«Маршал Крылов», похоже, главный герой тихоокеанских учений российского флота в районе Гавайского архипелага.
«Байден – слабак!»
Российский военно-морской флот 18 июня завершил уникальные для новейшей истории учения у берегов Гавайских островов. На удалении более 4 тыс. километров от основных баз действовала группа из 20 кораблей и вспомогательных судов. В маневрах также участвовала дальняя авиация России, а также неназванное количество субмарин. По сценарию учений, которые несут подчёркнуто оборонительный характер, группа кораблей отработала ракетный удар по авианосным группам и подводным силам предполагаемого противника.
Противолодочный Ту-143МЗ.
Надо отметить, что учения произвели неоднозначный эффект на заокеанскую публику. За десятилетия мнимой разрядки отношений США и России американцы отвыкли от присутствия партнера по холодной войне у своих берегов. И досталось, как водится, нынешнему хозяину Белого дома. Социальные сети и интернет-издания пестрят характерными комментариями:
«При Трампе такого бы не произошло»,
«Наличие такого слабого лидера воодушевляет всех врагов США»,
«Русские просто знают, что пациент с деменцией Байден – слабак. Недаром это происходит сразу после встречи Путина с Джо» и
«Я думаю, отсталый Джо не предупредил Путина, чтобы тот не связывался с Гавайями».
«Наличие такого слабого лидера воодушевляет всех врагов США»,
«Русские просто знают, что пациент с деменцией Байден – слабак. Недаром это происходит сразу после встречи Путина с Джо» и
«Я думаю, отсталый Джо не предупредил Путина, чтобы тот не связывался с Гавайями».
Тем не менее Пентагон достаточно сдержанно отреагировал на появление в нейтральных водах российской ударной группы. Сопровождение гостей осуществляли три эсминца типа Arleigh Burke и патрульный катер Sentinel. Кроме этого, прикрытие с воздуха обеспечивали несколько F-22 из Перл-Харбора. Чуть позже в район со свитой прибыл авианосец Nimitz USS Carl Vinson.
Российская группировка у Гавайев потенциально могла применить достаточно серьезный арсенал. Только надводные судна несли порядка ста оперативно-тактических и тактических ракет «Уран», «Калибр» и «Вулкан». Информация о вооружении подводных лодок, задействованных в маневрах, на данный момент закрыта.
При этом военное руководство воздержалось от отработки ударов с применением воздушных ракетоносцев – Ту-95МС и Ту-160 на учениях не были замечены. Авиагруппу представляли палубные противолодочные и поисково-спасательные Ка-27 и два противолодочных Ту-142МЗ с камчатского аэродрома Елизово. Сопровождение самолетов осуществляли истребители-перехватчики МиГ-31БМ. С учетом дальности маршрута около 10 тыс. километров, для обеспечения полетов привлекли летающий танкер Ил-78.
За тыловое прикрытие Охотского моря от вторжения подводных сил противника отвечали шесть Ил-38 и Ил-38Н. В общей сложности в учениях было задействовано в разное время до 20 летательных аппаратов. Американские источники утверждают, что в районе учений были замечены стратегические ракетоносцы Ту-95МС, на перехват которым якобы и подняли пару F-22. Скорее всего, журналисты просто не признали в тяжелом самолете противолодочный Ту-142, построенный на базе Ту-95.
Стоит особо отметить, что к точке сосредоточения с разных сторон подходили несколько групп кораблей. Крейсер «Варяг», фрегат «Маршал Шапошников», танкер «Борис Бутома», а также корветы «Громкий» и «Совершенный» вышли в море еще 1 мая в Восточно-Китайское море. Вслед за ними выдвинулись противолодочный «Адмирал Трибуц» с корветами в направлении на Филиппинское море. Часть кораблей выдвинулась к точке сбора из районов оперативного дежурства. В Охотское море из Владивостока отправились «Маршал Крылов», выполняющий роль корабля управления, ракетные катера, танкер, корвет и госпитальное судно. В походе принимало участие также гидрографическое судно Тихоокеанского флота «Маршал Геловани».
Крейсер «Варяг» – флагман Тихоокеанского флота России.
В центральной части Тихого океана состоялся первый этап учений, в ходе которого отработали «мультидоменное» взаимодействие подводных, надводных и воздушных сил флота. В программе были стрельбы, отражение воздушной атаки и охота на вражеские субмарины. В частности, провели стрельбы автоматической корабельной установкой АК-630 и универсальной корабельной установкой А-190.
Отечественная группировка в столь серьезном составе впервые в новейшей истории оказалась так далеко от российских берегов и так близко к американским военно-морским базам. Значение события тяжело переоценить, и характерны в этой связи слова экс-командующего Северным флотом Вячеслава Попова:
«Флот США тоже выполняет задачи недалеко от наших баз. Как на Севере, так и на Балтике, и в Черном море. Демонстрация флага – очень важная задача в мирное время. В свете того, что американцы объявили Россию противником, видимо, было решено продемонстрировать возможности ТОФ в непосредственной близости от их баз».
Потопление авианосца и срыв испытаний
По планам учений группа российских кораблей в зоне оперативного сосредоточения разделилась на два отряда. Первый играл роль условного противника, а второй на удалении в 300 миль осуществлял поиск «авианосной группы» и уничтожение ракетными залпами.
В авангарде атакующей группы стоял флагман Тихоокеанского флота ракетный крейсер «Варяг». Кроме флагмана, в условном ударе принимали участие фрегат «Маршал Шапошников», корветы «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов», «Совершенный» и «Громкий».
Министерство обороны России упоминает также об условных ракетных стрельбах «по критически важным объектам военной инфраструктуры условного противника». Очевидно, речь идет о центральной базе Тихоокеанского флота ВМС США в Перл-Харборе. Как утверждает американская сторона, российские корабли прошли около гавайской столицы Гонолулу на удалении всего в 63 километра.
Маневры боевых кораблей российского флота, помимо отработки очевидных практических навыков, несли и весомую геополитическую составляющую. 16 июня состоялась встреча президентов Путина и Байдена. Российские учения вблизи американских берегов составляли определенный фон на переговорах.
В интервью ria.ru председатель Общероссийского движения поддержки флота капитан первого ранга Михаил Ненашев прокомментировал происходящее:
«Характер этих маневров – геополитический. Они показали, что наши корабли могут уничтожить какую угодно цель. Однако это не только успех в достижении военно-морских задач. Тихий океан – мировая коммуникация, здесь проходят многочисленные морские пути гражданского флота, то есть мы еще обеспечиваем безопасность судоходства».
Военно-морская база Перл-Харбор.
Однако были и другие цели у маневров близ Гавайев, которые совсем не относятся к учебным.
Самая интересная роль в этой истории отводится кораблю управления «Маршал Крылов». Это слабо вооружённый корабль, спущенный на воду в 1987 году и предназначенный для контроля испытаний космических объектов и межконтинентальных ракет. Судно напичкано системами космической связи и радиолокационным оборудованием. Не самый типичный корабль для управления ударной группировкой.
Но оказался «Маршал Крылов» в окрестностях Гавайского архипелага не случайно. Все дело в испытаниях американской противоракетной обороны. Пентагон планировал в конце июня провести запуск баллистической ракеты из Аляски (остров Кадьяк) с перехватом её системами ПРО Standard Missile 6 как раз в районе Гавайев. По другой версии, перехват планировали в районе Маршалловых островов на атолле Кваджалейн. Окно запусков ракет, судя по системе навигационного предупреждения, планировали с 21 по 25 июня. В центральной части океана находится группа американских кораблей, предназначенных для наблюдения и сопровождения баллистических ракет. Как известно, испытания не состоялись.
Предыдущие испытания противоракет американцы вообще провалили. В конце мая ракеты-перехватчики не смогли отразить учебную атаку баллистическими ракетами. Виновным объявили российское судно радиоэлектронной разведки «Карелия», которое с мая находится в международных водах в окрестностях Гавайского архипелага. Вполне вероятно, повторные испытания противоракет Standard Missile 6 также были перенесены с конца июня в связи с российским присутствием. Американцы будут терпеливо ждать, пока «Карелия» вернется в порт приписки.
Евгений Федоров
Комментариев нет:
Отправить комментарий