четверг, 1 июня 2023 г.

Атаковавшие Москву «утки» могли прилететь из Проебалтики


Страна-производитель уничтоженных беспилотников устанавливается


На фото: сотрудник полиции во время осмотра обломков беспилотника

Утро 30 мая в столичном регионе началось с массированной атаки беспилотников ВСУ. «Рой» включал в себя восемь БПЛА неизвестного типа, выполненных по аэродинамической схеме «утка», то есть, горизонтальное оперение размещено перед основным крылом, сообщила пресс-служба российского оборонного ведомства. Все восемь были нейтрализованы огнем ЗРПК «Панцирь-С1» или подавлены развернутыми в Подмосковье средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ).

По упавшим фрагментам ни восстановить внешний вид, ни определить страну-разработчика напугавших жителей столицы «птичек» пока не удается. По крайней мере, достоверная информация отсутствует. Тем не менее, ряд представителей отечественного экспертного сообщества уже высказал мнение по этому вопросу.

Алексей Рогозин, в недавнем прошлом гендиректор ПАО «Ил», ныне возглавляющий АНО «Центр развития транспортных технологий», предположил, что в налете на Москву приняли участие беспилотники того же типа, что четырьмя днями ранее пытались атаковать Ильский и Афипский НПЗ на Кубани и сам Краснодар.

Анализ действий БПЛА дает основания (по версии Рогозина) говорить о его достаточно солидных массогабаритных характеристиках (размах крыла не менее четырех метров) и достаточно высокой стоимости — в диапазоне от 30 до 200 тысяч долларов. Силовая установка, скорее всего — ДВС, обеспечивает беспилотнику дальность боевого применения до тысячи километров.

Несмотря на то, что некоторые из российских экспертов поспешили «определить» в беспилотниках, выбранных ВСУ для атаки на Москву разработанный Укроборонпромом БПЛА UJ-22 Airborne, в комментариях к видеоматериалу, демонстрировавшему сбитый объект, Алексей Рогозин сделал весьма интересное предположение: «Судя по подкосам (диагональным балкам в нижней плоскости крыла) в ролике показаны обломки самолета Cessna, сегодня свободно перемещающихся в российском воздушном пространстве. Который вполне мог осуществлять корректировку конечного этапа маршрута «уток».

По мнению Героя Российской Федерации генерал-майора Сергея Липового, атаковавшие столичный регион беспилотники — достаточно современные аппараты, оснащенные поршневыми или реактивными двигателями и способные нести серьезный боекомплект. А потому собрать их на Украине невозможно. «Эти БПЛА разработаны и производятся в одной стран Запада, которая использует территорию „соседки“ как испытательный полигон», — считает генерал.

Другой крупный российский эксперт в области авиации — заслуженный военный летчик РФ генерал-майор Владимир Попов высказал версию о том, откуда прилетели «утки». «Эти БПЛА могли быть запущены украинскими диверсионными группами с территории России. У любой противовоздушной обороны существует определенный график, со своими „провалами“ и „слепыми зонами“. Если разведка противника сможет их нащупать, то вряд ли устоит перед искушением ими воспользоваться.

Кроме того, есть такое понятие, как „дифференцированное прикрытие некоторых районов“, а РЛС различных диапазонов не включаются одновременно. Некоторые из них вообще включаются лишь в случае прохождения аварийного сигнала или необходимости оперативного вмешательства. В общем, одновременное функционирование всей имеющейся у страны системы ПВО просто невозможно, даже по причине нехватки сил и средств», — считает бывалый военный.

Итак, место старта, равно и тип атаковавших Москву украинских БПЛА неизвестны, однако возможность их сборки на территории РФ некими террористическими «кружками умелые руки» представляется маловероятной. Тем более, что все пересекшие границу столичного региона дроны были встречены ЗРПК «Панцирь-С1», способными к оперативной смене позиции и совместным действиям. Поэтому отрицать обнаружение «уток» на больших удалениях с выдвижением «Панцирей» на конкретные маршруты не станем.

Что касается типа БПЛА, попробуем оттолкнуться от конкретных цифр, то есть от расстояний. Лететь от ближайших районов Прибалтики (а почему нет?) — около 700 км, а от Харькова и того меньше — 670. Таким образом, для атаки мог быть использован любой имеющийся в распоряжении ВСУ беспилотник с запасом хода более 700 километров. Подобные действия в отношении объектов, расположенных в глубине России, мы уже видели в исполнении Ту-141 «Стриж».

Модернизированные версии туполевской разработки, которые пусть и в незначительном количестве, но еще сохранились у бандеровцев, при навигационной поддержке Североатлантического альянса способны на скоростях порядка 1000 км/ч преодолевать расстояние, превышающее тысячу километров. Атаки на аэродромы «Дягилево» и «Энгельс» подтверждают это. Тем не менее, к попытке нанесения удара 30 мая «Стрижи» непричастны, поскольку их массогабаритные характеристики не позволяют спутать Ту-141 с другими ударными БПЛА.

Способно летать на такие расстояния и уже упоминавшееся выше изделие Укроборонпрома — Укрджет-22 «Бортовой» или UJ-22 Airborne. Это самый крупный военный беспилотник, состоящий на вооружении ВСУ, со взлетной массой 86 кг, размахом крыльев 4,6 м и 3,3 м длиной. Его бензиновый двухтактный силовой агрегат позволяет «Бортовому» находиться в воздухе более восьми часов, и, развивая скорость 120−180 км/ч, преодолевать порядка 800 километров.

Варианты полезной нагрузки — две 82-мм мины или реактивные противотанковые гранаты. Наибольшую опасность для ВС РФ представляет способность этого малозаметного и малоразмерного беспилотника летать на высотах порядка 50 м, что достаточно эффективно «скрывает» его от радаров зенитных ракетных комплексов. Причем, не только С-300 «Фаворит», но и более современных С-400 «Триумф».

Связь с наземной станцией управления БПЛА поддерживает на расстоянии 120 километров, далее полет происходит либо в программируемом автономном режиме, либо при поддержке дрона системами спутниковой навигации или оператором, находящимся на борту самолета сопровождения.

Способен действовать в условиях радиоэлектронного подавления (РЭП) и, как минимум, долететь до Москвы еще один украинский дрон — разработанный компанией «АВК «Скаетон» беспилотный авиационный комплекс Raybird-3. Он может находиться в воздухе до 20 часов, перемещаясь со скоростью 80−140 км/ч на дальность до 2500 километров. Правда, масса полезной нагрузки не впечатляет — не более пяти кило.

Остальные модели БПЛА на вооружении ВСУ не отличаются ни размером боекомплекта, ни дальностью полета. Даже распиаренный Зе-пропагандой свыше всех разумных пределов турецкий «Байрактар ТБ2» не способен покрыть и половины расстояния от Харькова до Москвы.

Что касается поставок на Украину БПЛА западной разработки, особого внимания заслуживает такая информация. Оборонное ведомство незалежной разместило в компании Quantum-Systems (Германия) заказ — кстати, третий по счету с августа 2022 г. — на производство трехсот разведывательных БПЛА Vector. Достоинства этого беспилотника — уникально высокая маневренность, способность обнаруживать цель вне зависимости от погодных условий и способность выполнять боевые задачи уже через 120 секунд после взлета.

И, в заключение, еще о прилетевших с Украины «утках». Без сомнения, это были малозаметные и, скорее всего, маловысотные дроны, достаточно сложно обнаруживаемые и уничтожаемые имеющимися у ВС РФ средствами ПВО и РЭП. А потому опыт, полученный российскими «стражами неба» на ближних подступах к столице, пригодится им еще не раз и не два.

Виталий Орлов

Донаты на сайт Яндех кошелёк - 410017649256522

Комментариев нет:

Отправить комментарий