экономическое взаимодействие, сегодня экономика Китая тесно связана с экономикой США и их союзников как в Азии, так и в Европе. Поэтому набор сдержек и противовесов будет объёмнее, что потребует договорённостей различного характера не только в сфере безопасности, но и в экономике. Но кто будет договариваться, если диалога практически нет?
С широко закрытыми глазами
Но все эти сценарии выстроены на парадигме начала 2000-х годов, когда либеральная идеология ещё сохраняла привлекательность. С тех пор США и их союзники успели разбомбить Югославию, Ирак, Ливию, и это мировое сообщество не забыло. Кроме того, воинствующей русофобской политикой Запад поставил под сомнение свои собственные ценностные ориентиры, которые проецировались на мир. Неприкосновенность частной собственности, принципы законности, толерантности, свободы слова и равного доступа к информации разрушены настолько, что восстановить их в прежнем формате уже невозможно.
Как заметил президент России Владимир Путин в марте 2022 года, антироссийские санкции бьют по самому Западу и по всей глобальной экономике, а миф о «золотом миллиарде» рушится буквально на глазах, как, впрочем, и отношение к западному миру. В конце концов президент США Джо Байден был вынужден признать: «Что касается нехватки продовольствия, то она будет реальной. Цена санкций ложится не только на Россию, но и на огромное количество стран, включая европейские страны и нашу страну». Так что Запад обречён спуститься с «Пика удовольствий» на грешную землю – прошли золотые времена.
Это к тому, что Америка по-прежнему хочет править миром, но уже не может – скорее, только вредит ему. Русофобия, навязанная Вашингтоном, привела к тому, что даже в центральных странах Европы по итогам 2022 года продовольственная инфляция оказалась примерно в два раза выше, чем в России. Руководители Франции и Германии напрямую говорят, что пик изобилия в их странах пройден, поскольку европейское изобилие строилось в первую очередь на дешёвых энергоресурсах из России и китайском рынке. Теперь этого не будет.
Так что у глобального мира по-американски теперь нет не только нравственной основы, но и экономической. Осталась военная, но и это палка о двух концах. Озвучить такие выводы эксперты из швейцарского Центра исследования безопасности, конечно же, не отважились. Но долго жить с широко закрытыми глазами всё равно не получится.
Олег Ладогин, «Звезда»
Комментариев нет:
Отправить комментарий