Минфин предложил заморозить расходы
Минфин предлагает новый антикризисный план в вопросе финансирования госпрограмм в РФ и основных направлений расходов на 2017–2019 годы. По сообщению газеты «Ведомости», в ведомстве подготовили документ, предлагающий заморозить на три года расходы федерального бюджета на уровне 15,78 триллиона рублей в год. Таким образом, с учётом инфляции в реальном выражении к 2020 году расходы должны уменьшиться на 20 процентов.
При этом в подготовленном ведомством документе предусмотрено и снижение некоторых расходов в номинальном выражении. Максимальное сокращение коснется программ: по развитию физкультуры и спорта (более чем в два раза в течение трех лет), по социально-экономическому развитию Дальнего Востока (в 20 раз) и Крыма (более, чем в два раза). Сюд также относятся затраты на социальную поддержку граждан, обеспечение их доступным жильём, стимулирование сельского хозяйства, а также развитие образования, здравоохранения, физкультуры и спорта. Всего сокращение расходов должно произойти по 36 госпрограммам из 42. Они формируют примерно половину расходов бюджета. Кроме того, на 15% сократятся и оборонные затраты. Рост расходов предусмотрен лишь на управление государственными финансами, экономическое развитие и развитие промышленности.
Экспертные оценки
Валентин Катасонов: Я не вижу здесь никакой сенсации, потому что это всё было очевидно. Просто финансовые власти могли не афишировать, не объявлять, а тихой сапой проводить секвестирование расходов. Но они это сделали громогласно. Может быть для того, чтобы перед выборами обострить внутриполитическую и социальную обстановку в стране. Здесь мне сложно рассуждать, потому что это уже вопросы не экономические, а политические и социальные.
Разумеется, доходы людей сократятся ещё больше. Потому что у нас инфляция. Потому что мы можем получить в ближайшее время ещё один обвал рубля, который приведёт к тому, что цены на всё подскочат. Потому что мы, несмотря на громогласные лозунги об импортозамещении, продолжаем импортировать большое количество товаров, в том числе потребительских. Так что реальное снижение будет намного больше, чем номинальное. Я по регионам много езжу, смотрю, что даже в областных центрах считается неплохой зарплата в размере 15 тысяч рублей в месяц. Понятно, что люди не могут прожить на одну зарплату, поэтому вынуждены работать на 2-3-х работах, заниматься так называемым малым бизнесом. У нас очень много идёт разговоров про малый бизнес, но это просто средство выживания, реакция общества на то, что происходит в стране. Это не есть признак цивилизованной экономики, радоваться такому малому бизнесу поводов нет. Наши власти вместо того, чтобы развивать реальную экономику, всячески уповают на малый бизнес. Но малый бизнес — это фактически торговля, купля-продажа, челноки и так далее, это не производительный труд. Производительным трудом в России занимается от силы 15 миллионов человек, то есть примерно 1/10 примерно всего населения РФ. Если брать трудоспособную часть населения, то, наверное, получается процентов 20. Остальные либо безработные, при том у нас статистика по безработице явно приукрашивается, или это скрытая безработица в виде «малого бизнеса». Что далеко за примерами ходить: по разным оценкам от 1 до 1,5 миллионов человек работают в разного рода ЧОПах, охранниками, сторожами. Это крепкие мужики, которые могли бы варить сталь, пахать землю, а они занимаются такой псевдотрудовой деятельностью.
В России практически не используется экономический потенциал. Обычно под этим имеют в виду бюджет или природные ресурсы, но всё-таки главный ресурс — это человек. И на примере того, как используется наш трудовой потенциал, хорошо видно, что мы тяжело больны и необходима экономическая мобилизация. Но на недавнем Гайдаровском форуме господин Медведев сказал, что экономическая мобилизация — не наш путь. Получается, что правительство сознательно разрушает нашу экономику. Ладно бы они это делали втихую, но они умудряются это пытаются обосновать, возводят в ранг официальной политики.
Давайте посмотрим на структуру нашего правительства. У нас есть Минфин. Минфин занимается налогами, Минфин занимается расходами. А кто у нас занимается реальной экономикой? Министерство экономического развития? Так Министерство экономического развития занимается только астрологическими делами. Улюкаев посвящает всё своё свободное и несвободное время рассуждениям о будущих ценах на рынке чёрного золота. Министерство промышленности тоже не занимается реальной экономикой. Силуанов занимается распределениями и перераспределениями сжимающегося общественного продукта. У нас фактически нет людей, которые бы несли ответственность за провалы экономики.
Мы не используем резервы, которые имеем. Конечно, некоторые резервы уже проблематичны, на протяжении многих лет идёт разговор о деофшоризации экономики, ведь на офшорных счетах находятся сотни миллиардов, если не триллионы долларов. Плюс к этому международные резервы, которые почему-то находятся в управлении Центрального банка, который не отвечает по обязательствам государства — это я цитирую Федеральный Закон о Центральном банке. Возможности большие, но они не реализуются. Поэтому у меня есть все основания утверждать, что идёт полусознательное, а может быть сознательное уничтожение России.
У нас есть все возможности. Предположим, возвращение денег из офшорных юрисдикций — достаточно сложная профессиональная операция, которой надо было заниматься все последние годы. Но не делается даже то, что можно сделать быстро и эффективно. Скажем, введение контроля или запрета на трансграничное движение капитала. Потому что у нас каждый месяц чистый отток капитала из страны составляет несколько миллиардов долларов. Капитал просто уходит, и это фактически те самые налоги, которые должны платить корпоративные налогоплательщики и физические лица. В России единый подоходный налог по ставке 13%. Такого нет, наверное, вообще нигде в мире. Я имею в виду не только в плане столь низкой ставки, а ещё что это единый налог. Во всех странах это дифференцированный налог, как правило, с использованием прогрессивной шкалы. На протяжении многих лет нам впаривают, что если мы введём дифференцированную шкалу, то не сможем собирать налоги с богатеньких. Извините, если вы не можете этого делать, значит, вы расписываетесь в своей полной беспомощности. Государство обязано собирать налоги. Собственно, это основная функция государства. И расписываться в этом — просто неприлично.
Точно также как наш ЦБ говорит: мы не можем запретить нахождение доллара, потому что тогда возникнет серый и чёрный рынок иностранной валюты. Если вы не в состоянии решить эти задачи, значит, вы не соответствуете своей должности. И если вы уже допустили какие-то серьёзные нарушения закона и Конституции, то должны подвергаться не только административной ответственности, но и уголовной. Набиуллина по ст. 75 Конституции РФ обязана поддерживать устойчивость рубля. А нам впаривают, что плавающий волатильный рубль — это то, что надо. Либо вы вносите поправки в Конституцию РФ, либо вы должны применять санкции в отношении руководителей ЦБ. Иначе получается, что у нас нет государства, а есть нечто, напоминающее колониальную администрацию. Но колониальная администрация выполняет очень узкий круг функций, которые ей спускаются сверху. Прежде всего, спускается такая задача, как отслеживание ситуации в России и проведение вербальных интервенций — так часто называют разного рода болтовню, которая должна отвлекать людей от действительно ключевых вопросов общественной, социальной, экономической жизни.
Председатель Центрального банка России Эльвира Набиуллина рассказала, как скажется выход Великобритании из ЕС на российской экономике. По словам главы ЦБ, прямое влияние Brexit на экономику страны будет ограниченным.
«Если говорить конкретно про Brexit, то, конечно, по оценкам, его влияние на российскую финансовую систему и экономику будет достаточно ограниченным», – заявила Набиуллина на Международном финансовом конгрессе.
«Мы уже видели, что российские рынки достаточно спокойно перенесли первоначальный всплеск волатильности», –цитирует ТАСС председателя Центрального банка России.
По ее словам, «долгосрочные последствия будут зависеть от конкретных договоренностей между Великобританией и Евросоюзом, их влияния на мировую экономику и финансовые рынки».
Также Набиуллина обратила внимание на то, что за последние несколько лет мир пережил появление нескольких «черных лебедей» (экономическое понятие, обозначающее событие, которое трудно спрогнозировать, имеющее значительные последствия – прим. ред.).
Глава ЦБ отметила, что Brexit является «черным лебедем» 2016 года.
«Этот год еще не закончился, но один "черный лебедь" уже вылетел, который также оказался для рынка во многом неожиданным», – сказала она.
Brexit можно рассматривать как запрос общества на перемены, связанный в большей степени с экономикой, подчеркнула глава ЦБ.
Набиуллина отказалась пополнять золотовалютные резервы
30.06.2016 - 10:13
Глава Банка России Эльвира Набиуллина заявила, что ЦБ не будет в краткосрочной перспективе пополнять международные резервы. По ее словам, регулятор не имеет возможности покупать валюту даже при высоких ценах на нефть.
«Мы так никогда не говорили, это нам приписывают некоторые эксперты. Наше решение о возможном возобновлении валютных интервенций не зависит ни от цены нефти, ни от уровня курса. У нас нет количественных критериев, — сказала Набиуллина.
— Решение скорее зависит от качественной оценки ситуации, уверенности в том, что валютный рынок стабилизировался в долгосрочном плане и наши операции не приведут к повышению его волатильности. Пока в краткосрочной перспективе мы не видим возможности пополнять ЗВР».
Она также добавила, что по международным стандартам объем резервов является достаточным, но уменьшать их дальше нельзя.
«Но так как наша экономика находится в условиях повышенной внешней турбулентности, то, чтобы обеспечить финансовую стабильность, нам нельзя уменьшать ЗВР и по мере возможности нужно их даже увеличивать, хотя по всем международным меркам они у нас достаточны.
Это первое, почему мы так не делаем.
Второе – даже если мы не зеркалируем операции Минфина, т. е. не продаем валюту на рынке, то эмиссия, которая происходит, обеспечена активами – это активы Минфина, которые переходят в активы ЦБ».
В настоящий момент Минфин тратит резервы для обеспечения расходов правительства.
«На наш взгляд, должна быть сбалансированная пропорция финансирования дефицита бюджета резервным фондом и внутренними займами. Потому что если, предположим, Минфин не будет занимать, а будет быстро тратить резервы, то на рынок заимствований выйдет ЦБ».
Отдельно Набиуллина заявила о том, что привлекать финансирование на внутреннем рынке должен Минфин, а не ЦБ.
«Я считаю, предпочтительнее, чтобы занимало министерство финансов, оно обычно занимает на более длительные сроки. Мне кажется, было бы неразумным сначала потратить все резервы, а потом занимать на внутреннем рынке. Должна быть пропорция, какая – не готова говорить, это скорее вопрос к Минфину. Для того чтобы избежать инфляционного влияния, мы абсорбируем избыточную ликвидность».
Комментариев нет:
Отправить комментарий